Реклама – по закону

Отделом рекламы и недобросовестной конкуренции Управления федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области за первое полугодие 2008 года был рассмотрен 41 факт, указывающий на нарушение ст. 28 Федерального закона «О рекламе», и возбуждено 15 дел.

Речь идет только об узкой области применения Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38–ФЗ «О рекламе» к рекламе финансовых услуг, в частности, услуг по предоставлению кредитов.

При этом наибольшее количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг обусловлено неоднозначным пониманием хозяйствующими субъектами положений ст. 28 Федерального закона «О рекламе». Одной из основных задач рекламного законодательства являются обеспечение права потребителей на получение достоверной и добросовестной информации о рекламируемых продуктах и исключение случаев введения потребителей в заблуждение в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

В соответствии с этим:

— реклама данных услуг должна содержать наименование лица, их оказывающего;

— реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), если такая эффективность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора, или умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов (или сумму расходов), которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе услуг по предоставлению кредита сообщается одно из условий, влияющих на его стоимость, то в такой рекламе должны быть указаны все остальные составляющие стоимости такого кредита, условия об оплате услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, а также сведения об иных расходах, возникающих у заемщика в процессе исполнения кредитного договора.

Надо отметить, что в данном федеральном законе четко разграничены ответственность рекламодателя и ответственность рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц — от 4000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — от 40 000 до 500 000 рублей.