Анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Кемеровской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2012 и 2013 гг.

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в Кемеровской области (в разрезе городских округов и муниципальных районов) в 2012 и 2013 гг.

 

1. Общие положения

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2012-2013 гг. проведен на основании приказа ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы» в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях формирования реестра хозяйствующих субъектов, ведение которого предусмотрено подпунктом «а» пункта 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Реестр), и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области, администраций муниципальных образований, Управления лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

В связи с тем, что критерием формирования Реестра является фактическая доля хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования определен двухлетним периодом: 2012 и 2013 гг.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом, согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

–         аптека готовых лекарственных форм;

–         аптека производственная;

–         аптека производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

–         аптечный пункт;

–         аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–         приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–         приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–         приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

 

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

4. Географические границы товарного рынка

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях Кемеровской области, ограниченных:

– муниципальными районами;

– городскими округами.

 

Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения, чел.

2012

2013

Беловский

29704

29247

город Анжеро-Судженск

81380

80793

город Белово

132554

131734

город Березовский

49511

49389

город Калтан

31688

31485

город Кемерово

536270

540095

город Киселевск

101665

100695

город Ленинск-Кузнецкий

102690

101879

город Междуреченск

102947

101983

город Мыски

45313

44940

город Новокузнецк

549589

549182

город Осинники

49828

49551

город Полысаево

30593

30479

город Прокопьевск

207104

204932

город Тайга

27500

27452

город Юрга

81180

81385

Гурьевский

43337

42894

Ижморский

12971

12568

Кемеровский

45440

46034

Крапивинский

24449

24149

Ленинск-Кузнецкий

23378

23152

Мариинский

57260

56832

Новокузнецкий

51014

51390

поселок городского типа Краснобродский

11959

14771

Прокопьевский

31295

31122

Промышленновский

50127

49961

Таштагольский

54518

54245

Тисульский

24197

23415

Топкинский

44647

44435

Тяжинский

25035

24485

Чебулинский

15957

15645

Юргинский

22544

22537

Яйский

19890

19597

Яшкинский

30390

29997

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

Всего в Кемеровской области в 2014 г. имеют лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля) и фактически осуществляли свою деятельность в 2012 и 2013 гг. 100 хозяйствующих субъектов:

В 2012 г. в Кемеровской области осуществляли свою деятельность 100 хозяйствующих субъектов, имеющих 454 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил - 5780495,24 тыс.руб.

В 2013 г. в Кемеровской области осуществляли свою деятельность 100 хозяйствующих субъектов, имеющих 454 аптечных организаций, общий товарооборот которых составил - 6513789,04 тыс.руб.

В разрезе городских округов и муниципальных районов информация представлена ниже:

 

Таблица 2. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных организаций и их суммарный товарооборот

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных организаций

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот аптечных организаций городского округа или муниципального района), тыс.руб.

