Итоги работы Кемеровского УФАС России за 2013 год

Отчет Кемеровского УФАС России

по итогам работы за 2013 год

 

Раздел I.Антимонопольный контроль

 

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Федерального Закона  «О защите конкуренции» ( далее – Закон «О защите конкуренции»)

 

В 2013 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 398 (425) заявлений юридических и физических лиц,  указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции».

 

Поступившие заявления распределились по статьям Закона «О защите конкуренции» следующим образом:

-      статья 10  –  262  (262) заявления;

-      статья 11  –  5  (8) заявлений;

-       статья 11.1 – 1 (3)  заявление;

-      статья 14  –  32 (39) заявления;    

-      статья 15  –  73 (43) заявления;    

-      статья 16  –  2 (3) заявления;

-      статья 17  –  19 (58) заявлений;    

-      статья 17.1 – 4 (9) заявления;     

-      статьи  18-38 – 0 (0) заявлений. 

 

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2013 году по сравнению с предыдущим годом, можно сделать вывод о незначительном (6,35%) снижении количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим годом.

Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений Закона «О защите конкуренции» в 2013 году равно  95 (112):

- по статьям 11, 11.1, 14, 17, 25, 34, 38 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов -  16  (18);

- по статье 10 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов - 20 (32) и выполненных предупреждений, выданных по пункту 3 и 5 данной статьи – 10 (13);

- по статьям 15,16,17,17.1,18, 19-21, 25 со стороны органов власти:

 нарушений, устраненных до возбуждения дела, выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок - 0;

 исков в суд без возбуждения дела - 0;

 принято решений о наличии нарушений –  49 (49).

За 2013г. Кемеровским УФАС России было рассмотрено 32 заявления (в 2012г. –  38 заявлений) по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции».

По видам деятельности, поступившие в адрес Кемеровского УФАС России заявления, распределились следующим образом:

- в сфере банковских услуг –   1  заявление (в 2012г. – 1 заявление);

- в сфере страховых услуг – 2 заявления (в 2012г. - заявлений в данной сфере не поступало);

-в сфере нефти и нефтепродукты – 1 заявление (в 2012г. – заявлений в данной сфере не поступало);

- в сфере жилищно - коммунального хозяйства -   1 заявление (в 2012г. – 2 заявления);

- в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания – 4 заявления (в 2012г. – 1 заявление);

- прочие сферы деятельности на товарных рынках –  23  заявления (в 2012г. – 29 заявлений).

К прочим сферам деятельности на товарных рынках относятся - услуги в сфере СМИ, туристической деятельности, физкультурно-оздоровительной деятельности, в сфере информационных технологий, производство медицинской, диагностической и терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования, в сфере управления эксплуатацией нежилого фонда.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России   по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено и рассмотрено 12   дел (в 2012г. – 5 дел), из них:

-1 дело прекращено в связи с не подтверждением признаков нарушения антимонопольного законодательства;

-1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения;

-2 дела были возбуждены по инициативе Кемеровского УФАС России;

-11 дел были рассмотрены и приняты решения о нарушении антимонопольного законодательства, из них:

   В результате рассмотрения  11 дел было выдано 5 предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства, из которых исполнено в срок – 3, в стадии исполнения находятся -  2.

В 2013 году Кемеровским УФАС России не было рассмотрено ни одно заявление юридического лица,  указывающее на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции»  (в 2012 году - 1 заявление).

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2013 году по сравнению с предыдущим годом, можно сделать вывод о значительном снижении количества заявлений за отчетный год на 100% по сравнению с предшествующим периодом.

Основанием для обращения в антимонопольный орган явилось наличие при проведении торгов  следующих обстоятельств:

 

Виды нарушений антимонопольных требований к торгам:

2013 год

2012 год

- необоснованное ограничение

  доступа к участию в торгах              

0

0

- нарушение порядка определения

  победителей торгов

0

0

- ограничение конкуренции между участниками торгов

0

0

- прочие нарушения

0

1

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 262 (262) заявления по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В результате рассмотрения обращений по 227 (200) заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием состава нарушения антимонопольного законодательства; по 27 (50) заявлениям возбуждены дела, 8 (12) – предупреждений по результатам рассмотрения заявлений,  также 10 (8) дел по признакам злоупотребления доминирующим положением возбуждено по инициативе Кемеровского УФАС России. 

