Доклад руководителя Кемеровского УФАС России Н.Е. Кухарской на пресс-конференции по итогам 2008 г.

2008 год стал для России временем новых достижений и серьезных испытаний. Прошедший год был обильным на важные и значимые события не только для страны и региона, но и для нашего Управления.
Напомню, что для достижения стратегических целей государственной экономической политики антимонопольный орган в рамках своей компетенции решает задачи контроля за соблюдением законодательства о конкуренции, контроля за экономической концентрацией, антимонопольного регулирования в отраслях естественной монополии, контроля в сфере размещения государственных заказов.
В 2008 году в связи с возложением новых государственных функций, таких как привлечение к административной ответственности за недобросовестную конкуренцию, в том числе наложение «оборотных штрафов», контроль за предоставлением органами власти всех уровней государственной и муниципальной помощи, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере недвижимости, строительства и ЖКХ, выявление и пресечение фактов злоупотребления доминирующим положением на оптовом и розничных рынках электроэнергии, а также других функций, в нашем Управлении была увеличена штатная численность.
Кроме того, в 2008 году был принят первый пакет поправок в антимонопольное законодательство, трижды вносились поправки в Федеральный закон «О защите конкуренции», более 10 поправок внесено в КоАП РФ и ряд других законодательных актов РФ. Соответственно, деятельность Кемеровского УФАС России проводилась с учетом новых требований антимонопольного законодательства.
Что касается итогов деятельности Управления в прошедшем году, то следует отметить, что специалистами Кемеровского УФАС России было рассмотрено 220 заявлений юридических и физических лиц, указывающих на наличие признаков нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». Из них в 40 случаях нарушения были устранены до возбуждения дела, а в 75 – возбуждено дело.
Значительная часть обращений касалась сферы деятельности электрической и тепловой энергии. Причины роста количества заявлений в этой сфере связаны с происходящими процессами реформирования электроэнергетики, в том числе с появлением вновь созданных операторов естественно-монопольных услуг в Кемеровской области продолжают возникать разногласия между хозяйствующими субъектами.
После установления Региональной энергетической комиссией Кемеровской области ставок платы за осуществление мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, увеличилось количество заявлений на действия сетевых организаций осуществляющих технологическое присоединение к электрическим сетям.
Также наблюдается тенденция к увеличению количества заявлений на действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих услуги теплоснабжения. Причиной является неурегулированность правовых отношений в данной сфере.
В 2008 году прослеживается увеличение количества поступивших заявлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В связи с происходящими процессами реформирования естественных монополий и ЖКХ в сфере жилищно-коммунального хозяйства в регионе продолжают возникать разногласия между хозяйствующими субъектами. Ситуацию усложняет и неурегулированность правовой стороны вопроса в жилищных отношениях. Например, не решена проблема договорных отношений между поставщиком и получателем услуг.
Следует отметить, что в 2008 году наблюдалась тенденция к увеличению количества заявлений в сфере железнодорожного транспорта. Обращения поступали на действия владельцев железнодорожных путей необщего пользования, в которых Кемеровское УФАС России не нашло подтверждения нарушений антимонопольного законодательства.
Но в прошедшем году произошло и уменьшение количества обращений, например потребителей услуг связи. Поскольку с внесением изменений в Федеральный закон «О связи» были закреплены основные принципы развития отрасли, правила, регулирующие взаимодействие участников телекоммуникационного рынка и защищающие права пользователей услуг связи.
Также уменьшилось количество обращений в сфере автомобильного транспорта, в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
В качестве примера можно привести дело получившее широкий резонанс, в том числе в средствах массовой информации – это дело возбужденное в отношении ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» по признакам нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Что выразилось в необоснованном повышении оптово-отпускных цен на нефтепродукты с нефтебаз ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и одновременным сдерживанием розничных цен на своих АЗС на прежнем уровне, которые были незначительно ниже оптово-отпускных. Комиссия Кемеровского УФАС России признала ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» нарушившим данный федеральный закон и вынесла предписание. Помимо этого, совершение занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством влечет административную ответственность. Поэтому ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» было назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 158 159 643, 70 рублей.
Нарушившим эту же статью Федерального закона «О защите конкуренции» было признано и ОАО «Сибирьтелеком», что выразилось в приостановлении оказания услуг по пропуску трафика операторам связи г.Новокузнецка. Это повлекло за собой невозможность для операторов оказания услуг связи абонентам в соответствие с лицензионными условиями. В отношении ОАО «Сибирьтелеком» было также возбуждено дело по статье 14.31 Кодекса об административных правонарушениях и вынесено постановление о наложении штрафа в размере 3 787 600 рублей.
