В Кузбасской ТПП состоялись публичные слушания УФАС по Кемеровской области

Проведение публичных слушаний контрольно-надзорных органов на площадке Кузбасской ТПП становится уже традиционным. Палата выступает как со-организатор, привлекающий бизнес-сообщество для участия в них, так как цель таких мероприятий не только отчет о деятельности, но и режим прямого диалога с бизнесом, открытое взаимодействие, нацеленное на разъяснение и предупреждение нарушений, выявление «узких» мест в законодательстве.

На публичных слушания по вопросам правоприменительной практики представители УФАС по Кемеровской области были вынесены такие вопросы, как правоприменительная практика управления в сфере рекламного, антимонопольного законодательства, а также в сфере государственных и муниципальных закупок.

О требованиях к наружной рекламе и установке рекламных конструкций, установленных статьей 19 Закона о рекламе 38-ФЗ, рассказала Людмила Ланцман - заместитель руководителя УФАС. «Ежегодно мы получаем более 200 обращений на неправомерное размещение наружной рекламы (за 10 месяцев 2017 г. – 171), и рассмотрение порядка 65 % из них заканчивается возбуждением дел. Основанием для возбуждения дел являются заявления физических, юридических лиц, а также материалы органов местного самоуправления о выявлении ими рекламных конструкций, установленных без соответствующего разрешения, а также аналогичные материалы органов внутренних дел», - прокомментировала она.

Главный специалист - эксперт отдела контроля органов власти УФАС Михаил Саврасов остановился на вопросах правоприменительной практики управления в сфере антимонопольного законодательства, связанного с созданием бюджетных учреждений органами местного самоуправления и предоставления им субсидий. Он отметил, что для создания бюджетных учреждений с целью выполнения работ в определенных сферах орган местного самоуправления должен обладать полномочиями в данных сферах на предоставление услуг. Он обратил внимание на то, что выполнение работ по озеленению, благоустройству территории, работы по содержанию автомобильных дорог, тротуаров и т.п. не входит в исключительную компетенцию органов власти и управления в соответствии с их полномочиями, а также подведомственных учреждений. Данную деятельность могут осуществлять любые хозяйствующие субъекты в соответствии с требованиями законодательства.

Руководитель управления Наталья Кухарская рассказала участникам слушаний о порядке рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов, порядка заключения договоров, а также порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Она отметила, что по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов. Кроме того, проверка проводится в том случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Организатор торгов, которому, направлено уведомление о назначении жалобы к рассмотрению, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением указанного требования, является ничтожным, подчеркнула она.

Важной темой мероприятия стала правоприменительная практика управления в сфере государственных и муниципальных закупок. Начальник отдела контроля в сфере закупок Михалева Екатерина остановилась на вопросах, связанных с исполнением Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», который определяет основополагающие принципы законодательства о контрактной системе. По ее словам, в Кемеровское УФАС России за истекший период 2017 года поступило 887 жалоб, из которых 262 (30%) признаны обоснованными. При этом в отношении аукционов, при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, Кемеровским УФАС России было выдано 224 предписания об их устранении.

Об основаниях для включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр недобросовестных поставщиков установлены статьей 104 ФЗ №44-ФЗ рассказала заместитель руководителя УФАС Светлана Стельмах. Она отметила, что Кемеровское УФАС России в порядке, установленном статьей 104 ФЗ №44-ФЗ, рассматривает обращения заказчиков о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов в реестр недобросовестных поставщиков. За три квартала 2017 года Кемеровским УФАС России было рассмотрено 91 обращение, из которых 47 (52% от общего числа) обращений были удовлетворены, сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) включены в реестр недобросовестных поставщиков; а 44 обращения оставлены без удовлетворения.

С докладом о взаимодействии с антимонопольным органом в рамках контроля за соблюдением Закона о контрактной системе в сфере закупок выступила Светлана Остапенко, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Прокуратуры Кемеровской области. В частности, она остановилась на невыполнении обязательств по госконтрактам со стороны заказчиков, это направление взято на особый контроль Генеральной прокуратурой РФ с 2015 года, прокуратурой Кемеровской области проводятся регулярные проверки. С 2015 года внесено 255 представлений, по результатам рассмотрений которых привлечено к дисциплинарной ответственности 77 должностных лиц, 55 должностных лиц привлечено к административной ответственности по статье 15.15.

Подводя итоги встречи, генеральный директор Кузбасской торгово-промышленной палаты Марина Шавгулидзе рассказала о взаимодействии с антимонопольным органом. «Данный формат – публичные обсуждения – всё более становится востребованным и понятным во взаимоотношениях бизнеса с контрольными и надзорными органами. Для нас такой диалог очень важен, так как позволяет понять современные правила игры, познакомиться с изменениями подходов к контрольной деятельности, а также высказать свою точку зрения. И, возможно, повлиять на принятие неудобных решений. Сейчас отрабатываются модели контроля и закладывается фундамент «умного» и предупреждающего надзора за бизнесом», - подчеркнула она.

По мнению участников слушаний, формат таких мероприятий позволяет получить аргументированные ответы, внести свои предложения и комментарии, относящиеся к деятельности государственной структуры, кроме того, несет информацию о последних изменениях в законодательстве.