• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Дополнительные услуги при кредитовании

 В связи с участившимися случаями обращений жителей области на навязывания банками невыгодных условий при кредитовании предлагаем обратить внимание на следующие обстоятельства:

  1. Принять меры антимонопольного реагирования на навязывание невыгодных условий договора УФАС может только в отношении компаний, которые занимают доминирующее положение на рынке (с долей более 35 %).

В соответствии счастью1 статьи 10 Закона о защите конкуренцииустановлен запрет на действия занимающего доминирующее положение  хозяйствующего субъекта, результатом которыхявляются или могут являтьсянедопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересовдругих лиц (хозяйствующих субъектов) всфере предпринимательской деятельности либо неограниченного кругапотребителей.

Для установления факта наличия либо отсутствия нарушения хозяйствующим субъектом вышеуказанной правовой нормы, антимонопольному органу необходимо установить, занимает ли данный хозяйствующий субъект доминирующее положение на определенном товарном рынке.

В 2015 – 2016 годы на рынке услуг кредитования физических лиц только ПАО «Сбербанк России» занимал доминирующее положение.

2. При квалификации соглашений, запрещенных ч. 4 ст.11 Закона о защите конкуренции (незаконные соглашения), антимонопольным органом  должно быть доказано, что такие соглашения  приводят или могут привести к ограничению  конкуренции. Для целей квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения (согласованных действий), которое приводит  к ограничению, устранению конкуренции, необходимо одновременно доказать следующие обстоятельства:

 - имеет ли место соглашение или согласованные действия,  недопустимые с точки зрения закона;

 - имеют ли место отрицательные последствия, указанные в части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции;

 - имеется ли причинно-следственная связь между заключением  соглашения (совершением согласованных действий) хозяйствующего субъекта и наступлением  отрицательных последствий.

Отсутствие одного из элементов состава свидетельствует о незаконности вынесенного государственным органом решения. Данная позиция подтверждается устоявшейся судебной практикой

Таким образом, гражданин при подаче заявления о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции должен приложить информацию, материалы, свидетельствующие о нарушении конкуренции  на соответствующем рынке в результате действия заключенного соглашения (договора).

3.  Контроль за исполнением Федерального закона о потребительском кредите (займе), а также специальные указания о минимальных (стандартных) требованиях к условиям  и порядку осуществления  отдельных видов добровольного страхования осуществляет  Банк России. На территории Кемеровской области – отделение  по Кемеровской области  Сибирского ГУ Банка РФ (г. Кемерово, ул. Кирова,12, начальник отделения  по Кемеровской области  Сибирского ГУ Банка РФ – С.В. Драница);

4. Общие вопросы нарушения Закона о защите прав потребителей относятся к компетенции Управления Федеральной службы  по надзору в сфере защиты  прав потребителей  и благополучия человека по Кемеровской области» (г. Кемерово, пр-т Кузнецкий, 24, Руководитель Управления Федеральной службы   по надзору в сфере защиты прав   потребителей и благополучия человека   по Кемеровской области  – Е.И. Окс).

5. Кроме того, напоминаем о важности внимательного и полного прочтения документов перед подписанием.

 

 

Кемеровское УФАС России