Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг охраны жилых помещений Прокопьевского городского округа

 

Аналитический  отчет по результатам анализа рынка услуг охраны жилых помещений Прокопьевского городского округа                                        

 

         Кемеровским УФАС России проведен анализ рынка услуг охраны жилых помещений в разрезе административно-территориальных образований Кемеровской области с численностью населения более 100 000 человек.

         Основанием для проведения данного исследования  явился приказ  ФАС России от 07.02.2011 г. № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы»   

         При проведении анализа рынка услуг охраны жилых помещений Кемеровское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России  от 28.04.2010 года № 220 «Об утверждении порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа), Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), методическими рекомендациями ФАС России от 25.06.2012 № ЦА/19980 «О проведении анализа рынка услуг охраны жилых помещений» (далее - Методические рекомендации).

        Целью проведения анализа является выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке услуг охраны жилых помещений, предупреждения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на  вышеуказанном рынке услуг, а также выявления наличия (или отсутствия) барьеров входа на исследуемый рынок.

        Для  проведения данного исследования  использовалась  информация:

      - управления вневедомственной охраны ГУ МВД России по Кемеровской области и его отделов в городах области;

      - филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области и его обособленных подразделений - отделов в городах Кемеровской области;

      -  частных охранных предприятий (далее – ЧОП);

      - частных предприятий, осуществляющих деятельность по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны.

 

         Временной  интервал  исследования

        В соответствии с Методическими рекомендациями анализ рынка услуг охраны жилых помещений проведен за период с 01.01.2010 года  по 31.12.2011 года.

 

         Продуктовые границы товарного рынка

       В основу определения продуктовых границ рынка услуг охраны жилых помещений положен Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1       «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в  статье 3 которого в целях охраны определены  виды предоставляемых услуг, в том числе:

         - охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

       -   охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» установлен перечень видов технических средств охраны, которые используются для оказания услуг по охране объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по их проектированию, монтажу, и эксплуатационному обслуживанию.  

       Таким образом, продуктовые границы исследуемого рынка услуг определены  как оказанные на возмездной основе услуги по охране жилых помещений, в том числе: осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения.

         Исследуемые услуги оказываются лицензированными охранными организациями, лицензированными предприятиями, осуществляющими услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны.

         Оказанию услуг по охране жилых помещений соответствует код по ОКВЭД – 74.60 «Проведение расследований и обеспечение безопасности».

       Предметом анализа являются услуги по охране жилых помещений физических лиц.

       

          Географические границы товарного рынка

        Рынки по оказанию услуг по охране жилых помещений граждан являются локальными, т.к. данные услуги в большинстве случаев приобретаются там, где заказчик услуг проживает по месту жительства или по месту нахождения жилого помещения (объекта услуг).

        Исследуемый рынок услуг связан с оперативным реагированием на ситуации, при которых произошел охранный случай и необходим выезд группы быстрого реагирования на конкретный объект. Поэтому, выезд наряда охранников могут осуществлять только те организации, которые действуют на определенной локальной территории, т.е. в границах административно-территориальных образований.  

        Заказчик услуги по охране жилых помещений изначально органичен в выборе организации оказывающей такую услугу в определенных географических границах. 

        В соответствии с Методическими рекомендациями данное исследование необходимо провести в границах административно-территориальных образований с численностью населения более 100 000 человек.

        По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области  о численности населения Кемеровской области на 01.01.2012 года из 34 административно-территориальных образований только в 7 административно-территориальных образованиях численности населения превышает 100 000 человек.

         К одному из таких административно-территориальных образований относится  Прокопьевский  городской округ с численностью  населения       207,1 тыс. чел.

        Следовательно, географическими границами рынка услуг по охране жилых помещений граждан является административно-территориальное образование, входящее в состав  субъекта Российской Федерации – Кемеровской области, а именно:

        - Прокопьевский городской округ.

       

            Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

        Состав  участников рынка определен, исходя из того, что основным видом деятельности хозяйствующего субъекта  являются услуги по охране жилых помещений граждан, в том числе, осуществление работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, охрана жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения, что соответствует вышеуказанному коду «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности».

         В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 589 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» вневедомственная охрана при органах МВД России является специальным субъектом договорных отношений, который создается для охраны и защиты имущественных прав собственников.

