Антимонопольный контроль предоставления государственных или муниципальных преференций

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России остается работа, направленная на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства органами власти и управления Кемеровской области. Это может быть и предоставление незаконного преимущества (преференций) и принятие противоречащих законодательству актов.  

Наиболее часто Кемеровское УФАС России сталкивается со случаями, когда органы власти незаконно передают права владения на объекты теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.п.

Органы власти при этом зачастую не проводят предусмотренных действующим законодательством оценку имущества и необходимых конкурсных процедур.

Особенности порядка  заключения договоров на переход прав владения и (или) пользования в отношении имущества из сферы тепло- и водо- снабжения, предусмотрены ст. 28.1 Федерального закона от 29.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Именно эти статьи в обязательном порядке обязаны использовать органы власти и управления такими объектами.          

В частности,  частью 1 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования, предъявляемые к порядку заключения договоров, предусматривающих переход  прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения, водоотведения, установлены статьей 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Передача прав на такие объекты без проведения торгов препятствует развитию конкуренции, нарушает права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов, претендующих на заключение договоров в отношении муниципального имущества, используемого в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

Исходя из практики Кемеровского УФАС России, случаи незаконного предоставления органами местного самоуправления преференций хозяйствующим субъектам в виде передачи муниципального имущества, используемого в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения очень распространены.

В качестве обоснования незаконной передачи имущества органы местного самоуправления приводят  доводы:

- о плохом техническом состоянии  данных объектов, что в свою очередь требует определенных финансовых вложений для обеспечения окупаемости вида деятельности;

- о временных и финансовых затратах, связанных с проведением оценки, регистрации имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» государственные или муниципальные преференции предоставляются на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях, указанных в данной статье. В большинстве случаев органы местного самоуправления указывают такие цели, как охрана здоровья граждан, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Намереваясь предоставить преференции, орган местного самоуправления подает заявление с приложением соответствующих документов в антимонопольный орган, который уже дает или не дает свое согласие.

Следует отметить, что сами мероприятия, осуществляемые хозяйствующими субъектами, которым орган власти планирует предоставить эти преимущества, должны соответствовать целям предоставления преференции.

Если, рассмотрев заявление, антимонопольный орган придет к выводу, что предоставление преференции в этом конкретном случае не приведет к устранению или недопущению конкуренции, он дает согласие на передачу имущества (объектов тепло-, водо- снабжения) без проведения торгов. Это право дается исключительно при введении ограничений предельного срока предоставления преференции (он не может превышать 1 год), а также мероприятий, направленных на проведение торгов в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства,  Федерального закона от 29.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

  

Для справки: муниципальные преференции – предоставление, в том числе   органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (п. 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).


Отдел контроля органов власти