В отчетном периоде из 37 (58) возбужденных дел, принято решений о наличии  20 (32) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» из них:

- установление, поддержание монопольно высокой цены товара – 1 (0);

- навязывание невыгодных условий  договора- 1 (0);

-  необоснованный отказ от заключения договора – 2 (3) нарушения;

- необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар – 1 (1) нарушение;

- создание препятствий доступу на рынок, выхода с рынка – 1 (2) нарушение;

- нарушение порядка ценообразования – 0 (2) нарушений;

- прочие – 14 (24) нарушений.

 

К прочим видам нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выявленных в отчетном периоде, а также наиболее характерным видом нарушения из числа, указанных в форме № 1 отнесены такие нарушения как:

- необоснованное взимание платы за ввод в эксплуатацию (опломбировку и приемку) индивидуальных приборов учета;

- несоблюдение порядка приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг гражданам;

- понуждение грузоотправителей к отказу от использования парка вагонов ООО "ТК "Новотранс" и использованию парка ВСП ОАО "РЖД", путем нарушения сроков доставки порожних вагонов ООО "ТК Новотранс" на определенных станциях в марте 2012 г.;

- неправомерное применение при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение не утвержденных нормативов;

- необоснованное взимание платы за выдачу технических условий на подключение  объекта капитального строительства к водопроводным сетям;

- открытое акционерное общество «Российские железные дороги» неправомерно понуждало ООО «Компания ТрансСервис» отменить отправки груза - «шары стальные помольные», помещенные в мягкие контейнеры разового использования (МКР) в универсальных контейнерах после принятия заявок к отправке, а также отказала в перевозке груза «шары стальные помольные», упакованные в МКР и потребовало разработать Местные технические условий (МТУ) и  установило на рынке дискриминационные условия (разработать МТУ) при перевозки груза «шары стальные помольные» для некоторых грузоотправителей - ООО «Компания ТрансСервис»,  ООО «Трансгарант, а для других хозяйствующих субъектов (ООО «МК «КРАСО», ООО «Атон») МТУ не требовало;

- нарушение ОАО "МРСК Сибири" сроков направления ООО «Новострой» проекта договора об осуществлении технологического присоединения, а также неуведомлении об увеличении срока рассмотрения заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств торгово-развлекательного центра, в связи со сложным характером технологического присоединения;

- действия ООО КБ «Гамма» по неосуществлению действий, направленных на возобновление электроснабжения объектов недвижимости ООО «Агропак» и ООО «Сибремспецстрой», а также по неподписанию акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по электрическим сетям, результатом  которых явилось ущемление интересов ООО «Агропак» и ООО «Сибремспецстрой»;

- действия ООО Завод «СибТензоПрибор» по невозобновлению резервного электроснабжения здания ООО «Индустрия питания», а также в неподписании документов, свидетельствующих о технологическом присоединении резервного электроснабжения вышеуказанного нежилого помещения, результатом  которых явилось ущемление интересов ООО «Индустрия питания»;

- необоснованное отключение электрической энергии;

- неправомерное установление и взимание платы за предоставление права прохода и проезда через земельных участок.

Наиболее характерными видами нарушения из перечисленных, в отчетном периоде  – это нарушения в сфере электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, а именно нарушения порядка приостановления или ограничения подачи электрической энергии и предоставления коммунальных услуг гражданам.

Значительное снижение количества выявленных нарушений по статье 10 Закона о защите конкуренции практически на 36 %, вызвано тем, что заявители в процессе рассмотрения заявлений отказывались от своих заявлений, указывая, что действия ответчика не ущемляли их интересы.

Также снижению количества выявленных нарушений послужило активное проведение сотрудниками Кемеровского УФАС России разъяснительной работы антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде снижению количества возбужденных дел повлияла новая форма реагирования антимонопольного органа на готовящиеся или уже совершенные нарушения Закона «О защите конкуренции», как предупреждение.

Так, за отчетный период Кемеровским УФАС России  было выдано  17 (24) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10.  Из них 2 предупреждения выдано в результате проверки. 

Предупреждения распределились следующим образом:

- пункт 3 части 1 статьи 10 - 7 предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 10 предупреждений

За отчетный период  выполнено 10 предупреждений:

- пункт 3 части 1 статьи 10 - 6 предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 4 предупреждения

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России принято 17 (26) решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения по статье 10 Закона «О защите конкуренции».

Причиной принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения является отказ заявителя от своих заявленных требований, указывая, что действия ответчика не ущемляли их интересы предоставление ответчиком документов, полученных, в том числе от заявителей, указывающих на отсутствие ущемлений интересов заявителей.  В связи с чем, Кемеровское УФАС России принимало решения об отказе в возбуждения дел, а также о прекращении производства по возбужденным делам, поскольку отсутствовали правовые основания для признания незаконных действий ответчиков как нарушающих требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2013 году Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения поступивших заявлений было возбуждено 2 дела по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2012 году по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» было возбуждено 5 дел).