        Отделы вневедомственной охраны управлений и межмуниципальных отделов МВД России в административно-территориальных образованиях Кемеровской области осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением об отделе вневедомственной охраны МВД России в административно-территориальном образовании  Кемеровской области который,  утверждается приказом Управления вневедомственной охраны ГУ МВД России по Кемеровской области. В соответствии с пунктом 20 вышеуказанного Положения отдел вневедомственной охраны является юридическим лицом, в гражданско-правовых отношениях участвует в форме государственного учреждения, имеет печать, самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах Федерального казначейства, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, может быть истцом и ответчиком в суде.

         В соответствии с пунктом 2 Положения об отделе вневедомственной охраны МВД России отдел вневедомственной охраны входит в структуру органов полиции, предназначен для охраны имущества и объектов, в том числе на договорной основе. В пункте 3 данного Положения определено, что основной задачей отдела вневедомственной охраны, наряду с другими,  является  охрана на договорной основе имущества граждан и организаций, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.

         Следует отметить, что деятельность отделов вневедомственной охраны по охране объектов, квартир и других мест хранения личного имущества граждан является видом экономической деятельности, приносящей доход. Услуги по охране жилых помещений предоставляются вневедомственной охраной на возмездной основе.

         Отделы вневедомственной охраны органов внутренних дел РФ не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а потому являются некоммерческими организациями, находящимися на бюджетном финансировании. Они могут осуществлять экономическую деятельность, приносящую доходы, лишь  постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (пункт 1 и пункт 3 статьи 50 ГК РФ). Некоммерческая организация, осуществляющая в силу статьи 50 ГК РФ предпринимательскую деятельность, признается хозяйствующим субъектом независимо от того, на какие цели направляются полученные денежные средства. Следовательно, учреждения, которые по статье 120 ГК РФ относятся к некоммерческим организациям, создаваемым собственником (в данном случае – Российской Федерацией) для реализации своих функций некоммерческого характера и финансируемым им полностью или частично, также могут быть признаны хозяйствующими субъектами.

       Таким образом, отдел вневедомственной охраны при органе внутренних дел РФ  является хозяйствующим субъектом.

       В соответствии с пунктом 7 Порядка обеспечения МВД России  охраны имущества физических и юридических лиц по договорам, утвержденным приказом МВД России от 31.08.2007 г. № 772, в данном виде деятельности принимает  участие федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России (далее – ФГУП «Охрана»).

       ФГУП «Охрана» было создано в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации № 66 от 11.02.2005 года «Вопросы реформирования  подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» и является правопреемником по договорам, заключенным подразделениями вневедомственной охраны на военизированную, физическую охрану и на проектирование, монтаж, обслуживание и ремонт технических средств охраны.

       К основным задачам ФГУП «Охрана» относятся охрана имущества физических и юридических лиц, в том числе охрана и сопровождение грузов, а также обеспечение проектирования и монтажа, обслуживания и эксплуатации технических средств охраны на охраняемых объектах.   

       В соответствии с пунктами 1.3., 1.4. Устава ФГУП «Охрана» МВД РФ утвержденного приказом МВД России от 13.05.2011 № 367 данное предприятие является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении МВД РФ, осуществляющего координацию, контроль и регулирование его деятельности.

      Полномочия собственника имущества предприятия осуществляет МВД России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которые являются учредителями ФГУП «Охрана».

      Деятельность ФГУП «Охрана» МВД России осуществляется при взаимодействии  с вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ.

 

      В соответствии с пунктом 1.5. вышеназванного Устава ФГУП «Охрана» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование.

       В пункте 3.3. Устава указано, что ФГУП «Охрана» возглавляет генеральный директор, назначаемый на эту должность на конкурсной основе и освобождаемый от нее МВД России в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

       Таким образом, ФГУП «Охрана» МВД России  является хозяйствующим субъектом.

        На основании вышеизложенного Кемеровское УФАС России считает, что  Министерство внутренних дел Российской Федерации, Главное управление вневедомственной охраны МВД России и Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» МВД России входят в одну группу лиц  в соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Следовательно,  управление вневедомственной охраны ГУ МВД России по Кемеровской области, Филиал ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области, а соответственно и их отделы в административно-территориальных образованиях Кемеровской области входят в одну группу лиц.

