Доклад руководителя Кемеровского УФАС России Н.Е. Кухарской на пресс-конференции по итогам работы за 1-е полугодие 2008 г.

Проводимые в последние десятилетия в Российской Федерации экономические реформы привели к формированию государственной конкурентной, или другими словами, антимонопольной политики.
Роль конкуренции, конкурентной среды, безусловно, очень важна, как механизма, обеспечивающего технический и социальный прогресс общества и достойного уровня жизни населения.

Как и в любой стране мира, в России антимонопольная политика защищает свободу экономической деятельности и права граждан страны распоряжаться принадлежащим им имуществом, своими способностями, обеспечивать себя и своих близких всеми необходимыми материальным благами, как это гарантировано Конституцией. И антимонопольная служба вносит свой посильный вклад в материализацию этой гарантии.

Сделать наш регион, территорией добросовестной конкуренции, привлекательной для инвестиций и развития деловой активности во всех секторах экономики, тем самым, обеспечив высокий уровень благосостояния граждан – важнейшая задача всех органов государственной власти, в том числе и Федеральной антимонопольной службы.

В течение первого полугодия 2008 года, осуществляя контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, специалистами Кемеровского Управления федеральной антимонопольной службы было рассмотрено 125 заявлений, свидетельствующих о наличии признаков нарушения данного законодательства.

Наиболее частым основанием для обращения в Кемеровское УФАС являлось наличие признаков нарушения в таких сферах деятельности, как электро- и теплоэнергетика, ЖКХ, торговля, связь.

По результатам рассмотрения обращений, касающихся нарушений требований Федерального закона «О защите конкуренции» Кемеровским УФАС было возбуждено 29 дел. По всем выявленным фактам нарушения законодательства были приняты соответствующие меры антимонопольного реагирования.

Кроме того, по фактам нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов было возбуждено 102 административных дела и наложено штрафов на общую сумму более 8 млн.рублей.

Если сравнивать с предыдущим отчетным периодом, то за весь 2007 год эта сумма составила – 866 000 рублей. Подобное увеличение стало следствием изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, предусматривающие ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства. В частности, введение «оборотных» штрафов за злоупотребление доминирующим положением, за картельный сговор и недобросовестную конкуренцию.

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России является недопущение принятия органами власти всех уровней ограничивающих конкуренцию актов и совершения ограничивающих конкуренцию действий.

Поэтому в 1-м полугодии 2008 года Кемеровское УФАС продолжало контролировать обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к процедуре выделения земельных участков для жилищного строительства. С этой целью Кемеровским УФАС России была проведена проверка 199-ти нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления и органом исполнительной власти Кемеровской области по вопросу регулирования данной сферы отношений, в результате чего было выявлено 4 факта ограничения конкуренции на данном рынке.

Также в первом полугодии 2008 года была проведена проверка правовых актов, регулирующих вопросы установления налоговых льгот на территории Российской Федерации на предмет соответствия требованиям Федерального закона «О защите конкуренции». В результате анализа установлено несоответствие 26 правовых актов требованиям антимонопольного законодательства. В адрес органов власти и управления, принявших данные правовые акты, были направлены письма с предложением в установленный срок устранить допущенные нарушения.

Помимо этого, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области осуществляло контроль за соблюдением органами местного самоуправления жилищного законодательства, а также за реализацией указанными органами полномочий по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники помещений в которых не выбрали способ управления такими домами. В результате проведенной проверки было возбуждено 5 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Так, например, Кемеровским УФАС было возбуждено дело в отношении Администрации Чебулинского района, которая в противоречии с действующим законодательством, без проведения открытого конкурса, передала в управление управляющей организации – МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Чебулинского района» - 38,2 тыс. кв.м. жилищного фонда многоквартирных домов. По результатам рассмотрения дела было выдано предписание об устранении нарушений. Предписание было исполнено в установленный срок.

Следует отметить, что в июне 2008 года Федеральный закон «О защите конкуренции» был дополнен статьей регулирующей особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества. В соответствии с данной статьей, начиная со 2 июля 2008 года договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, могут быть заключены только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Также Кемеровским УФАС уделяется особое значение контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о размещении заказов путем проведения плановых и внеплановых проверок. Так, за 1-ое полугодие текущего года было поведено 17 подобных контрольных мероприятий, из них 9 – по проверке органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и 6 – по проверке хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей. В результате этих контрольных мероприятий была дана оценка деятельности на соответствие Федеральному закону «О конкуренции» Администрации городов Новокузнецка и Ленинск-Кузнецкого, Управлению судебного департамента в КО, таможенному управлению «Кемеровская таможня» и другим.

В результате проведенных проверок выявлено 67 нарушений, возбуждено 10 дел и привлечено к административной ответственности 5 должностных лиц.
Одной из основных задач Кемеровского Управления антимонопольной службы является не только пресечение выявленных фактов нарушения конкурентного законодательства, но и предупреждение неправомерных действий. С этой целью в первом полугодии нами в адрес всех муниципальных образований Кемеровской области было направлено 34 информационных письма, разъясняющих требования Федерального закона «О защите конкуренции» и освещены типовые ситуации, в которых действия органов местного самоуправления могут быть расценены как нарушения антимонопольного законодательства.

Также в адрес всех муниципальных образований были направлены рекомендации ФАС России по осуществлению сделок по передаче объектов коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и Методические рекомендации по порядку проведения торгов при передаче указанных объектов.

Кроме того, было поведено 6 совещаний с участием органов власти различных уровней и хозяйствующих субъектов с целью недопущения действий ограничивающих конкуренцию.

Важным аспектом работы Кемеровского УФАС в сфере предупреждения нарушения антимонопольного законодательства является освещение этого направления в средствах массовой информации.

В качестве примера деятельности Кемеровского УФАС можно привести дело о нарушении ОАО «Сибирьтелеком» антимонопольного законодательства.
Кемеровский филиал ОАО «Сибирьтелеком», являясь оператором сети связи общего пользования, 14 января 2008 года приостановил оказание услуг по пропуску трафика операторам связи г. Новокузнецка, что повлекло за собой приостановление услуг связи 10 000 абонентам (юридическим и физическим лицам).

По мнению ОАО «Сибирьтелеком» приостановление оказания услуг по пропуску трафика предусмотрено договором о присоединении сетей электросвязи, что соответствует нормам действующего законодательства.
Кемеровским УФАС было установлено, что данные действия законодательством в области связи не предусмотрены.

По итогам рассмотрения дела Кемеровское УФАС признало ОАО «Сибирьтелеком» злоупотребляющим доминирующим положением и выдало предписание о недопущении подобных действий.

ОАО «Сибирьтелеком» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Кемеровского УФАС.
Арбитражный суд Кемеровской области подтвердил законность решения и предписания нашего Управления.

С 01 июля 2008 года на основании Постановления Правительства РФ была увеличена штатная численность нашего территориального Управления, что связано с выполнением таких новых государственных функций, как привлечение к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию, в том числе наложение «оборотных» штрафов, контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других ресурсов, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере недвижимости строительства и ЖКХ.