Проблемы технологического присоединения: вчера и сегодня.

Тема подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не теряет своей актуальности в Кузбассе. Во многом это связано с постоянно нарастающим темпом экономического развития нашего региона.

Отдельно можно выделить социальные программы, реализуемые в Кемеровской области на федеральном и региональном уровне, направленные на развитие индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Именно для ИЖС вопрос подключения к сетям инженерно-технического обеспечения стоит наиболее остро, в том числе в связи с меньшей защищенностью населения от действий недобросовестных организаций, владеющих объектами инфраструктуры, необходимых для обеспечения населения энергоресурсами (электрической и тепловой энергией, газом, водой).

Электричество является одним из важнейших энергоресурсов, без которого невозможно представить жизнь современного человека. Отсутствие электричества, к сожалению, практически полностью парализует все сферы нашего существования. И это не пустые слова.

Поэтому важнейшей задачей государства стоит упрощение процесса подключения к электрическим сетям льготных категорий заявителей: граждан, использующих электричество для бытовых нужд, а также субъектов малого и среднего бизнеса, а также сокращение сроков и снижение стоимости подключения к сетям.

Контроль за обеспечением свободного и равного доступа «всех нуждающихся» к энергоресурсам является, в том числе и приоритетной задачей антимонопольного органа.

Подводя промежуточные итоги уже проведенного государством реформирования законодательства, регулирующего технологическое присоединение к электрическим сетям (речь идет о Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила), остановимся на важных моментах этого реформирования в каждом году.

 

2009 год *

В 2009 году с «легкой подачи» ФАС России в Правила были внесены инновационные изменения, коренным образом изменившие процедуру технологического присоединения.

Так, была упрощена процедура технологического присоединения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, мощность энергоприинимающих устройств которых составляет до 100 кВт включительно, либо осуществляющих временное (на срок не более 6 месяцев) присоединение  объектов указанной мощности, а также для физических лиц, мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 15 кВт включительно.

В Правилах было установлено ограничение по размеру платы за технологическое присоединение объектов мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), вне зависимости от наличия или отсутствия технической возможности: плата не может превышать сумму в 550 рублей.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении объектов мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения, исходя из Правил в редакции 2009 года, может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5% размера платы за технологическое присоединение, без выплаты процентов.

Кроме того, новые Правила четко разграничили обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению между заявителем и сетевой организацией, урегулировали вопросы определения границ балансовой и эксплуатационной ответственности при осуществлении технологического присоединения.

При этом указанные изменения непросто упростили процедуру технологического присоединения, но и лишили сетевые организации права на отказ в осуществлении мероприятий по технологическому присоединению в связи с отсутствием технической возможности. Предыдущая редакция Правил практически исключала технологическое присоединение к электрическим сетям при отсутствии технической возможности.

Естественно, что такие изменения должны были подтолкнуть сетевые организации к активной работе по развитию своего электросетевого комплекса.

Однако на практике сетевые организации оказались не готовы к нововведению и по привычке снова и снова отказывали в технологическом присоединении, что добавило работы антимонопольному органу. Именно в это время отмечается всплеск заявлений физических и юридических лиц на действия недобросовестных сетевиков.

А реформирование продолжалось…

 

2010 год

В 2010 году в Правилах были упрощены требования к составу заявки на технологическое присоединение для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также установлены единые сроки направления сетевой организацией проекта договора и технических условий независимо от категории заявителей. Стоит отметить и введение для регулирующего органа срока, в который он должен утвердить размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

 

2011 год

В 2011 году Правительство РФ в целях устранения недобросовестных действий со стороны сетевых организаций по навязыванию заявителям дискриминационных, невыгодных условий технологического присоединения разработало и утвердило типовые формы договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для различных категорий заявителей.

 

2012 год

В 2012 году изменениями, внесенными в Правила, были установлены сроки, в которые сетевая организация обязана рассмотреть и исполнить требования заявителя или владельца ранее присоединенных объектов о восстановлении ранее выданных технических условий, утрата которых наступила в связи с ликвидацией, реорганизацией, прекращением деятельности прежнего владельца (заявителя), продажей объектов и по иным причинам. Отсутствие таких сроков, а также четкого порядка рассмотрения таких заявок, сетевики часто использовали в своих интересах, принуждая потребителя к дополнительным расходам и временным затратам при доказывании факта ранее осуществленного технологического присоединения, а также количества присоединенной мощности.

Также была расширена льготная категория заявителей: субъекты малого и среднего предпринимательства при присоединении объектов мощностью до 150 кВт включительно (ранее максимальная мощность подключения объектов для данной категории составляла 100 кВт).

 

… и сейчас. 2013 год

Сначала 2013 года в Правила был введен целый раздел, посвященный особенностям временного технологического присоединения. Также существенно дополнен раздел, технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Но самым значимым изменением в этом году, безусловно, является существенное снижение (в 2 раза) сроков рассмотрения сетевой организацией заявок, направленных льготными категориями заявителей (о которых было сказано выше).

ВАЖНО! Теперь при получении таких заявок сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней (а не 30 как было ранее) со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, а также уведомляет заявителя о возможности временного технологического присоединения (которое осуществляется в сжатые сроки). А при поступлении заявки на временное присоединение сетевая организация обязана направить проект соответствующего договора в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.

 

На практике

Оценивая колоссальную работу, проделанную в последние годы государством в области законодательного регулирования сферы технологического присоединения к электрическим сетям, необходимо рассмотреть и практический аспект: как исполняются сетевыми организациями нормы законодательства в реальности.

И надо отметить, что реальность в этом случае менее радужная.

Так, только за прошедший период 2013 года в Кемеровское УФАС России поступило 28 заявлений от физических и юридических лиц о нарушениях сетевыми организациями положений Правил.

Исходя из правоприменительной практики Кемеровского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями в сфере технологического присоединения со стороны сетевых организаций являются:

- необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

- навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами.

Также необходимо отметить еще один из видов часто встречающихся в последнее время нарушений – это нарушение сроков осуществления сетевой организацией мероприятий по непосредственному технологическому присоединению объектов к электрическим сетям.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, предусмотренный Правилами для льготных категорий заявителей, должен составлять не более 6 месяцев.

Не успевая выполнить со своей стороны мероприятия по реконструкции (строительству) электрических сетей, сетевики нередко идут на хитрость и под различными предлогами и обещаниями, а иногда и просто вводя заявителя в заблуждение, предлагают продлить сроки технологического присоединения (подписав, например, дополнительное соглашение к договору), что является недопустимым в соответствии с нормами действующего законодательства и ущемляет права и интересы лиц, желающих подключиться к электрическим сетям.

ПОМНИТЕ! Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям содержит обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению как сетевой организации, так и заявителя. Выполнив технические условия на технологическое присоединение в своей части, а также условия самого договора, заявитель по истечении 6 месяцев может смело требовать от сетевой организации осуществления технологического присоединения. А в случае отказа сетевой организации или затягивания сроков, советуем незамедлительно обращаться в антимонопольный орган с жалобой.

 

* по данным из «Комментарий к правилам технологического присоединения к электрическим сетям: антимонопольный аспект». Учебно-методическое пособие, г. Москва, 2010 год (А.Н. Голомолзин, О.В. Мильчакова, А.С. Воронин, О.С. Корнеев).