       Следует отметить, что при анализе рынка группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

       Отделы филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в административно-территориальных образованиях осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением об обособленном подразделении отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области, утвержденного приказом филиала ФГУП «Охрана» МВД России.

       Согласно данного Положения отдел не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени предприятия на основании выданной доверенности и настоящего Положения.

       Частные охранные предприятия осуществляют свою деятельность на основании Закона об охранной деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1. данного Закона частная охранная организация – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.

       Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел (статья 11.2. Закона об охранной деятельности).

       МВД России осуществляет выдачу частным охранникам удостоверений установленного образца, прием у них квалификационных экзаменов, периодические проверки  частных охранных предприятий, контроль за оружием и боеприпасами к нему в частных охранных предприятиях, охрану комнат хранения оружия частных охранных предприятий силами подразделений полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ. 

        Для определения состава и количества участников рынка услуг по охране жилых помещений граждан в вышеуказанном административно-территориальном образовании Кемеровской области была использована информация Центра лицензионно-разрешительной работы ГУ МВД России по Кемеровской области и Главного управления МЧС России по Кемеровской области. 

        По данным вышеуказанного Центра в период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г. общее количество частных охранных предприятий, имеющих лицензию на оказание охранных услуг в Прокопьевском городском округе составляло  – 27.

        На основе информации представленной ЧОП Прокопьевского городского округа установлено, что фактически оказанием услуг по охране различных объектов собственности в данных географических границах в период с 01.01.2010 г. по 31.12.2011 г.  занималось 15 ЧОП, из которых охраной жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения не занималось ни одно ЧОП. Все существующие ЧОП в Прокопьевском городском округе в вышеуказанном временном периоде заключали договора на охрану нежилых помещений, в первую очередь, производственных, складских и торговых помещений. Во-вторых, заключались договора на охрану  различных объектов относящихся к социальной сфере,  сфере культуры, образования  и здравоохранения  и т.п.

         Анализ представленной информации выявил, что ни одно из ЧОП в исследуемом периоде также не оказывало услуг  по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений в границах Прокопьевского городского округа.

        Кроме вышеуказанных участников исследуемого рынка услуг, к числу таких участников следует отнести и частные предприятия, специализированные фирмы, оказывающие услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны. Данные предприятия зарегистрированы в установленном законом порядке и осуществляют свою деятельность на основании Устава, а также в своем большинстве  имеют лицензию МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию установок охранно-пожарной и пожарной сигнализации. Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации работы по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны не подлежат лицензированию.

         По данным Главного управления МЧС России по Кемеровской области по состоянию на 01.01.2012 года общее количество организаций, имеющих лицензию на оказание услуг на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию установок охранно-пожарной сигнализации в Прокопьевском городском округе составляло - 9. Установлено, что среди частных организаций, фирм осуществляющих  производство работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений и имеющих вышеназванную лицензию МЧС России в границах Прокопьевского городского округа, только одна монтажная организация заключала договора с физическими  лицами на оказание данной услуги  в отношении жилых помещений граждан в период с 01.01.2010 года по 31.12.2011 года, а именно: ООО «Авангард-СБ».  Все остальные частные монтажные организации в данном административно-территориальном образовании Кемеровской области в исследуемом временном периоде оказывали услуги по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны только юридическим лицам, причем исключительно нежилых помещений, в основном промышленных, торговых и  офисных.  

          На основании вышеуказанного, продавцами услуг на исследуемом рынке являются:

        - отдел вневедомственной охраны Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» (<…>);

       - ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск (<…>);

       - ООО «Авангард-СБ» (<…>).

         Покупателями  на исследуемом  рынке являются физические лица – граждане, желающие приобрести данную услугу.

 

             Определение объема товарного рынка и доли на нем хозяйствующего субъекта.

           Для  определения объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг охраны жилых помещений граждан на территории Прокопьевского городского округа  использовались следующие данные:

             -  объем  фактически оказанных услуг (количество жилых помещений) ЧОП, монтажными организациями и государственными охранными предприятиями в  2010 году и 2011 году (в натуральном выражении);

             - объем выручки (продажи в рублях) ЧОП, монтажных организаций и государственных охранных предприятий по оказанным услугам охраны жилых помещений физических лиц в границах Прокопьевского городского округа  в 2010, 2011 годах  (в стоимостном выражении).

