«Олимпийские споры» в Кемеровской области

На сегодняшний день вопросы правовой защиты олимпийской символики в преддверии проведения в 2014 году ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр в городе Сочи являются особо актуальными, данное направление в работе Кемеровского УФАС России остается одним из приоритетных.

Олимпийская символика является охраняемым объектом интеллектуальной собственности, исключительные права на Олимпийскую символику закреплены за Международным олимпийским комитетом (МОК) Найробским договором об охране олимпийского символа. Российская Федерация является участником Найробского договора об охране олимпийского символа с 1986 года (СССР).

С 2009 года интересы МОК на территории России представляет Оргкомитет «Сочи-2014».

В целях правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, в том числе прав маркетинговых партнеров Игр -2014, поставщиков, спонсоров, в 2007 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об организации зимних Олимпийских игр). Статьями 7 и 8 названного Закона установлены понятия, а также ограничения на использование олимпийской символики.

       Под олимпийской символикой при этом понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи-2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi-2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения как проводимых игр, так и предшествующих им и следующих за ними.

Использование олимпийской символики допустимо лишь при условии заключения договора, предоставляющего такое право, с Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Оргкомитетом «Сочи 2014».

Статьей 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр признаются недобросовестной конкуренцией и влекут наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

- продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались олимпийская символика и (или) паралимпийская символика;

- введение в заблуждение, в том числе создание ложного представления о причастности производителя товара, рекламодателя к Олимпийским играм и (или) Паралимпийским играм.

Почему - то некоторыми хозяйствующими субъектами воспринимается Олимпийская символика как общее, народное достояние, в связи с этим существует уверенность, что маркетинговые инициативы с использованием Олимпийской символики правомочны без заключения соответствующего договора и что таким образом хозяйствующие субъекты просто «поддерживают Олимпийские Игры».

Проведение олимпийских игр является важным событием для страны и привлекательно для людей, соответственно вызывает повышенный интерес к товарам, услугам, для продвижения которых используется олимпийская символика, в связи с чем, имеют место быть случаи незаконного использования олимпийской символики.

Необходимо отметить, что незаконное использование олимпийской символики может нанести значительный материальный и репутационный ущерб стране-организатору Олимпийских игр, в том числе конкурентной среде, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к ценностям культуры и спорта.

Незаконное использование олимпийской символики влечет наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством в частности статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в связи с этим, Кемеровское УФАС России регулярно проводит работу по выявлению фактов незаконного использования олимпийской символики в рамках, представленных ему полномочий.

Понятие недобросовестной конкуренции закреплено пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которым недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

 

Действия, связанные с незаконным использованием олимпийской символики, признаются недобросовестной конкуренцией и в том случае, если они не приводят и не могут привести к последствиям, упомянутым в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, поскольку часть 1 статьи 8 Закона об организации зимних Олимпийских игр является специальной, о чем также свидетельствует позиция, изложенная в Постановлении Пленума ВАС РФ № 11.

Незаконное использование олимпийской символики в любом случае способно предоставить необоснованные преимущества в предпринимательской деятельности, так как Олимпийские игры всеобщее спортивное мероприятие положительно воспринимается людьми во всем мире, использование олимпийской символики обеспечивает создание условий для повышенного интереса потребителей к организациям, товару с олимпийской символикой.

Более того, лица, незаконно использующие олимпийскую символику, получают возможность не нести издержки, связанные с заключением и исполнением соответствующего договора, что, безусловно, свидетельствует о направленности на получение преимуществ по сравнению с иными лицами, использующими олимпийскую символику на законных основаниях.

Незаконное использование олимпийской символики квалифицируется антимонопольными органами как нарушение пункта 2 или пункта 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, либо как нарушение части 1 статьи 14 названного закона, устанавливающей общий запрет на недобросовестную конкуренцию.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с введением в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

Использование не зарегистрированной в качестве товарного знака олимпийской символики может образовывать состав нарушения указанной нормы в случае если такое использование создает условие для введения потребителей в заблуждение в отношении перечисленных в статье обстоятельств.

Как правило, такое незаконное использование создает ложное представление о причастности лица, использующего олимпийскую символику, к Олимпийским играм.

В таком случае к нарушителю применяется меры административного реагирования, предусмотренные частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Данное положение применяется к действиям, связанным с незаконным использованием олимпийской символики, зарегистрированной в качестве средства индивидуализации товаров, работ, услуг. Административная ответственность в данном случае наступает по части 2 статьи 14.33 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что если в первом случае, для юридических лиц установлено наложение административного штрафа в пределах от ста до пятисот тысяч рублей, то во втором случае – штраф налагается в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. При этом, при назначении административного наказания учитываются обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Размер штрафа рассчитывается в зависимости от их наличия либо отсутствия.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.33 КоАП РФ порядок расчета штрафа осуществляется в соответствии с частью 4 статьи 14.31 КоАП РФ.

При отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Исходя из вышеизложенного, за нарушение антимонопольного законодательства, связанного с незаконным использованием олимпийской символики  законодателем  установлены достаточно серьёзные меры ответственности.

В 2013-2014гг.  Кемеровским  УФАС России было рассмотрено 6 дел  по факту незаконного использования Олимпийской символики: слов «олимпийский» («пять олимпийских пицц», «олимпийский год») и «Sochi.ru 2014», слова «Олимпик» в фирменном наименовании хозяйствующего субъекта,  коммерческом обозначении «Olimpic» и доменном имени hotel@olimpic-plaza.com, а также олимпийского символа в виде 5 колец.

По результатам рассмотрения 5 дел Кемеровским УФАС России были вынесены решения о признании факта незаконного использования олимпийской символики, выдано 2 предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства, из них 1 предписание находится в стадии исполнения, возбуждено 5 административных дел. По состоянию на 27 января 2014 года к административной ответственности был привлечен 1 хозяйствующий субъект, размер штрафа составил 100т.р., остальные дела находятся в процессе рассмотрения.