ОАО «Сибирьтелеком» опротестовало решение и предписание Кемеровского УФАС, но Арбитражный суд Кемеровской области и Седьмой арбитражный апелляционный суд признали их законными.
Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России по-прежнему остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Федерального закона «О защите конкуренции».
В 2008 году Кемеровским УФАС России было установлено 42 факта ограничения конкуренции в действиях органов власти и управления Кемеровской области. Самой распространенной формой нарушения Федерального закона является необоснованное предоставление льгот и преимуществ хозяйствующим субъектам.
Например, Кемеровским УФАС по собственной инициативе было возбуждено дело по признакам нарушения администрацией города Березовский статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Нарушение заключалось в том, что Главой города было издано распоряжение, согласно которого МУ «Единый расчетно-кассовый центр» было дано указание без проведения торгов передать ООО «Медиа Дом» в аренду нежилое помещение. Комиссия Кемеровского УФАС России выдала предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства. Предписание исполнено в установленный срок.
Также в течение года Управлением была проведена большая работа по анализу актов, регулирующих вопросы установления налоговых льгот на территории субъекта Российской Федерации.
В результате изучения 34-х нормативных правовых актов органов власти, регулирующих установление налоговых льгот для хозяйствующих субъектов (то есть коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей), было установлено несоответствие 17 актов требованиям антимонопольного законодательства: а именно предоставление хозяйствующим субъектам льгот по уплате земельного налога в зависимости от организационно-правовой формы.
15 фактов нарушения было устранены в добровольном порядке до возбуждения дел, по 2 фактам нарушения антимонопольного законодательства выданы предписания, которые находятся в стадии исполнения.
В 2008 году было возбуждено 49 дел по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе». Наиболее часто встречающиеся нарушения приходятся на такие нарушения, как недостоверная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, запрещенные к рекламе товары, нарушение требований рекламы финансовых услуг. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, предусматривающим ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 58 административных дел и наложено штрафов на общую сумму 983 000 рублей.
При реализации функций по контролю в сфере размещения заказов Кемеровским УФАС России в 2008 г. на основании 204-х жалоб было возбуждено и рассмотрено 161 дело о нарушениях государственными и муниципальными заказчиками положений Федерального закона о госзакупках, по большинству из которых (111 дел) выданы обязательные для исполнения предписания. В целях пресечения злоупотреблений в данной сфере также применялись меры административной ответственности. По итогам рассмотрения административных дел выдано 31 постановление о наложении штрафа на общую сумму 840 000 рублей.
Если говорить об общей практике применения мер административной ответственности в Кемеровском УФАС России в прошедшем году, то следует привести следующие данные:
В 2008 году было возбуждено 168 дел об административных правонарушениях. По 109 делам вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму 167 712 000 рублей.
Кемеровское УФАС России также осуществляет контроль за экономической концентрацией, в процессе осуществления которого в 2008 году было рассмотрено 28 ходатайств и уведомлений. Из них связанных с осуществлением сделок, иных действий лицами, приобретающими акции или имущество – 24. При анализе тенденций перераспределения прав собственности в разрезе отраслей, необходимо отметить, что наибольшее число ходатайств относится к приобретению акций, долей предприятий, принадлежащих к строительному комплексу, угольной отрасли, электро- и теплоэнергетике, торговле и общественному питанию.
В течение 2008 года Кемеровским УФАС России были проведены исследования 31 – го разнопланового товарного рынка, причем анализ 21 –го рынка осуществлялся ежемесячно.
Например, Управлением был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории Кемеровской области в границах 34 муниципальных образований. В результате выявлено, что в 26 муниципальных образованиях доминирующее положение занимают аптечные предприятия, в 13 – аптечные сети. Так, в Ленинск-Кузнецком, Новокузнецком, Промышленновском районах доля аптечных сетей составляет 100 %. Кроме того, в 13 муниципальных образованиях доминирующее положение установлено по совокупной доле трех аптечных предприятий, которая составляет от 55 до 100 %, например в г.Новокузнецк, г.Березовский, г.Киселевск.
По результатам проведенного анализа аптечные предприятия, занимающие доминирующее положение будут включены в реестр, для осуществления контроля за их деятельностью.