Требования законодательства РФ к рекламе финансовых услуг

Несмотря на то, что реклама как таковая корнями уходит еще в римскую историю, в нашей стране от слогана «Храните деньги в сберегательной кассе» до объемов затрат на рекламу в 228,7 млрд. руб. (по данным Ассоциации Коммуникационных агентств России за 2007 г.) прошло всего несколько десятилетий.

Неудивительно, что в последнее время вопросы, связанные с рекламой, приобретают все больший общественный резонанс. Некоторые удачные рекламные выражения завоевывают столь широкую популярность, что становятся крылатыми выражениями, а иногда вызывают удивление или шок. Однако, ставя перед собой цель привлечь внимание потенциальных покупателей, рекламодатель не должен забывать о рисках, связанных с признанием его рекламы ненадлежащей.

В настоящее время сфера рекламы регулируется Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Рассмотрим лишь узкую область применения данного закона – требования, предъявляемые к рекламе финансовых услуг, в частности услуг по предоставлению кредитов.

Рынок финансовых услуг динамично развивается в условиях нарастающей конкуренции. Финансовым компаниям, банкам приходится бороться за каждого клиента, разрабатывая новые маркетинговые ходы, увеличивая рекламные бюджеты. Объем рекламы финансовых услуг растет год от года.

При этом наибольшее количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг обусловлено неоднозначным пониманием хозяйствующими субъектами положений статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
Так, отделом рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области за 1-ое полугодие 2008 года было рассмотрен 41 факт, указывающих на нарушение статьи 28 Федерального закона «О рекламе» и возбуждено 15 дел.

А ведь одной из основных задач рекламного законодательства является обеспечение прав потребителей на получение достоверной и добросовестной информации о рекламируемых продуктах и исключение случаев введения потребителей в заблуждение в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

В соответствии с этим рассмотрим требования, предусмотренные законодательством, к рекламе финансовых услуг:
- реклама данных услуг должна содержать наименование лица, их оказывающего.

- реклама финансовых услуг не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), если такая эффективность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора, или умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов (или сумму расходов), которые получат (понесут) воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Если в рекламе услуг по предоставлению кредита сообщается одно из условий, влияющих на его стоимость то в такой рекламе должны быть указаны все остальные составляющие стоимости такого кредита (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата), условия об оплате услуг страхования, если выдача кредита обусловлена необходимостью заключения договора страхования, а также сведения об иных расходах, возникающих у заемщика в процессе исполнения кредитного договора.

Что касается, указания расходов, возникающих у заемщика в связи с ненадлежащим выполнением им условий кредитного договора, то это не является обязательным для размещения в рекламе.

Кроме того, размер и способ доведения до потребителей условий кредита в рекламе должен быт таким, чтобы условия воспринимались обычным человеком обычным образом (то есть без использования вспомогательных технических средств и в течение времени, в которое возможно восприятие информации).

Надо отметить, что в данном федеральном законе четко разграничена ответственность рекламодателя и рекламораспостранителя за нарушение законодательства о рекламе. Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспостранителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей; на должностных лиц - от 4000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 500 000 рублей соответственно.

Поэтому, Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области рекомендует рекламировать финансовые услуги не в духе детской песенки – «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам», потому что как точно в ней же замечено «иначе быть беде»…