Анатолий Голомолзин: Мы поставили перед собой задачи и сделаем все, чтобы их достичь

Сфера деятельности: ЖКХ, транспорт и связь

Связанные персоны: Заместитель руководителя Голомолзин Анатолий НиколаевичНачальник управления Рутенберг Дмитрий АнатольевичЗаместитель начальника управления Заева Елена АлександровнаРуководитель Кемеровского УФАС России Кухарская Наталья Евгеньевна 
 

2 апреля 2015 года в г. Казань состоялось Четвертое заседание Международной рабочей группы по вопросам развития рынков международной связи в роуминге на тему «Оценка готовности стран-участниц Рабочей группы к реализации Принципов справедливого роуминга».

Мероприятие состоялось на площадке Учебно-методического центра ФАС России при участии представителей Конкурентного ведомства Австрии, Комиссии по защите конкуренции Республики Болгария, Ведомства по защите конкуренции Чешской Республики, Комиссии по защите конкуренции ЮАР, Комиссии по справедливой торговле Японии, Министерства национальной экономики Республики Казахстан, Государственного агентства антимонопольного регулирования при правительстве Кыргызской республики, а также ФАС России и ее территориальных управлений. Доклад на тему "Доступ операторов связи к объектам жилой недвижимости" на основе практики своего Управления представляла руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская.


В своем вступительном слове заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин рассказал о Принципах справедливого роуминга.

«ФАС России установила, что абонентский тариф, который операторы «большой тройки» устанавливают при ценообразовании в роуминге, на 80-120% формируется за счет тарифов оператора-партнера. Именно тарифы оператора-партнера, устанавливаемые в роуминговом соглашении, определяют высокую стоимость тарифов в роуминге для абонентов», - объяснил он.

В роуминге в странах СНГ и странах – членах ТС российский абонент оплатит услуги исходящих голосовых соединений как по базовым ценам, так и с применением тарифных опций. Меньшая разница национальных и роуминговых тарифов в направлениях (Европа, страны Америки и Юго-Восточной Азии) имеется по передаче голоса, большая - по передаче данных.

Такая ситуация обусловлена тем, что тарифы роуминговых партнеров (чаще всего они устанавливаются зеркально) многократно выше собственных тарифов на услуги связи, оказываемые абонентам в своей стране.

«То есть, высокие тарифы в роуминге поддерживаются каждым из операторов путем установления высоких тарифов в межоператорских соглашениях – заявил Анатолий Голомолзин. – Соответственно, для ликвидации разницы в роуминговых и обычных тарифах необходимо привести их к уровню тарифов, применяемых операторами-партнерами для своих абонентов в своей стране».

«В одностороннем порядке эту проблему решить невозможно, необходимо многостороннее сотрудничество, а механизм достижения целей должен определяться с учетом институциональных особенностей сторон», - добавил он.

О ходе выполнения решений, принятых на 3-м заседании Рабочей группы 10 сентября 2014 года в г. Санкт-Петербург, рассказала заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России Елена Заева (презентацию можно посмотреть здесь).

В начале своего выступления она перечислила основополагающие Принципы справедливого роуминга:

1. ЭФФЕКТИВНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ взаимодействующих операторов-партнеров, в том числе при регистрации гостевых абонентов в каждой стране;

2. ВЗАИМНОСТЬ МЕР, предпринимаемых для развития конкуренции и обеспечения баланса интересов операторов связи и абонентов;

3.НЕДИСКРИМИНАЦИЯ АБОНЕНТОВ взаимодействующих операторов при получении услуг связи в стране регистрации и в роуминге;

4.НЕДИСКРИМИНАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ-ПАРТНЕРОВ при оказании услуг терминации (завершения вызова) от сетей иностранных операторов и операторов в стране регистрации.

«Мы ожидаем, что снижение тарифов до комфортного уровня приведет к росту потребления услуг и доходов операторов связи», - заявила докладчица.

Далее она подробно рассказала о Дорожной карте по реализации Принципов справедливого роуминга, которая включает ряд этапов:

1 этап (срок реализации – 1 октября 2015 года):

- Направить информацию о целесообразности внедрения Принципов справедливого роуминга участникам рынка и отраслевым регуляторам (операторам связи направлено соответствующее письмо);

- Рекомендовать участникам рынка каждой стороны реализовывать Принципы справедливого роуминга на двусторонней или многосторонней основе;

- Просить участников рынка и отраслевых регуляторов сообщать о намерениях, ходе внедрения принципов и предложениях, направленных на обеспечение внедрения Принципов взаимодействия;

В ходе реализации 1 этапа оценить готовность участников рынка на взаимной основе внедрять Принципы взаимодействия, последствия внедрения Принципов справедливого роуминга и необходимость реализации дополнительных мер со стороны Правительств или антимонопольных органов.

В случае недостижения целей 1-го этапа, а именно – в отсутствие существенной динамики тарифов на услуги связи в роуминге, получения информации об отсутствии заинтересованности участников рынка в реализации Принципов справедливого роуминга, Стороны принимают решение о реализации мероприятий 2-го этапа.

2 этап:

- Рекомендовать антимонопольным органам начать согласованное и взаимное проведение расследования;

- Рекомендовать отраслевым регуляторам, Правительствам обеспечить внедрение Принципов справедливого роуминга в соответствии с институциональными особенностями взаимодействия сторон, на двусторонней или многосторонней основе;

«Решение о внедрении Принципов справедливого роуминга, таким образом, остается за каждой из стран, - подчеркнула Елена Заева. – Со своей стороны готовность Российской Федерации к внедрению этих Принципов подтверждается тем, что 4 крупнейших оператора связи уже поддержали эту инициативу».

Доклад вызвал большой интерес участников рабочей группы и стал основой для последующей дискуссии о мерах, которые будут наилучшим образом способствовать снижению тарифов в роуминге и развитию конкуренции на рынках телекоммуникаций.

Подводя итоги Четвертого заседания рабочей группы Анатолий Голомолзин отметил: «Все участники рабочей группы поддержали этапы развития рынка. Сегодняшнее обсуждение и предложения участников будут отражены в протоколе заседания. У нас хорошая динамика внедрения Принципов справедливого роуминга, и мы определенно двигаемся в правильном направлении. Мы поставили перед собой задачи и сделаем все, чтобы их достичь. Этот семинар был очень интересным и полезным».




Рабочая группа по роумингу была организована по инициативе Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и Конкурентного ведомства Турции. Первое заседание состоялось в сентябре 2012 г. в г. Казань (Россия) в рамках Международного ежегодного мероприятия «День конкуренции в России». Второе заседание было проведено в апреле 2014 года в г. Стамбуле. Третье заседание - 10 сентября 2014 года в г. Санкт-Петербург. Первоначально, помимо России и Турции, в состав Рабочей группы по роумингу также входили конкурентные ведомства Азербайджана, Беларуси, Казахстана и Украины.