Анализ состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка) для физических лиц (собственников жилых помещений), проживающих в многоквартирных домах п. Металлург

 

Анализ состояния конкурентной среды на локальном рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка) для физических лиц (собственников жилых помещений), проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении

ООО «Управляющая компания «Жилсервис» (п. Металлургов)

 

Цель исследования. Определение положения общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис»» (далее – ООО                             «УК «Жилсервис») (<…>) на товарном рынке для квалификации действий ООО «УК «Жилсервис» на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства (на основании заявления <…>).

Исследование рынка проведено в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В качестве источников исходной информации об исследуемом рынке использовались данные, полученные от хозяйствующего субъекта.

Полное фирменное наименование общества:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилсервис».

Место нахождения Общества «УК «Жилсервис»: <…>.

 

Временной интервал исследования с 01.01.2012 г. – 01.01.2013 г.

Данный временной интервал берется в связи с тем, что в соответствии ч. 9 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год.

 

Продуктовые границы рынка.

Продуктовыми границами являются услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировка) для собственников жилых помещений, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис».

Согласно положениям ст. 161 Федерального закона от 19.12.2004 № 188-ФЗ «Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3). Многоквартирный дом управляется только одной управляющей организацией (часть 9).

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 г. (далее – Правила № 354)

Указанными правилами перечислены среди прочего и установлены следующие основные понятия:

Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

Потребитель - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

В соответствии с п.п. «ж», «т», «у» п. 31 Правил № 354 Исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги;

- не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Следовательно, при способе управления – управление управляющей компанией услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды (опломбировке) могут оказываться только управляющей компанией, в управлении которой находятся данные многоквартирные дома.

 

Географические границы рынка услуг.

Географические границы определяются территорией многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис».

Обратиться в иную управляющую компанию за оказанием услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физические лица (собственники жилых помещений) не имеют возможности, так как исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги, является управляющая компания ООО «УК «Жилсервис»

Таким образом, рынок услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) является локальным в пределах многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис».

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих  на рынке услуг по управлению многоквартирными домами.

Услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО  «УК «Жилсервис»,  осуществляет единственный хозяйствующий субъект ООО «УК «Жилсервис».

Потребителями услуг являются физические лица (собственники жилых помещений), проживающие в данных многоквартирных домах.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

По сведениям, предоставленным ООО «УК «Жилсервис» в период с 01.01.2012 г. по 28.02.2013 году произведена опломбировка <...> приборов учета холодной и горячей воды. Услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО УК «Жилсервис» иными хозяйствующимим субъектами не оказывались.

Доля ООО УК «Жилсервис» на рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис», в пределах географических границ, определенных территориями данных многоквартирных домов в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г. составляет 100 %.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», положение                                                ООО «УК «Жилсервис», признается доминирующим на рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис».

 

Определение уровня концентрации рынка услуг.

1.      Коэффициент рыночной концентрации:

Crn = , где:

Di – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный для ООО «УК «Жилсервис», CR=100%.

 

2.      Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

HHI = , где:

Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана равен  HHI=10000.

 

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис» в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2013 г., как высоко концентрированный с неразвитой на нем конкуренцией.

 

Определение барьеров входа на рынок услуг.

Барьеров входа на рынок услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений) при исследовании данного рынка не прослеживается.

 

Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами

Данный товарный рынок является высоко концентрированным с неразвитой конкуренцией.

Вывод: Доля ООО «УК «Жилсервис» на рынке услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды (опломбировке) физическим лицам (собственникам жилых помещений), проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Жилсервис» составляет 100 %.