Основной текст доклада руководителя Кемеровского УФАС России Н.Е.Кухарской на пресс-конференции в ИА "Интерфакс"-Сибрирь по итогам работы в 2009 г.

Сегодняшняя пресс-конференция, ставшая уже традиционной, посвящена итогам деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в 2009 году и основным задачам, которые будут стоять перед Управлением в 2010 году.
Особенностями работы Управления в истекшем году явились значительные изменения в антимонопольном законодательстве: новая редакция почти на треть изменившая действующий Федеральный закон «О защите конкуренции», значительное расширение и ужесточение норм Кодекса об административных правонарушениях, а также неоднократные изменения в течение года Закона о рекламе и Закона о государственном и муниципальном заказе.
Оценивая результаты деятельности Кемеровского УФАС в 2009 году, следует отметить значительное увеличение заявлений юридических и физических лиц, указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции» (в 2009 г. – 281, в 2008 г. – 220 подобных заявлений).
В большинстве случаев основанием для обращения в антимонопольный орган явилось наличие признаков злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, таких как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, необоснованный отказ от заключения договора, установление или поддержание монопольно высокой цены товара и других.
По сравнению с предыдущим годом наметилась тенденция к увеличению количества заявлений в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также добавились сферы деятельности, по которым заявлений в 2008 году вообще не поступало - рынок банковских услуг, химическая промышленность. По-прежнему наибольшее количество заявлений, поступивших в Управление, приходится на сферы электро- и теплоэнергетики (101 заявление), жилищно-коммунального хозяйства (33 заявления), а также связи (22 заявления).
Количество выявленных и пресеченных нарушений Закона «О защите конкуренции» в 2009 году составило 99 , из них 24 были устранены до возбуждения дела (по результатам проведения проверок или рассмотрения заявления), в остальных случаях возбуждены дела.
Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России по-прежнему остается контроль за соблюдением органами власти и управления требований Закона «О защите конкуренции».
В 2009 году Кемеровским УФАС России было установлено 44 факта ограничения конкуренции в действиях органов власти Кемеровской области.
В целях исключения предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам Управлением в течение года осуществлялся контроль соблюдения органами власти всех уровней порядка предоставления прав на развитие застроенных территорий и контроль за обеспечением равного доступа к процедуре выделения земельных участков, а также проводились проверки проведения органами местного самоуправления конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
В течение 2009 года специалистами Кемеровского УФАС была проведена большая работа по анализу актов, регулирующих такие вопросы, как:
- Оборот алкогольной продукции на территории Кемеровской области,
- Осуществление хозяйствующими субъектами деятельности в сфере погребения и оказания ритуальных услуг,
- Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления действий по заключению договоров аренды на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из направлений деятельности Кемеровского УФАС по-прежнему является рассмотрение заявлений органов власти и управления о предоставлении отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ в форме государственных и муниципальных преференций.
В течение 2009 года было рассмотрено 13 заявлений о даче согласия на предоставление муниципальных преференций в виде передачи муниципального имущества, что на 8 заявлений больше, чем в 2008 г. По данным заявлениям было принято 4 решения о даче согласия на предоставление муниципальных преференций, 2 решения о даче согласия и введении ограничений в отношении предоставления муниципальных преференций, 5 решений об отказе.
В течение 2009 года были проведены исследования 51 товарного рынка, в том числе: анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, рынка услуг по управлению многоквартирными домами, рынка похоронных услуг на территории Кемеровской области, анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии Кемеровской области за 2008 год, анализ рынка оптовой и розничной торговли алкогольной продукции на территории Кемеровской области в 2007 - 2008 гг., проводились ежемесячные мониторинги цен на рынках социально-значимых групп продовольственных товаров и многие другие.
Также одним из направлений деятельности Управления является контроль за соблюдением Федерального закона «О рекламе». По признакам нарушения данного закона в 2009 году было возбуждено 42 дела. По 33 делам принято решение о наличии нарушений законодательства о рекламе. Выдано 22 предписания, все они исполнены.
Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе в отчетном периоде приходятся на нарушения общих требований к рекламе, рекламы пива, стимулирующих мероприятий, рекламы в телепрограммах и телепередачах, а также рекламы финансовых услуг.
В условиях кризисного состояния экономики возросла заинтересованность бизнеса в получении государственного и муниципального заказа и вследствии этого количество жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов, членов комиссий при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд возросло на 35 %, обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков - в 2,3 раза.
В 2009 году на основании 275 жалоб было возбуждено и рассмотрено 240 дел о нарушениях положений Федерального закона о размещении заказов. В 105 случаях из общего количества дел были выданы предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов. В настоящее время все предписания исполнены в полном объеме.
Анализ обращений показал, что наиболее распространенными нарушениями данного Федерального закона являются нарушения, связанные с содержанием документации и процедурой отбора участников торгов, запросов котировок.
Также в адрес Кемеровского УФАС России поступило 39 обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, из которых 26 обращений были удовлетворены.
Что касается практики применения мер административной ответственности, то в 2009 году было возбужденно 219 (в 2008 г. - 167) дел об административных правонарушениях. По 135 делам вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму более 30 млн. рублей (30 065 159 рублей). Сумма уплаченных штрафов с учетом исполнения постановлений, выданных в 2008 году, составила более 71 млн. рублей (71 107 382 рубля).

Приведенные показатели деятельности позволяет реалистично оценить приоритеты антимонопольной службы и скорректировать существующее распределение ресурсов в рамках реализуемых направлений деятельности.
2010 год уже стал для нас знаменательным – мы переехали на новое место работы.
Приоритетными сферами деятельности для Кемеровского УФАС в 2010 году по-прежнему останутся рынки нефтепродуктов, лекарств и продовольствия, т.е. наиболее социально значимые сектора экономики. Конечно, будет осуществляться анализ и контроль и на других рынках.
Кроме того, с 01 февраля 2010 года, с вступлением в силу закона «О торговле», к функциям антимонопольной службы прибавилась новая – контроль за торговыми розничными сетями, поскольку данный Закон содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли.
Помимо этого, в настоящее время готовятся широкомасштабные поправки в действующее законодательство в отношении естественных монополий. ФАС России была предложена концепция проекта Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», предусматривающая кардинальную переработку данного закона, создание современных методов регулирования и контроля деятельности естественных монополий.
В планах на 2010 год также внесение дополнение в 94-й федеральный закон о размещении заказов в части установления оплаты государственной пошлины в случае, если жалоба участника размещения заказа признается необоснованной. Напомню, что из поступивших в 2009 году в адрес Кемеровского УФАС России 275 жалоб участников размещения заказа – 112 жалоб (более 40 %) признаны необоснованными. А рассмотрение таких жалоб – это определенные расходы, причем не малые, которые мы несем, принимая жалобу. В последнее время появились участники, которые осознавая свой явный проигрыш, стараются в последний момент «насолить» государственному или муниципальному заказчику, инициируя подачу жалобы в контрольный орган. Вот как раз на предотвращение подобных случаев и будут направлены новые поправки к закону.
2010 год пройдет, с одной стороны, под эгидой усиления правоприменительной практики (изменений внесенных в Кодекс об административных правонарушениях), с другой – некоторой либерализации антимонопольного законодательства. На данный момент такие поправки находятся на стадии согласования в Министерстве экономического развития (Минэкономики), предположительно в марте они будут внесены в Правительство России. Планируется внести поправки, согласно которым не может быть картельных сговоров внутри одной группы лиц, а следовательно не будет и уголовной ответственности за эти деяния.
Также уголовная ответственность не будет распространяться на те злоупотребления компаниями своим доминирующим положением, которые не приведут к непосредственному ограничению конкуренции, а будут связаны, например, с ущемлением прав контрагентов, в том числе незаключением договоров. Вероятно, за подобные нарушения будет введен не оборотный, а фиксированный штраф в размере 1-5 млн. рублей.
И, конечно же, наши специалисты продолжат в 2010 году заниматься рассмотрением жалоб и обращений граждан, хозяйствующих субъектов по всем направлениям, входящим в нашу компетенцию.