Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг горнолыжных подъемников на территории Кемеровской области за 2014 год

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг

горнолыжных подъемников на территории Кемеровской области за 2014 год

 

Цели настоящего исследования: оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг горнолыжных подъемников на территории Кемеровской области.

Методическая база исследования:

- Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»;

- Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок);

При анализе в качестве исходной информационной базы исследования были использованы:

- сведения, полученные от Департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области;

- сведения, полученные от Сибирского Управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг горнолыжных подъемников на территории Кемеровской области;

- иная информация.

 

Определение временного интервала

 

Для целей исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, следовательно, необходим ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке, временной интервал исследования – 2014 год.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Определение продуктовых границ товарного рынка - процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно общероссийскому классификатору видов  экономической деятельности (ОКВЭД) деятельность на рынке услуг горнолыжных подъемников на территории Кемеровской области классифицируется следующим образом:

- 60 Деятельность сухопутного транспорта;

- 60.2 Деятельность прочего сухопутного транспорта;

- 60.21 Деятельность прочего      сухопутного      пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию;

- 60.21.3 Пассажирские перевозки     фуникулерами,      воздушными канатными дорогами и подъемниками.

Пассажирская подвесная канатная дорога (ППКД) – сооружение, служащее для перевозки пассажиров в подвижном составе, который перемещается по несущему канату или посредством несуще-тягового каната.

Горнолыжный подъемник — техническое сооружение в горной местности, предназначенное для подъема горнолыжников и сноубордистов к месту начала спуска. Различают два основных класса горнолыжных подъемников:

·                     Воздушные — подъемники, с помощью которых осуществляется подъем людей в кабинах или креслах, подвешенных к тросу, с отрывом от земной поверхности.

·                     Наземные — подъемники, с помощью которых осуществляется подъем людей без отрыва от земной поверхности.

В зависимости от того, каким образом люди с помощью подъемника перемещаются по воздуху, различают:

·                     Кресельные подъемники

·                     Подъемники гондольного типа

·                     Комбинированные подъемники

На кресельных подъемниках люди поднимаются в креслах, которые постоянно прикреплены к тросу. Посадка и высадка производится без остановки движения кресел.

В зависимости от количества мест в подвешенных к тросу кресел различают:

·                     Двухместные (парнокресельные) подъемники

·                     Трехместные подхемники

·                     Четырехместные подъемники

·                     Шестиместные подъемники

·                     Восьмиместные подъемники

Гондольные подъемники

Различают два типа воздушных подъёмников гондольного типа:

·                     Маятниковые (двустороннего движения)

·                     Одностороннего движения.

Маятниковые воздушные подъёмники.  

В маятниковых подъемниках движение кабины, постоянно прикреплённой к тросу, производится в обе стороны. На прямой и обратной ветке троса постоянно подвешены две кабины, которые при движении по основному несущему тросу двигаются навстречу друг другу. Подходя к причальной платформе кабины замедляют ход и останавливаются для высадки и посадки людей.

Воздушные подъёмники одностороннего движения.

В подъемниках данного типа движение подвешенных к тросу кабин (гондол) осуществляется все время в одну сторону аналогично кресельным подъемникам. Количество одновременно движущихся гондол зависит от длины троса. Для посадки и высадки людей существует специальное устройство, замедляющее движение кабины в зоне высадки и посадки.

Наземные подъемники

Бугельные подъемники

В данном типе подъемника движение горнолыжника вверх производится на бугеле, который крепится к тросу. Бугели бывают разного типа:

·                     в виде Т-образной перекладины

·                     в виде тарелки

На Т-образной перекладине возможно движение вдвоем.

На тарелкообразной, круглой перекладине сидит один человек. В месте посадки горнолыжник берется рукой за бугель и садится на перекладину, стоя на лыжах. За счёт движения троса его начинает тащить вверх. При подъеме к месту высадки он отпускает бугель и отходит в сторону

Выделим свойства товара, определяющие выбор покупателя на рассматриваемом товарном рынке:

- цель потребления: подъем к горнолыжным трассам для последующего спуска на спортивном инвентаре;

- расположение в непосредственной близости к горнолыжным трассам;

- цена;

- безопасность использования;

- удобство использования.

В Кемеровской области хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по подъему к горнолыжным трассам используют для подъемов кресельные, бугельные и гондольные подъемники.

