«Третий антимонопольный пакет»: Новые изменения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

 

Ранее, как показывала практика, договоры аренды в отношении  объектов государственной или муниципальной собственности, заключенные по результатам торгов, продлялись или заключались на новый срок без соблюдения публичных процедур. Данные действия органов власти и управления квалифицировались антимонопольным органом как нарушение порядка заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, т.е. части 1 или 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Однако,  с вступлением в силу Федерального закона от 6 января 2011 № - 401, также составляющего «третий антимонопольный пакет», порядок заключения таких договоров на новый срок, наконец – то был упразднен, а именно: статья 17.1 Закона о защите конкуренции была дополнена частью 9, в соответствии с которой, в настоящее время,  по истечении срока действия договоров аренды, в отношении государственного или муниципального имущества указанного в частях 1 и 3 данной статьи, заключение такого договора на новый срок осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, но только с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, а также при одновременном соблюдении следующих условий:

-          размер арендной платы должен быть определен по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;

-          минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Вместе с тем указанный срок может быть уменьшен только по желанию арендатора.

К тому же арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении на новый срок договора аренды в порядке и на условиях, которые указаны в части 9 настоящей статьи, за исключением:

-          наличия у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды;

-          принятия в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом.

Между тем в случае необоснованного отказа арендодателя в заключении на новый срок договора аренды, и заключения в течение года со дня истечения срока действия данного договора аренды с другим лицом арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору аренды, вправе потребовать перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, полагаем, что поправки, внесенные «третьим антимонопольным пакетом» в статью 17.1 Закона о защите конкуренции, устанавливают более четкие антимонопольные требования в отношении органов власти и управления, наделенных полномочиями на распоряжение и управление государственным (муниципальным) имуществом, а также направлены на защиту интересов хозяйствующих субъектов, которые используют такое имущество в целях извлечения прибыли.