         Объем рынка  услуг охраны жилых помещений был рассчитан исходя из количества всех жилых помещений, в которых были оказаны данные услуги всеми участниками рынка в географических границах Прокопьевского городского округа.             

         Кемеровское УФАС России  при определении доли предприятий по оказанию услуг охраны жилых помещений граждан и при определении хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов руководствовалось натуральными показателями  объемов услуг  охраны  жилых помещений оказанных охранными организациями.

         Общие объемы услуг охраны жилых помещений граждан в  исследуемых  географических  границах  определяется как сумма объемов услуг всех хозяйствующих субъектов,  осуществляющих свою деятельность на данном  рынке.

         Сведения об общих объемах оказанных услуг охраны жилых помещений на территории Прокопьевского городского округа, в том числе объемах услуг по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, охране жилых помещений с подключением на пульты централизованного наблюдения, а также результаты расчетов  долей  объемов услуг охраны жилых помещений в общем объеме реализации данных услуг  в  Прокопьевском городском округе за 2010 и 2011 годы представлены  в  таблице (приложение № 1). 

          В целом  за 2010 год объем оказанных услуг по охране жилых помещений (количество жилых помещений)  на территории Прокопьевского городского округа  составил 5436 жилых помещения,  а за  2011 год – 5290 жилых помещений.

          Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение объема оказанной им услуги на данном  рынке  к общему объему оказанных услуг на соответствующем рынке. В анализируемом случае доля хозяйствующего  субъекта   определяется    как   отношение    объема  оказанных услуг охраны жилых помещений, в т.ч. объемах услуг по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны жилых помещений, охране жилых помещений с подключением на пульты централизованного наблюдения каждым хозяйствующим субъектом к общему объему услуг оказанных всеми охранными и монтажными предприятиями, осуществляющими свою деятельность в границах  Прокопьевского городского округа.

         Анализ вышеуказанной таблицы позволил установить, что два хозяйствующих субъекта, а именно ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское»  и   ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в                       г. Прокопьевск в 2010 году имели доли  <…>% и <…>% соответственно, а в 2011 году – <…>% и <…>% соответственно, т.е. диапазон изменения долей в течение длительного времени (двух лет) был подвержен малозначительным изменениям.

        Установлено, что рынок услуг охраны жилых помещений Прокопьевского городского округа в исследуемом временном периоде фактически            поделен между двумя хозяйствующими субъектами, а именно ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» и ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск.    

        Согласно проведенному расчету наибольшая доля в оказанных услугах охраны жилых помещений в 2010 и 2011 годах на территории Прокопьевского городского округа, а именно <…>% и <…>% соответственно принадлежит  ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск.      

         Следует отметить, что доля ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское»  в общем объеме оказанных услуг  в 2011 году по сравнению с 2010 годом выросла на 0,2%, а доля отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск снизилась на 0,4%. Монтажная организация ООО «Авангард-СБ» вошла на исследуемый рынок услуг только в начале 2011 года. Ее доля  на рынке услуг охраны жилых помещений Прокопьевского городского округа составила в 2011 году  <…>%.

        Общий объем услуг оказанных в сфере охраны жилых помещений граждан в Прокопьевском городском округе в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократился на 2,7%.

         Совокупная доля группы лиц в составе: ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» и  ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск на исследуемом рынке  в  2010 году составляла <…>%, а  в 2011 году составляла  <…>% в общем объеме оказанных услуг охраны жилых помещений в границах Прокопьевского городского округа.

         Таким образом, проанализировав ситуацию на рынке услуг охраны жилых помещений за 2010 и 2011 годы в границах Прокопьевского городского округа, Кемеровское УФАС России установило, что:

         1)  в соответствии с частью 1 статьи  5 Федерального закона от 26.07.    2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)  доминирующее положение среди предприятий оказывающих услуги   на   данном   рынке  в  пределах   территории   Прокопьевского  городского округа  занимало   ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в                       г. Прокопьевск, т. к.  его   доля  превышала  50%

        2) в соответствии с частью 1 статьи  5 Закона о защите конкуренции  доминирующее положение среди предприятий оказывающих услуги   на   данном   рынке  в  пределах   территории   Прокопьевского  городского округа  занимала  группа лиц в составе: ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» и ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск, т. к. ее доля  превышает  50%, а именно составила <…>% в 2011 году.   

