Обеспечить управление земельными участками справедливо – одна из задач органов власти и управления

Антимонопольное законодательство содержит запрет на действия, которые при проведении торгов, запроса котировок цен на товары могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следует отметить, что субъектами данного вида нарушения антимонопольного законодательства могут выступать как органы власти и управления так и хозяйствующие субъекты - организации, наделенные полномочиями организатора торгов, запроса котировок.

Данный запрет установлен частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Противоречащими данной норме права признаются такие действия как координация организатором торгов, запроса котировок, заказчиками деятельности его участников, создание одному или нескольким участникам преимущественных условий для участия в торгах, запросе котировок, нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок, участие организатора торгов, запросов котировок или заказчика и (или) их работников в соответствующих торгах, запросах котировок.

При этом, исходя из буквального толкования и смысла положений части 1 статьи 17 Закона, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов. Перечень нарушений, перечисленных в указанной статье, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

Так, например Кемеровским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы физического лица были расценены как нарушающие антимонопольные требования к торгам действия организатора торгов - комитета по управлению муниципальным имуществом одного из городских округов  Кемеровской области -  по включению в один лот двух земельных участков под строительство комплекса индивидуальных жилых домов, имеющих различные кадастровые номера. Указанные действия, по мнению антимонопольного органа, могли привести к ограничению конкуренции и нарушить принцип равнодоступности при проведении торгов.

Организатор торгов не согласился с решением антимонопольного органа и обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд.

В дальнейшем суды двух инстанций оставили требования организатора торгов без удовлетворения, а решение комиссии Кемеровского УФАС России, которым организатор торгов был признан нарушившим антимонопольное законодательство, - без изменения.

Судами было отмечено, что при формировании условий аукциона организатор не должен был игнорировать предмет и цели Закона о защите конкуренции, Земельного кодекса Российской Федерации, направленные на эффективное использование государственной (муниципальной) собственности, на достижение публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков, эффективности использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также  был обязан соблюдать требования антимонопольного законодательства, запрещающие совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

По мнению судов, организатор торгов не доказал, что  предоставление земельных участков в аренду, собственность отдельными лотами невозможно и повлечет за собой невозможность освоения данных земельных участков в целях жилищного строительства, а антимонопольный орган, в свою очередь, правомерно установил, что    в рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, неспособных либо освоить такой лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.

Все описанное выше позволяет с уверенностью говорить о том, что даже при отсутствии в отраслевом законодательстве прямого запрета на осуществление тех или иных действий (в настоящей ситуации – отсутствие в Земельном кодексе РФ правовой нормы, запрещающей продажу нескольких земельных участков одним лотом), совершение действий, способных оказать негативное влияние на конкуренцию, дает основания (с учетом целей и задач антимонопольного регулирования и контроля) для признания антимонопольных запретов нарушенными.