По результатам рассмотрения одного дела принято решение о признании хозяйствующих субъектов нарушившими требования части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По результатам рассмотрения в отчетном периоде одного дела (в 2012 году – 4) принято решение о прекращении производства в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемых комиссией действиях.

Факты прекращения дел в связи с доказательством положительного эффекта от достигнутого соглашения (согласованных действий) в 2013 году в практике Кемеровского УФАС России отсутствуют.

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

 

         В   2013   году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было возбуждено 1 дело (в 2012 году дела не возбуждались) по признакам нарушения   пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении хозяйствующими субъектами согласованных действий, которые привели к установлению и поддержанию розничных цен на муку пшеничную в июле, августе 2012 года. 

По результатам рассмотрения данного дела было принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения.

Увеличение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 11.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   (2012 г. – 0) обусловлено тем, что в отчетном периоде стороны, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, активнее стали использовать предусмотренные вышеназванным законом способы защиты, в том числе, использовать право на представление доказательств, свидетельствующих об отсутствии фактов нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, заявление ходатайств, дачу соответствующих пояснений. Комиссия Кемеровского УФАС России, объективно оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к выводу о неподтверждении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов.

 

В 2013 году Кемеровским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с доказательством  положительного эффекта от  достигнутых  согласованных действий не прекращались.

 

     1.1.4 Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2013г. Кемеровским УФАС России было выявлено 12 нарушений (в 2012г. – 5 нарушений) статьи 14 Закона «О защите конкуренции», из них:               

По видам нарушения антимонопольного законодательства распределились следующим образом:

- 6 нарушений – введение потребителей в заблуждение;

- 6 нарушений – прочие сферы деятельности.

 Нарушения антимонопольного законодательства  были выявлены в следующих сферах деятельности:

-   2 – рынок страховых услуг;

-   1 – нефть и нефтепродукты;

-   1 – торговля, общественное питание, бытовое обслуживание;

-   8 – прочие сферы деятельности на товарных рынках.

 

К прочим сферам деятельности на товарных рынках относятся услуги в сфере СМИ, производство медицинской, диагностической и терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования, туристической деятельности, в сфере управления эксплуатацией нежилого фонда.

 

Случаи устранения нарушений антимонопольного законодательства до возбуждения дела отсутствуют.

 

Кемеровское УФАС России  исков в суд без возбуждения дела не подавало. 

 

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2013г. по сравнению с предыдущим годом отмечается тенденция к увеличению количества заявлений отнесенных к «прочим нарушениям», таким как нарушение порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»; а также нарушения, выразившиеся в незаконном использовании олимпийской символики.

В отчетном периоде добавились сферы деятельности, по которым заявлений в 2012г. не поступало  - рынок  страховых услуг, в сфере нефти и нефтепродуктов.

Количество возбужденных в отчетном периоде дел по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» по сравнению с 2012 г. существенно увеличилось. В 2013г. Кемеровским УФАС России возбуждено 12 дел (в 2012г. - 5 дел), в том числе возбуждено 2 дела по инициативе Кемеровского УФАС России.

 По результатам рассмотрения дел в отчетном периоде выявлено 11 нарушений, связанных с недобросовестной конкуренцией (в 2012г. – 4 нарушения).

Осталось неизменным, по сравнению с прошлым годом (1 – 2012г., 1 – в 2013 г.), количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения.

Необходимо отметить, что по результатам рассмотрения поступающих в адрес Кемеровского УФАС России заявлений по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции», остается тенденция к отказу в возбуждении дел, в связи с не подтверждением, изложенных в заявлениях фактов, поскольку, обращаясь с заявлением о случаях «недобросовестной конкуренции», заявители зачастую не имеют четкого представления о квалификации признаков нарушения по данной статье, отсутствуют доказательства наличия конкурентных отношений между заявителями и лицами, в отношении которых подаются заявления.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России, по-прежнему, остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 

В 2013 году по сферам деятельности хозяйствующих субъектов, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти и управления, нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были  выявлены:

-

при операциях  с недвижимым имуществом, включая землю;

-

 

-

в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения;

в сфере управления многоквартирным жилым фондом;

-

в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

-

-

-

-

-

 

 

-

на рынке оказания перевозок пассажиров автомобильным транспортом;

в сфере электро-, теплоэнергии;

в сфере размещения рекламных конструкций;

на рынке оказания услуг по обслуживанию (содержанию) автомобильных дорог, перевозке грузов автомобильным транспортом;

в строительной отрасли.