           

           Барьеры входа на рынок охранных услуг

          Проведенный анализ рынка услуг охраны жилых помещений граждан в границах Прокопьевского городского округа,  оказываемых  частными охранными предприятиями,  в том числе и вновь созданными, позволил определить следующие барьеры входа частных охранных предприятий на данный рынок услуг:

         1. экономические барьеры:

          - отсутствует «эффект масштаба» у частных охранных предприятий;

          -  высокие финансовые затраты входа на данный рынок услуг, а именно: расходы на приобретение и эксплуатацию автотранспортных средств необходимого качества и в необходимом количестве для групп быстрого реагирования, плата за оснащение и содержание оружейных комнат, затраты на современные средства связи и выделение платных каналов связи, затраты на аренду или приобретение офисных помещений, расходы на покупку оружия и специальных средств,  рост налоговой нагрузки (увеличение ставок страховых взносов на 16% в 2011 году по сравнению с 2010 годом), расходы на оценку  имущества, сдаваемого под охрану, и возмещение нанесенного ущерба, поддержание на соответствующем уровне оплаты труда сотрудников, а  также  их квалификации и т.д.;

           -  малая рентабельность  деятельности частных охранных предприятий  из-за низкой платежеспособности населения.  Повышение стоимости услуг охраны жилых помещений граждан приведет к недоступности данной услуги для основной части населения.

        2.  административные барьеры:

        -  необходимость получения ЧОП лицензии на оказание охранных услуг, а также  сложности системы получения и продления лицензии на осуществление частной охранной деятельности.

              3. законодательно правовые барьеры:

        - полное отсутствие законодательно закрепленных социальных гарантий работникам  частных охранных структур;

        -  низкий правовой статус сотрудников частных охранных предприятий;

         - слабый спектр властных полномочий работников групп быстрого реагирования у ЧОП;

         - сотрудники ЧОП, несущие службу в группах быстрого реагирования не вооружены огнестрельным оружием, как сотрудники ОВО МВД, что ограничивает возможность задержания и противодействия вооруженным или превосходящим по численности правонарушителям;

         - монополия на охрану комнат хранения оружия ЧОП со стороны подразделений полиции вневедомственной охраны;

         - отсутствие возможности выполнения сотрудниками ЧОП обязательств по договорам охраны жилых помещений, в связи с запретом на использование специальных  сигналов (проблесковых маячков синего цвета) на автомобилях ЧОП, а также наличие штрафов ГАИ за превышение скорости при исполнении служебных обязанностей сотрудниками частных охранных структур.

        4. организационные барьеры:

        - низкая оперативность групп быстрого реагирования при прибытии на охраняемый объект. Время прибытия для групп ЧОП может составлять             40 минут и более, в то время как группы сотрудников ОВО МВД прибывают на объект в течение 3-5 минут;

        -  высокая текучесть кадров в частных охранных предприятиях;

        - слабая профессиональная подготовка ннженерно - технических работников ЧОП, производящих проектирование, монтаж и обслуживание технических средств охранной сигнализации;

        - слабая профессиональная подготовка частных охранников, несущих дежурство в  группах быстрого реагирования.

        Вследствие вышеназванного, возникает нестабильность существования ЧОП как организаций на рынке охранных услуг, т.е. они быстро возникают на данном рынке и быстро ликвидируются.

         5. психологические барьеры:

         - вневедомственная охрана и ФГУП «Охрана» МВД России как государственные структуры имеют более высокий статус доверия населения, по сравнению с частными охранными предприятиями и частными организациями осуществляющими монтаж и обслуживание технических средств охраны жилых помещений.

         Для преодоления существующих барьеров входа на исследуемый рынок услуг необходима разработка эффективной правовой базы регламентирующей охранную деятельность, снижение ставки налогообложения, упрощение системы получения и продления  лицензий на осуществление частной охранной деятельности, наличие льготного кредитования частных охранных предприятий и ряд других мер со стороны государства.

          По вопросу стратегии поведения действующих на исследуемом товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленной на создание барьеров входа на рынок сообщаем, что сотрудники полиции подразделений вневедомственной охраны в качестве одной из стратегий поведения  на рассматриваемом рынке услуг используют дискредитацию частных охранных структур в глазах населения,  распространяют ложные сведений о ненадежности и нестабильности частных охранных предприятий. Данная стратегия  государственных охранных структур может способствовать созданию дополнительных барьеров входа на рынок услуг охраны жилых помещений.