Данные виды подъемников имеют существенные различия технического характера, условий реализации и цены. Так, кресельные и гондольные подъемники в силу своих технических характеристик требуют больших затрат на техническое обслуживание, эксплуатацию, ремонт, чем бугельные, что делает цену на услуги этих подъемников более высокой по сравнению с бугельными. Также, кресельные и гондольные подъемники в силу своих технических характеристик является более удобным и комфортным в использовании.

Тем не менее, при наличии различий у вышеперечисленных подъемников конечная цель покупателя при приобретении данного товара (услуг подъемников), это подъем к месту начала спуска с горы.

Таким образом, товаром в настоящем исследовании являются услуги подъема к горнолыжным трассам на горнолыжных подъемниках.

 

Определение географических границ товарного рынка

 

Товарный рынок может охватывать территорию Российской Федерации или выходить за ее пределы (федеральный рынок), охватывать территорию нескольких субъектов Российской Федерации (межрегиональный рынок), не выходить за границы субъекта Российской Федерации (региональный рынок), не выходить за границы муниципального образования (местный или локальный рынок) (пункт 4.1 Порядка).

Процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность и целесообразность приобрести товар и не имеет такой возможности и целесообразности за ее пределами включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Товарный рынок – сфера обращения товара, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

На территории Кемеровской области имеются горнолыжные склоны (горнолыжные комплексы с горнолыжными трассами и подъемниками).

Потребителями услуг подъема к горнолыжным трассам на горнолыжных подъемниках являются лица, осуществляющие спуски по горнолыжным трассам (горнолыжники) на различном спортивном инвентаре (сноуборды, горные лыжи).  Поэтому географические границы рынка услуг горнолыжных подъемников определяются исходя из близости горнолыжных трасс к подъемникам.  

Услугами горнолыжных курортов Кемеровской области пользуются не только жители Кемеровской области, но и жители других регионов, а также зарубежные туристы.

Предварительно определенные Географические границы товарного рынка – территория Кемеровской области.

Если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам (пункт 4.4 Порядка).

Географически горнолыжные комплексы Кемеровской области расположены следующим образом:

- в относительной близости к областному центру - городу Кемерово (город Кемерово, Крапивинский район удаленность от г. Кемерово 90 км, Промышленовский район удаленность120 км)

- юг области (город Новокузнецк удаленность от г. Кемерово 220 км, город Междуреченск удаленность 300 км, поселок Шерегеш удаленность 390 км);

- север (Тисульский район удаленность от г. Кемерово 350 км).

Средняя стоимость услуг горнолыжных подъемников по территории Кемеровской области:

- самые распространенные бугельные подъемники  примерно 50 руб./подъем.

- абонемент ski-pass – 1 000 руб./день.

Большинство горнолыжников добираются до горнолыжных комплексов на личном автотранспорте.

Средний расход топлива легкового автомобиля – 8 л на 100 км.

Стоимость бензина – 29 руб./л.

Таким образом, жителю города Кемерово чтобы добраться до горнолыжных комплексов, расположенных на территории Шерегеша необходимо затратить примерно 928 руб. в одну сторону, без учета проживания и питания (туда – обратно – 1858 руб.), что превышает 10 % от стоимости товара (ski-pass – 1 000 руб./день).

Расстояние между городом Новокузнецком и горнолыжным комплексом Танай, расположенном на территории Промышленовского района – 218 км. Затраты туда-обратно – 1011,52 руб. без учета проживания и питания. Следовательно, затраты превышают 10 % от стоимости ski-pass.

Таким образом, целесообразно выделить три самостоятельных рынка услуг горнолыжных подъемников в географических границах:

- север области (Тисульский район);

- центр области (город Кемерово, Крапивинский и Промышленовский районы);

- юг области (город Новокузнецк, Новокузнецкий район, Прокопьевский район, город Мыски, город Междуреченск, поселок Шерегеш).

 

 

Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

 

На территории Кемеровской области расположены крупные горнолыжные комплексы с горнолыжными трассами различной сложности и горнолыжными подъемниками различных типов (горнолыжные курорты «Шерегеш» (юг области) и «Танай» (центр области). На территории данных комплексов, потребители кроме услуг подъем на горнолыжном подъемнике к началу спуска с горы и прокату инвентаря могут получить услуги кафе и ресторанов, гостиниц и т.д.

Кроме того, существуют отдельные небольшие горнолыжные спуски, как правило, оснащенные бугельными подъемниками.

Перечень горнолыжных комплексов приведен в таблице № 1.

