Что штраф грядущий нам готовит? Новое в КоАП РФ* и практика работы Кемеровского УФАС России в разрезе административных нарушений за 2012 год.

 

Задумывались ли вы когда-нибудь, исходя из каких расчетов антимонопольный орган накладывает на нарушителя штраф? Наверняка нет, если вас это напрямую не коснулось и вы не один из «штрафников». Между тем за 2012 год Кемеровское УФАС России выдало штрафов на общую сумму более 33 миллионов рублей.

 

На самом деле уже целый год ФАС России работает по-новому.

С принятием «третьего антимонопольного пакета» в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях появилась методика расчета штрафов за все те нарушения, которые выявляет антимонопольная служба. Это и злоупотребление доминирующим положением, и заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, и недобросовестная конкуренция.

Напомним, что до 7 января 2012 г. за такие нарушения (статьи 14.31, 14.32, 14.33 КоАП РФ) Кодексом были установлены лишь минимальные и максимальные границы штрафных санкций (максимальный штраф мог составить 15% оборота компании, минимальный – 1%, но не менее 100 000 рублей). Теперь же существует определенная система подсчета внутри данной «вилки».

Конечная сумма определяется исходя из половины максимально возможного штрафа. При наличии смягчающих обстоятельств штраф уменьшается на 1/8 за каждое такое обстоятельство, при наличии отягчающих обстоятельств – аналогично увеличивается. При этом сформулирован закрытый перечень таких обстоятельств, что в конечном итоге способствует реализации основных принципов административного производства: законности и объективности.

И если раньше порядок определения размера штрафа мог вызвать разногласия, то теперь такая вероятность сводится к минимуму. Вопрос только в правильности применения существующей методики.

Однако методика расчета штрафов не единственное нововведение Кодекса в редакции «третьего антимонопольного пакета».

Законодатель разделил статью 14.31, предусматривающую ответственность за злоупотребление доминирующим положением, на две части, в зависимости от последствий таких действий.

Если нарушение привело к ущемлению интересов других лиц и не связано с ограничением  конкуренции, КоАП РФ предусматривает штраф в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В противном случае, если речь идет об ограничении конкуренции или о противоправных действиях субъекта естественной монополии, штраф рассчитывается исходя из выручки правонарушителя.

Кемеровское УФАС России в 2012 году рассмотрело 21 дело, возбужденное по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и 13 дел - по части 2 этой статьи.

Следует отметить, что ранее за нарушение статьи 14.31 КоАП РФ «монополиста» в любом случае ждал бы оборотный штраф и наказание могло быть гораздо суровее.

Пока еще приведенные выше цифры не отражают полной картины, поскольку лица, совершившие административное правонарушение до 07 января 2012 г., в случае если Кодекс в новой редакции отягчал их административную ответственность, подлежали ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Опираясь на практику работы Управления в 2012 году, уже можно сделать вывод, что система штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства стала более понятной и справедливой, а отнюдь не жесткой, как могло показаться на первый взгляд.

Тем не менее подобные штрафы могут нанести урон бизнесу даже таких крупных игроков рынка как монополисты. Давайте же в новом году вести честную конкурентную борьбу и с уважением относиться к своим потребителям!

       

Отдел контроля органов власти, судебной и правовой работы