• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

О реформе городского общественного транспорта

Кемеровское УФАС России подготовило информацию в связи с многочисленными обращениями о реформировании городского общественного транспорта.

При проработке моделей реформирования городского общественного транспорта необходимо учитывать факторы, способствующие улучшению показателей транспортного обслуживания населения, утвержденных Минтрансом России, а также функционирование рынка в конкурентных условиях, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Особое внимание стоит обратить на недопустимость передачи государственных полномочий коммерческим структурам, задействованным или заинтересованным в работе на рынке перевозки пассажиров или смежных рынках. Вопросы организации перевозок, включая оптимизацию маршрутной сети и установление требований к автотранспортным средствам, должны быть в сфере ответственности уполномоченных органов власти местного самоуправления или субъекта Российской Федерации.

Выбор модели рынка осуществляется местными/ региональными органами власти. Недопустимо навязывание модели, при которой перевозчикам «оплачивается транспортная работа по регулируемым тарифам («брутто - контракты»)», в отсутствие прямых законодательных норм или решений Правительства Российской Федерации. При выборе модели рынка по «брутто - контрактам» необходимо оценивать исполнимость будущих бюджетно – тарифных обязательств, принимаемых органами власти и управления Кемеровской области – Кузбасса  на долгосрочный период.

При подготовке аукционов на закупку транспортных услуг следует обеспечить прозрачность расчета начальной максимальной цены контракта для регулирующего органа; разумный размер лотов, обеспечивающий широкое участие в аукционах заинтересованных перевозчиков и инвесторов; возможность доступа перевозчиков к автотранспортным средствам с требуемыми характеристиками и оснащением нескольких конкурирующих производителей.

Также необходимо обратить особое внимание на недопустимость преференций в виде явных или скрытых субсидий муниципальным или государственным предприятиям или подконтрольным акционерным обществам, которые ставят частных перевозчиков в неравное положение и ограничивают конкуренцию. Доля последних должна поэтапно увеличиваться, в соответствии с требованиями Указа №618.

Полагаем возможным формирование части лотов для привлечения перевозчиков - субъектов малого и среднего предпринимательства. Следует разумно определять требования к темпам и этапности обновления транспортных средств таким образом, чтобы обеспечить окупаемость ранее приобретенных предпринимателями автобусов (например, 2-3 х летних), в том числе за кредитные ресурсы, и исключить риск их банкротства в процессе реформы из-за резкого изменения «правил игры».

Следует обеспечить равный доступ участников рынка к мерам государственной поддержки, в том числе к льготным ставкам на смежном рынке лизинга автотранспортных средств. В случае, если льготные ставки были доступны ограниченному кругу перевозчиков, это могло негативно повлиять на исход конкурентного отбора перевозчиков и не получить эффективное снижение начальной максимальной цены контрактов - бюджетной экономии.

 

Кемеровское УФАС России убедительно просит органы власти и управления области принять эту информацию к сведению при проведении реформы городского общественного транспорта, чтобы не допустить нарушений норм антимонопольного законодательства.

 

Кемеровское УФАС России