         Следует отметить, что по информации частных предприятий и фирм, осуществляющих работы по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны,  подразделения вневедомственной охраны МВД России направляют все заявки на проектирование, монтаж и техническое обслуживание средств охранной сигнализации во ФГУП «Охрана» МВД России, а при обращении к ним граждан за услугой охраны рекомендуют им ФГУП «Охрана» для решения вопросов по монтажу и техническому обслуживанию средств охранной сигнализации. Таким образом, по мнению частных предприятий и фирм, осуществляющих работы по проектированию, монтажу и обслуживанию технических средств охраны, для ФГУП «Охрана» МВД России создаются наиболее благоприятные условия на исследуемом рынке.

                   

          Оценка состояния  конкурентной среды на рынке

         Для определения уровня концентрации рынка услуг охраны жилых помещений, используются: коэффициент рыночной концентрации  (CR)  и   индекс  рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

          Коэффициент рыночной концентрации  рассчитан для  двух крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на этом рынке услуг, а именно:

       - в 2010, 2011 годах - это ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское»,  ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск.

        Исходя из этого, коэффициент рыночной концентрации (CR):

                                                                                                              2

      -  в 2010 г. = <…> % и находится в пределах: 70% <= CR (<…>%) <= 100%;

                                                                                                             2

      -  в 2011 г. = <…>% и находится в пределах: 70% <= CR (<…>%) <= 100%.

                                                                                                              2           

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

                                                                                                    2

- в 2010 г. = 5002 и находится в границах: 2000< = HHI= 5002< =10000; -  в  2011 г. = 4980 и находится в границах:  2000 < = HHI= 4980 < =10000.

             

          В соответствии с полученными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана можно определить рынок услуг охраны жилых помещений  в географических границах Прокопьевского городского округа как                                   высококонцентрированный  с  неразвитой конкуренцией. 

         Анализ динамики показателей  уровня концентрации товарного рынка  позволяет установить, что  уровень  концентрации рынка услуг охраны жилых помещений в рассматриваемых географических границах остается без существенных изменений.                                                                                                             

        

        На основании анализа информации о структуре стоимости услуг по охране жилых помещений в границах Прокопьевского городского округа, Кемеровское УФАС России сделало вывод о том, что:

       - услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений граждан, могут оказываться отдельно и фактически оказываются отдельно от услуг по охране жилых помещений;

       -  стоимость услуг по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений не входит в стоимость услуги по охране жилых помещений граждан;

       - в структуре общего объема услуг охраны жилых помещений граждан в границах Прокопьевского городского округа услуги по осуществлению работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны жилых помещений занимают объем равный 50,6%, а услуги по охране жилых помещений граждан с подключением на пульты централизованного наблюдения занимают объем равный 49,4%.

       

        В результате проведенного анализа рынка услуг охраны жилых помещений в границах Прокопьевского городского округа  Кемеровским   УФАС    России:

        1) установлено доминирующее положение ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск на рынке услуг охраны жилых помещений граждан  с долей  в 2010 году <…>%  и  долей в 2011 году <…>%;   

        2)  выявлена  группа лиц в составе двух хозяйствующих субъектов, а именно: ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» и ФГУП «Охрана» МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в г. Прокопьевск. Общая совокупная доля данной группы лиц на исследуемом рынке  составила в 2010 году – <…>%, а в 2011 году – <…>%;

        3)  определено, что по степени развития конкуренции рассматриваемый рынок услуг относится к рынкам с неразвитой  конкуренцией;

        4)  установлено, что исследуемый рынок услуг характеризуется как высококонцентрированный рынок с наличием большого количества труднопреодолимых барьеров входа на данный рынок, т.е. рассматриваемый товарный рынок является высокомонополизированным.

        По результатам проведенного анализа рынка услуг охраны жилых помещений  граждан в географических границах Прокопьевского городского округа Кемеровское УФАС России считает возможным рассмотрение вопроса о включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, группы лиц в составе  ОВО Межмуниципального управления МВД России «Прокопьевское» и ФГУП «Охрана»  МВД России в лице отдела филиала ФГУП «Охрана» МВД России по Кемеровской области в городе Прокопьевск.