Горнолыжные трассы имеют ступенчатую градацию. В зависимости от уровня сложности трассе присваивается свой класс. Каждый уровень сложности горнолыжной трассы обозначается цветом. Большинство современных горнолыжных курортов используют систему классификации трасс из четырех цветов: зеленого, синего, красного и черного.

Общие характеристики для каждого из них таковы:

Зеленые трассы - самый легкий уровень сложности трасс, подходящий для новичков и детей. Зеленые трассы - самые пологие из всех четырех уровней. Угол наклона на таких трассах не превышать, как правило, 25%.
 
Синие трассы - эти трассы подготовлены для тех, кто уже знаком с горными лыжами, однако не настолько хорошо, чтобы осваивать скоростной спуск. Максимальный угол наклона такой же, как и на зеленых трассах – 25%.
 
Красные трассы - красные трассы пользуются спросом у любителей горных лыж со стажем. От синих их отличают более крутые спуски, сложные маршруты и большая протяженность. Максимальный угол наклона красной трассы – 40 %.

Черные трассы – самые сложные трассы, которые при этом не имеют четкой градации.

 

Расчет объема товарного рынка и

долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема товарной массы в обороте за 2014 год в продуктовых и географических границах товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на данных рынках осуществлен на основании объема выручки от услуг горнолыжных подъемников.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

На рынке горнолыжных подъемников в географических границах юг Кемеровской области долю более 35 % занимает ООО «Каскад Курорт» - 40,08 %.

В географических границах центр Кемеровской области долю более 35 % на рынке горнолыжных подъемников занимает ООО «Санаторий Танай»- 85,87%

На рынке горнолыжных подъемников в географических границах север Кемеровской области услуги горнолыжных подъемников оказывает один хозяйствующий субъект – ООО «Горная Саланга» с долей 100 %.

 

Определение уровня концентрации

рынка услуг горнолыжных подъемников

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Коэффициент рыночной концентрации, рассчитанный для трех крупнейших хозяйствующих субъектов:

- В географических границах рынка услуг горнолыжных подъемников – юг Кемеровской области: Crn  = 77,73 %

Коэффициенты рыночной концентрации находятся в границах                              70 % <= CR3 <= 100 %.

- В географических границах рынка услуг горнолыжных подъемников – центр Кемеровской области: Crn  = 100 %

Коэффициенты рыночной концентрации находятся в границах                              70 % <= CR3 <= 100 %.

- В географических границах рынка услуг горнолыжных подъемников – север Кемеровской области: Crn  = 100 %

Коэффициенты рыночной концентрации находятся в границах                              70 % <= CR3 <= 100 %.

 

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

,

где:

D - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана:

- юг Кемеровской области

ННI = 2 531,62

Индекс Герфиндаля-Гиршмана находится в границах                                            2 000 <= HHI <= 10 000.

- центр Кемеровской области

ННI = 7 544,41

Индекс Герфиндаля-Гиршмана находится в границах                                            2 000 <= HHI <= 10 000.

- север Кемеровской области

ННI = 10 000

Индекс Герфиндаля-Гиршмана находится в границах                                            2 000 <= HHI <= 10 000.

 

Вышеперечисленные параметры характеризуют рынок услуг горнолыжных подъемников в географических границах юг Кемеровской области в 2014 г. как высококонцентрированный.

В географических границах центр и север Кемеровской области рынки также характеризуются высококонцентрированные.

 

Определение барьеров входа на рынок горнолыжных подъемников

 

Для определения существующих барьеров входа на рынок было проведено анкетирование участников рынка. Результаты анкетирования показали существование административных, экономических, организационных и стратегических барьеров.

Экономические барьеры:

- значительные капиталовложения;

- большие сроки окупаемости капитальных вложений;

- отсутствие эффективной поддержки отросли.

Административные барьера:

- наличие лицензии, сертификата и иных разрешительных документов;

- ограничения в предоставлении долгосрочных кредитов;

- ограничения в виде законодательных актов, определяющих налоговую политику;

- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

 - страхование ответственности владельцев опасного производственного объекта.

Организационные барьеры:

- неразвитость рыночной инфраструктуры: неразвита транспортная доступность, отсутствие служб по оказанию информационных услуг.

Стратегические барьеры:

- поведение участников рынка (наличие соглашений, ценовая политика);

- тенденции к сокращению платежеспособного покупательского спроса, сокращение реальных доходов основной массы населения.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

Рынок горнолыжных подъемников на юге Кемеровской области является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкуренцией.

Рынок горнолыжных подъемников в центре Кемеровской области является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.

Рынок горнолыжных подъемников на севере Кемеровской области является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией.