Некорректное сравнение как проявление недобросовестной конкуренции

 

Начнем с того, что такое недобросовестная конкуренция. В антимонопольном законодательстве она определена как любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Запрет на недобросовестную конкуренцию, в частности в виде некорректного сравнения производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов установлен пунктом 3  части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Такая форма недобросовестной конкуренции  связана в основном с распространением информации. Однако, при некорректном сравнении сам термин «сравнение» предполагает одновременное упоминание и товара лица, распространившего информацию, и товара хотя бы одного из его конкурентов. Закон не указывает способы распространения информации, содержащей некорректное сравнение, однако наиболее часто это происходит в рекламных сообщениях. 

В отдельных случаях речь может идти о нарушении Федерального закона «О рекламе».

В частности, следует иметь в виду, что одной из целей Закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы (статья 2 Закона «О рекламе»). В связи с этим отдельные нормы этого закона пересекаются с некоторыми нормами статьи 14 Закона, а именно с пунктами 1, 2 и 3 части 1. Так, в случае, если признаки указанных пунктов присутствуют в распространенной рекламной информации, то необходимо рассматривать указанные действия на соответствие положениями Закона «О рекламе». Если же распространенная информация не подпадает под действие Закона «О рекламе» (информация на упаковке и/или этикетке товара, на самом товаре, в переписке с хозяйствующими субъектами, на официальном сайте и т.п.), то такую информацию следует оценивать на наличие признаков недобросовестной конкуренции.

Сравнение предполагает такую подачу информации, в которой сопоставляются два и более явления, исследуются их параметры, сходство или различие. Применительно к сравнению товаров это может осуществляться как путем прямого сопоставления конкретных характеристик, свойств, параметров изделий, так и уподобления одного изделия другому либо указанием на их различность. При этом, одно лишь упоминание в информационном сообщении товаров двух производителей не придает ему характера сравнения.

Применительно к недобросовестной конкуренции под некорректным следует понимать неточное и неправильное сравнение.

Как самостоятельную форму недобросовестной конкуренции следует рассматривать такое сравнение, которое неправильно по своей форме, а не по содержанию. То есть сравнение должно быть построено с использованием неправильных логических операций таким образом, что его достоверность объективно не может быть ни подтверждена, ни опровергнута. Например, некорректным может быть признано сравнение, которое основано на малозначительных или несопоставимых фактах, когда создается общее вводящее в заблуждение впечатление, при сравнении необъективных характеристик. В частности, такое сравнение имеет место тогда, когда делается вывод о сходстве либо превосходстве одного товара над другим, однако конкретные характеристики сравниваемых товаров не упоминается. Примером этого может служить сравнение «автомобили БМВ намного превосходят автомобили ВАЗ». В данном сравнении характеристики, по которым  один автомобиль превосходит другой, такие как, например, скорость, управляемость, вместимость не упоминаются, и параметры, которые действительно можно было бы проверить, отсутствуют. Так же, данная форма недобросовестной конкуренции может выражаться при указании на аналогичность товара товару конкурента. 

Некорректное сравнение, так же, как и любое иное, может быть двух видов: негативное и позитивное. При негативном сравнении хозяйствующий субъект стремится принизить товары конкурента, превознося свои. Такое  сравнение строится по формуле «мой товар лучше, чем аналогичный у конкурента» и  может быть произведено как с товаром конкретного конкурента, так и с любыми подобными товарами вообще. В первом случае конкурент и/или его товар может прямо называться либо с достаточной степенью вероятности угадываться потребителем. В последнем случае используются такие формулы как «наш товар номер один в мире», «№1»,  «по сравнению с остальными товарами наш самый лучший» и др.

Позитивное сравнение, напротив, не ослабляет репутацию товара конкурента, а использует ее, применяя высказывание такого вида, как «мой товар так же хорош, как и товар другого лица», «мой товар, аналогичен товару другого лица». Обычно в такой форме сравнение используется, когда товар, с которым происходит сравнение, уже завоевал определенную репутацию и хорошо зарекомендовал себя в глазах потребителей. Поэтому в данном случае недобросовестный конкурент получает преимущества как от введения в заблуждение потребителей, так и от использования репутации другого лица.

Итоговая характеристика

Констатация данной формы недобросовестной конкуренции предполагает установление следующих обстоятельств:

-факт распространения хозяйствующим субъектом, в отношении которого подано заявление, информации, содержащей сравнение конкретных товаров и/или конкретных хозяйствующих субъектов-конкурентов (причастность к недобросовестной конкуренции);

-некорректность сравнения;

-возможность получения хозяйствующим субъектом, совершившим указанные действия, преимуществ перед конкурентами;

-способность указанных действий причинить убытки хозяйствующему субъекту- конкуренту или ущерб его деловой репутации.

Следует также установить, что и заявитель и лицо, в отношении которого подано заявление, являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.

Административная ответственность за данное нарушение установлена частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Отдел рекламы по материалам Методических рекомендаций по применению ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» ФАС России.