2012

2013

2012

2013

2012

2013

город Кемерово

25

25

122

122

2042765,44

2271033,46

город Новокузнецк

28

28

101

101

1314995,5

1553880,86

город Прокопьевск

9

9

25

25

302705,94

393122,64

город Междуреченск

5

5

18

18

295988,08

352712,42

город Юрга

6

6

20

20

305828,1

341351,9

город Анжеро-Судженск

3

3

15

15

192032,78

214032,87

город Белово

9

9

26

26

185217,2

209190,96

Новокузнецкий

4

4

12

12

154273,4

141487,5

город Ленинск-Кузнецкий

6

6

9

9

169735,6

141419,1

город Киселевск

5

5

11

11

130263,5

130655,6

город Тайга

1

1

2

2

63531,51

65971,72

город Березовский

2

2

7

7

54198,76

62465,68

Гурьевский

3

3

7

7

52064,3

62247,9

город Осинники

6

6

8

8

46980,51

61567,51

Топкинский

6

6

7

7

59943,88

58704,78

Промышленновский

2

2

7

7

61622

54334

город Мыски

5

5

7

7

33396,66

42867,76

Тяжинский

3

3

5

5

30959

41441

Крапивинский

3

3

7

7

28997

40578

Таштагольский

1

1

7

7

36299

37492

Яйский

2

2

2

2

37367,89

35982,4

город Полысаево

2

2

4

4

36709

35127

Кемеровский

4

4

4

4

16043,4

28121,1

Мариинский

2

2

2

2

19931,83

21821,3

Яшкинский

1

1

5

5

19416

20005

Тисульский

2

2

2

2

15956,7

18133,36

Беловский

2

2

3

3

18137,8

15542,2

Чебулинский

1

1

1

1

13040

15230

поселок городского типа Краснобродский

2

2

2

2

10229,95

14486,52

город Калтан

1

1

1

1

10816,9

11394,4

Ижморский

1

1

1

1

9477

9075

Юргинский

2

2

3

3

7975,6

8418,1

Ленинск-Кузнецкий

1

1

1

1

3595

3895

Прокопьевский

0

0

0

0

0

0

Всего по субъекту РФ

100

100

454

454

5780495,24

6513789,04

 

На рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами Кемеровской области осуществляют деятельность 56 аптечных сетей.

Данные о количестве аптечных организаций в зависимости от формы собственности в разрезе муниципальных образований Кемеровской области представлено в таблице 3.

 

Таблица 3. Количество аптечных организаций по формам собственности

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных организаций

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Беловский

-

-

-

-

3

3

-

-

2

город Анжеро-Судженск

-

-

-

-

15

15

-

-

3

город Белово

-

-

-

-

26

26

-

-

4

город Березовский

-

-

-

-

7

7

-

-

5

город Калтан

-

-

1

1

-

-

-

-

6

город Кемерово

-

-

-

-

122

122

-

-

7

город Киселевск

-

-

1

1

10

10

-

-

8

город Ленинск-Кузнецкий

-

-

-

-

9

9

-

-

9

город Междуреченск

-

-

-

-

18

18

-

-

10

город Мыски

-

-

3

3

4

4

-

-

11

город Новокузнецк

-

-

-

-

101

101

-

-

12

город Осинники

-

-

-

-

8

8

-

-

13

город Полысаево

-

-

-

-

4

4

-

-

14

город Прокопьевск

-

-

-

-

25

25

-

-

15

город Тайга

-

-

-

-

2

2

-

-

16

город Юрга

-

-

-

-

20

20

-

-

17

Гурьевский

-

-

-

-

7

7

-

-

18

Ижморский

-

-

-

-

1

1

-

-

19

Кемеровский

-

-

-

-

4

4

-

-

20

Крапивинский

1

1

-

-

6

6

-

-

21

Ленинск-Кузнецкий

-

-

-

-

1

1

-

-

22

Мариинский

-

-

-

-

2

2

-

-

23

Новокузнецкий

-

-

6

6

6

6

-

-

24

поселок городского типа Краснобродский

-

-

-

-

2

2

-

-

25

Промышленновский

-

-

1

1

6

6

-

-

26

Таштагольский

-

-

7

7

-

-

-

-

27

Тисульский

-

-

1

1

1

1

-

-

28

Топкинский

-

-

-

-

7

7

-

-

29

Тяжинский

-

-

1

1

4

4

-

-

30

Чебулинский

-

-

1

1

-

-

-

-

31

Юргинский

-

-

-

-

3

3

-

-

32

Яйский

-

-

1

1

1

1

-

-

33

Яшкинский

-

-

-

-

5

5

-

-

Всего по субъекту РФ

1

1

23

23

430

430

0

0

 

 

График 1. Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных организаций в Кемеровской области в 2012-2013 гг., %

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала (2012 - 2013 гг.). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросам антимонопольных органов, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Таблица 4. Объем рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района:

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс.руб.

2012

2013

1

город Кемерово

2042765,44

2271033,46

2

город Новокузнецк

1314995,5

1553880,86

3

город Юрга

305828,1

341351,9

4

город Прокопьевск

302705,94

393122,64

5

город Междуреченск

295988,08

352712,42

6

город Анжеро-Судженск

192032,78

214032,87

7

город Белово

185217,2

209190,96

8

город Ленинск-Кузнецкий

169735,6

141419,1

9

Новокузнецкий

154273,4

141487,5

10

город Киселевск

130263,5

130655,6

11

город Тайга

63531,51

65971,72

12

Промышленновский

61622

54334

13

Топкинский

59943,88

58704,78

14

город Березовский

54198,76

62465,68

15

Гурьевский

52064,3

62247,9

16

город Осинники

46980,51

61567,51

17

Яйский

37367,89

35982,4

18

город Полысаево

36709

35127

19

Таштагольский

36299

37492

20

город Мыски

33396,66

42867,76

21

Тяжинский

30959

41441

22

Крапивинский

28997

40578

23

Мариинский

19931,83

21821,3

24

Яшкинский

19416

20005

25

Беловский

18137,8

15542,2

26

Кемеровский

16043,4

28121,1

27

Тисульский

15956,7

18133,36

28

Чебулинский

13040

15230

29

город Калтан

10816,9

11394,4

30

поселок городского типа Краснобродский

10229,95

14486,52

31

Ижморский

9477

9075

32

Юргинский

7975,6

8418,1

33

Ленинск-Кузнецкий

3595

3895

34

Прокопьевский

0

0

Всего по субъекту РФ

5780495,24

6513789,04

 

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

     В результате проведенного исследования выявлены хозяйствующие субъекты, имеющие в течение 2012-2013 гг. долю на рассматриваемом товарном рынке более чем тридцать пять процентов в 30 городских округах и муниципальных районах Кемеровской области, аименно: в Беловском районе, г. Анжеро-Судженске, г. Белово, г. Березовском,  г. Калтане, г. Киселевске, г. Ленинск-Кузнецком, г. Междуреченске, г. Мыски, г. Осинники, г. Полысаево, г. Прокопьевске, г. Тайге, г. Юрге, пгт. Краснобродский, Гурьевском районе, Ижморском районе, Кемеровском районе, Крапивинском районе, Ленинск-Кузнецком районе, Мариинском районе, Новокузнецком районе, Промышленновском районе, Таштагольском районе, Тисульском районе, Тяжинском районе, Чебулинском районе, Юргинском районе, Яйском районе, Яшкинском районе.

     Всего выявлено 35 хозяйствующих субъектов (аптечных организаций), имеющих в течение 2012-2013 гг. долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов.

    

7. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица 5 Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3, %

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Беловский

100

100

5434,34

6256,15

Высокий

Высокий

2

город Анжеро-Судженск

100

100

3890,92

4106,19

Высокий

Высокий

3

город Белово

88

78

2921,44

2391,06

Высокий

Высокий

4

город Березовский

100

100

5865,78

5863,19

Высокий

Высокий

5

город Калтан

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

6

город Кемерово

43

42

-

-

Низкий

Низкий

7

город Киселевск

92

92

3208,47

3279,47

Высокий

Высокий

8

город Ленинск-Кузнецкий

73

73

2448,01

2604,11

Высокий

Высокий

9

город Междуреченск

99

98

5666,2

4516,94

Высокий

Высокий

10

город Мыски

100

93

5514,9

4244,17

Высокий

Высокий

11

город Новокузнецк

42

40

-

-

Низкий

Низкий

12

город Осинники

100

77

4847,71

2673,72

Высокий

Высокий

13

город Полысаево

100

100

5898,92

5893,72

Высокий

Высокий

14

город Прокопьевск

96

87

5893,86

5090,43

Высокий

Высокий

15

город Тайга

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

16

город Юрга

88

87

3969,3

3840,57

Высокий

Высокий

17

Гурьевский

100

100

8704,21

6914,11

Высокий

Высокий

18

Ижморский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

19

Кемеровский

100

85

6314,67

3356,59

Высокий

Высокий

20

Крапивинский

100

100

9718,53

6604,26

Высокий

Высокий

21

Ленинск-Кузнецкий

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

22

Мариинский

100

100

7442,82

7695,28

Высокий

Высокий

23

Новокузнецкий

100

99

3923,25

3927,33

Высокий

Высокий

24

поселок городского типа Краснобродский

100

100

6644,05

6042,71

Высокий

Высокий

25

Прокопьевский

-

-

-

-

-

-

26

Промышленновский

100

100

5039,17

5008,91

Высокий

Высокий

27

Таштагольский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

28

Тисульский

100

100

9382,84

9389,12

Высокий

Высокий

29

Топкинский

83

76

3005,75

2599,59

Высокий

Высокий

30

Тяжинский

100

100

5616,96

4036,65

Высокий

Высокий

31

Чебулинский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

32

Юргинский

100

100

8502,87

8574,95

Высокий

Высокий

33

Яйский

100

100

5371,1

6004,93

Высокий

Высокий

34

Яшкинский

100

100

10000

10000

Высокий

Высокий

 

 

8. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

 

Таблица 6. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных организаций

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, чел.

Количество аптечных организаций

Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

2012

2013

1

Беловский

Высокий

Высокий

29704

29247

3

3

9901,33

9749

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

2

город Анжеро-Судженск

Высокий

Высокий

81380

80793

15

15

5425,33

5386,2

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

3

город Белово

Высокий

Высокий

132554

131734

26

26

5098,23

5066,69

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

4

город Березовский

Высокий

Высокий

49511

49389

7

7

7073

7055,57

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

5

город Калтан

Высокий

Высокий

31688

31485

1

1

31688

31485

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

6

город Кемерово

Низкий

Низкий

536270

540095

122

122

4395,66

4427,01

Нормальная плотность

Нормальная плотность

7

город Киселевск

Высокий

Высокий

101665

100695

11

11

9242,27

9154,09

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

8

город Ленинск-Кузнецкий

Высокий

Высокий

102690

101879

9

9

11410

11319,89

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

9

город Междуреченск

Высокий

Высокий

102947

101983

18

18

5719,28

5665,72

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

10

город Мыски

Высокий

Высокий

45313

44940

7

7

6473,29

6420

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

11

город Новокузнецк

Низкий

Низкий

549589

549182

101

101

5441,48

5437,45

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

12

город Осинники

Высокий

Высокий

49828

49551

8

8

6228,5

6193,88

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

13

город Полысаево

Высокий

Высокий

30593

30479

4

4

7648,25

7619,75

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

14

город Прокопьевск

Высокий

Высокий

207104

204932

25

25

8284,16

8197,28

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

15

город Тайга

Высокий

Высокий

27500

27452

2

2

13750

13726

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

16

город Юрга

Высокий

Высокий

81180

81385

20

20

4059

4069,25

Нормальная плотность

Нормальная плотность

17

Гурьевский

Высокий

Высокий

43337

42894

7

7

6191

6127,71

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

18

Ижморский

Высокий

Высокий

12971

12568

1

1

12971

12568

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

19

Кемеровский

Высокий

Высокий

45440

46034

4

4

11360

11508,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

20

Крапивинский

Высокий

Высокий

24449

24149

7

7

3492,71

3449,86

Высокая плотность

Высокая плотность

21

Ленинск-Кузнецкий

Высокий

Высокий

23378

23152

1

1

23378

23152

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

22

Мариинский

Высокий

Высокий

57260

56832

2

2

28630

28416

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

23

Новокузнецкий

Высокий

Высокий

51014

51390

12

12

4251,17

4282,5

Нормальная плотность

Нормальная плотность

24

поселок городского типа Краснобродский

Высокий

Высокий

11959

14771

2

2

5979,5

7385,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

25

Прокопьевский

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

26

Промышленновский

Высокий

Высокий

50127

49961

7

7

7161

7137,29

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

27

Таштагольский

Высокий

Высокий

54518

54245

7

7

7788,29

7749,29

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

28

Тисульский

Высокий

Высокий

24197

23415

2

2

12098,5

11707,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

29

Топкинский

Высокий

Высокий

44647

44435

7

7

6378,14

6347,86

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

30

Тяжинский

Высокий

Высокий

25035

24485

5

5

5007

4897

Недостаток аптечных организаций

Нормальная плотность

31

Чебулинский

Высокий

Высокий

15957

15645

1

1

15957

15645

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

32

Юргинский

Высокий

Высокий

22544

22537

3

3

7514,67

7512,33

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

33

Яйский

Высокий

Высокий

19890

19597

2

2

9945

9798,5

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

34

Яшкинский

Высокий

Высокий

30390

29997

5

5

6078

5999,4

Недостаток аптечных организаций

Недостаток аптечных организаций

 

     Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.

