Анализ состояния конкурентной среды на рынке глиняного (керамического) кирпича на территории Кемеровской области

 

Цель исследования

Выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на региональном рынке  глиняного (керамического) кирпича, а также рассмотрение вопроса о целесообразности включения данных организаций в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - Реестр) и  для проведения проверок на предмет соответствия требований антимонопольного законодательства (поручение ФАС России от 29.01.2013 № ИА/2803-ПР/13) 

Исследование рынка проведено в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220).

В качестве источников исходной информации об исследуемом рынке использовались данные, полученные от территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, Администрации Кемеровской области и от хозяйствующих субъектов.

 

Временной интервал исследования.

Для анализа исследуемого рынка использована информация за 2010 г., 2011 г., 2012 г. Выбор данного временного интервала исследования обусловлен тем, что в соответствии с п. 2.2 Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке. В связи с тем, что целью исследования данного рынка является определение наличия (отсутствия) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке кирпича глиняного (керамического), а также рассмотрение вопроса о целесообразности включения в Реестр, временной интервал исследования берется за 2010 г., 2011 г., 2012 г. 

 

Продуктовые границы товарного рынка

Согласно п. 3.7 Порядка № 220, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции определение взаимозаменяемости товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст (далее - ОКВЭД) производство прочих неметаллических минеральных продуктов включено в подраздел DI, п. 26.40 производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины.

Для установления взаимозаменяемости товара (кирпича глиняного (керамического) был произведен опрос покупателей данного вида товара.

Товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара не установлено.

Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка следует признать  кирпич глиняный (керамический) (далее – кирпич).

 

Географические границы

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено в соответствии с разделом IV Порядка № 220.

Согласно п. 4.2 Порядка № 220 определение географических границ товарного рынка проводится на основе информации о регионе (Кемеровская область), в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, географическими границами рынка глиняного (керамического) кирпича определены административные границы  Кемеровской области.

                                                                                               

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке кирпича глиняного (керамического) на территории Кемеровской области

На территории Кемеровской области выявлено - 3 завода - производителя кирпича, постоянно производящих и реализующих данный товар.

1. ООО «Ленинск-Кузнецкий завод строительных материалов» (далее – ООО «ЛКЗСМ») (<…>).

2. ООО «Мазуровский кирпичный завод» (<…>).

3. ООО «Прокопьевский завод строительных материалов» (<…>).

Покупателями кирпича являются хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели,  находящиеся как в Кемеровской области, так и в других регионах.

Сведения о покупателях представлены в Приложении № 3.

Реализацию кирпича в другие регионы осуществляет только ООО «ЛКЗСМ» Приложение № 2 Таблица 2.4.

Согласно Порядку № 220 группы лиц, действующих на исследуемом товарном рынке не установлено.

 

Объем рынка кирпича глиняного (керамического) и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Для определения объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке кирпича использовались данные из Приложения № 1 и Приложения № 2.

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение произведенного им кирпича на территории Кемеровской области к общему объему производства на соответствующей территории.

Состав хозяйствующих субъектов их объем и доля по производству кирпича представлены в Приложении 1.

Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение реализованного им кирпича на территории Кемеровской области к общему объему реализации на соответствующей территории.

Состав хозяйствующих субъектов их объем и доля по реализации кирпича представлены в Приложении 2.

 

По производству кирпича глиняного (керамического):

1. Доля ООО «ЛКЗСМ» на протяжении 2010 – 2012 г.г. более 35 %:

- 2010 год – <…> %;

- 2011 год – <…> %;

- 2012 год – <…> %.

2. Доля ООО «Мазуровский кирпичный завод» на протяжении 2010 – 2012 г.г. более 35 %:

- 2010 год – <…> %;

- 2011 год – <…>%;

- 2012 год – <…> %.

 

По реализации кирпича глиняного (керамического):

1.     Доля ООО «ЛКЗСМ» на протяжении 2010 – 2012 г.г. более 35 %:

- 2010 год – <…> %;

- 2011 год – <…> %;

- 2012 год – <…> %.

2. Доля ООО «Мазуровский кирпичный завод» на протяжении 2010 – 2012 г.г. более 35 %:

- 2010 год – <…> %;

- 2011 год – <…> %;

- 2012 – <…> %.

 

Уровень концентрации рынка кирпича глиняного (керамического)

Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный для трех крупнейших хозяйствующих субъектов за исследуемый период, находится в границах 70%≤СR≤100%.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана находится в границах 2000≤HHI≤10000, данные значения показывают, что исследуемый рынок является высококонцентрированным с не развитой конкуренцией.

 

Оценка состояния конкурентной среды на рынке кирпича глиняного (керамического) на территории  Кемеровской области

 

Результаты исследования рынка показали, что данный рынок с не развитой конкуренцией.

Доля кирпича произведенного и реализованного на территории Кемеровской области составляет:

- в 2010 году – <…> % от общей массы реализованного кирпича;

- в 2011 году – <…> % от общей массы реализованного кирпича;

- в 2012 году – <…> % от общей массы реализованного кирпича.

 

Выявлены два хозяйствующих субъекта, имеющих на рынке производства кирпича долю более 35 % - ООО «ЛКЗСМ» и ООО «Мазуровский кирпичный завод».

Выявлены два хозяйствующих субъекта, имеющих на рынке реализации кирпича долю более 35 % - ООО «ЛКЗСМ» и ООО «Мазуровский кирпичный завод».

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального законна от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Вывод:

1. ООО «ЛКЗСМ» занимает доминирующее положение на рынке производства кирпича на территории Кемеровской области с долей более 35 %;

2. ООО «Мазуровский кирпичный завод» занимает доминирующее положение на рынке производства кирпича на территории Кемеровской области с долей более 35 %;

3. ООО «ЛКЗСМ» занимает доминирующее положение на рынке реализации кирпича на территории Кемеровской области с долей более 35 %;

4. ООО «Мазуровский кирпичный завод» занимает доминирующее положение на рынке реализации кирпича на территории Кемеровской области с долей более 35 %.

 

Отдел ЖКХ, транспорта и связи