 

9. Барьеры входа на товарный рынок

     Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная хозяйствующими субъектами.

     На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2012-2013 гг. в Кемеровской области выявлены следующие барьеры входа:

 

Таблица 7. Барьеры входа на товарный рынок

 

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке          

недостаточность эффективной финансовой поддержки со стороны государства; нехватка финансовых ресурсов.

трудно преодолимые

преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар                                                                               

высокий уровень затрат на единицу продукции; высокий уровень конкуренции; низкая платежность населения 

трудно преодолимые

необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений                                                                                                 

отсутствие достаточного количества оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов

трудно преодолимые

издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности, издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации                                                                                                                                                    

высокая арендная плата; низкий уровень рентабельности, высокие затраты на рекламную продукцию .

преодолимые

Административные ограничения

условия лицензирования отдельных видов деятельности                

большое количество  разрешительной документации и сроки ее получения; установление торговых надбавок

преодолимые

требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры                                                   

отсутствие выбора профессиональных кадров

преодолимые

 

 

 

 

 

 

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов

непомерно высокие цены на исследование БАДов

преодолимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка                               

уменьшает издержки входа на товарный рынок                                                                                     

преодолимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Другие ограничения входа на товарный рынок

проверки и действия контролирующих органов

Огромное количество всевозможных проверок и мониторингов

преодолимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что в 2 МР и ГО (город Кемерово, город Новокузнецк) рынок относится к рынку с развитой конкуренцией, в 31 МР и ГО (Беловский, город Анжеро-Судженск, город Белово, город Березовский, город Калтан, город Киселевск, город Ленинск-Кузнецкий, город Междуреченск, город Мыски, город Осинники, город Полысаево, город Прокопьевск, город Тайга, город Юрга, Гурьевский, Ижморский, Кемеровский, Крапивинский, Ленинск-Кузнецкий, Мариинский, Новокузнецкий, поселок городского типа Краснобродский, Промышленновский, Таштагольский, Тисульский, Топкинский, Тяжинский, Чебулинский, Юргинский, Яйский, Яшкинский) рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

Таблица 8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в границах городских округов и муниципальных районов Кемеровской области

Состояние конкурентной среды

Наименование муниципального района или городского округа

Рекомендации органам государственной власти и местного самоуправления по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке

Рынок с неразвитой конкуренцией

Беловский

Способствовать развитию уровня конкуренции на рынке ЛС, ИМН и СТ;

Расширить круг участников данного рынка, для этого необходимо создать условия для преодоления экономических, административных и иных барьеров входа на рынок ЛС, ИМН и СТ;

Разработка и реализация программ по кредитованию среднего и малого бизнеса;

Разработка мероприятий по доступности финансовых ресурсов;

Сокращение количества и сроков получения разрешительной документации;

Решение вопросов о сдаче в аренду государственного и муниципального имущества с доступной арендной платой;

Сокращение количества проводимых проверок и мониторингов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

 

город Анжеро-Судженск

город Белово

город Березовский

город Калтан

город Киселевск

город Ленинск-Кузнецкий

город Междуреченск

город Мыски

город Осинники

город Полысаево

город Прокопьевск

город Тайга

город Юрга

Гурьевский

Ижморский

Кемеровский

Крапивинский

Ленинск-Кузнецкий

Мариинский

Новокузнецкий

поселок городского типа Краснобродский

Промышленновский

Таштагольский

Тисульский

Топкинский

Тяжинский

Чебулинский

Юргинский

Яйский

Яшкинский

Рынок с развитой конкуренцией

город Кемерово

 

город Новокузнецк