 

 

По структуре (видам) выявленные нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распределились следующим образом:

          4 факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в неразмещении в сети Интернет информации о проведении отбора исполнителя работ, оказания услуг для муниципальных нужд были отнесены в отчетном периоде к «прочим нарушениям».

          В 4-х случаях имело место необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

         2 нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенные органом власти и управления, выразились в установлении ограничений в выборе продавцов.

          В 10-ти случаях имело место незаконное предоставление муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

8 нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенные органом власти и управления, выразились  в наделении хозяйствующего субъекта властными функциями.

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 34 дела по признакам нарушения органами власти и управления Кемеровской области требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2012 – 14 дел), таким образом в 2013 году произошло увеличение количества возбужденных дел по признакам нарушения указанной правовой нормы.

В процессе рассмотрения 28 дел, возбужденных Кемеровским УФАС России, были установлены и подтверждены факты нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2012 году было установлено  12 фактов нарушения данной правовой нормы).

Увеличение количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено повышением эффективности работы управления, направленной на выявление и пресечение актов (действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также увеличением числа нарушений, установленных антимонопольным органом по собственной инициативе.

В целях пресечения антиконкурентных актов и действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления  было выдано 17 предписаний (в 2012 году 7 предписаний).

Из общего числа выданных предписаний:

- 13 предписаний, выданных органам государственной власти Кемеровской области, органам  местного самоуправления, были исполнены в полном объеме;

- 4 предписания находятся в стадии исполнения.

5 фактов нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были устранены в добровольном порядке в процессе рассмотрения Кемеровским УФАС России дел о нарушении антимонопольного законодательства.

6 фактов нарушения антимонопольного законодательства в процессе рассмотрения дел, возбужденных в отношении органов власти и управления, подтверждены не были, вследствие чего Комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о прекращении производства по делу (в 2012 году – 2 факта).

Таким образом, в 2013 году произошло увеличение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 Увеличение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено тем, что в отчетном периоде стороны, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, активнее стали использовать предусмотренные вышеназванным законом способы защиты, в том числе, использовать право на представление доказательств, свидетельствующих об отсутствии фактов нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, заявление ходатайств, дачу соответствующих пояснений. Комиссия Кемеровского УФАС России, объективно оценив  доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к выводу о неподтверждении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов власти и управления.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России в полном объеме реализовывались меры, направленные на пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

По всем выявленным в 2013 году фактам принятия ограничивающих конкуренцию правовых актов Кемеровским УФАС России были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых факты нарушения органами власти и управления Кемеровской области конкурентного законодательства нашли свое подтверждение; Кемеровским УФАС России выявлено 20 правовых актов, принятых в нарушением антимонопольного законодательства.

17 ограничивающих конкуренцию правовых актов были отменены (изменены) органами власти и управления Кемеровской области в добровольном порядке.

В 2013 году совершенные Кемеровским УФАС России действия, направленные на отмену (изменение) правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», являлись полными и достаточными для устранения выявленных нарушений, в связи с чем решения об обращении в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не  принимались.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России факты принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями статье 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушения данной правовой нормы со стороны указанных органов на рынке финансовых услуг установлены не были.

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

 

В 2013 году Кемеровским УФАС России было установлено 3 факта ограничения конкуренции в действиях органов власти и управления Кемеровской области при заключении соглашений с хозяйствующими субъектами.

Количество выявленных нарушений статьи 16 Закона «О защите конкуренции» в 2013 году по сравнению с 2012 годом не изменилось.

Вызвано это, прежде всего, эффективностью работы, проводимой антимонопольным органом, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства органами исполнительной власти различного уровня, органами местного самоуправления.

Все выявленные в отчетном периоде нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имели форму ограничения доступа хозяйствующих субъектов на рынок.

По результатам рассмотрения 3 дел факт нарушения статьи 16 указанного Федерального закона нашел свое подтверждение.

Выдано 4 предписания органу власти и управления Кемеровской области,  хозяйствующему субъекту об устранении нарушения. Предписания исполнены.

1 факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» был устранен в добровольном порядке в процессе рассмотрения Кемеровским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения не принимались.

В 2013 году Кемеровским УФАС России факты нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны органов власти и управления Кемеровской области, хозяйствующих субъектов на рынке финансовых услуг установлены не были.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году Кемеровским УФАС России было выявлено 13 (тринадцать) нарушений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», распределившиеся следующим образом:

-        нарушение порядка определения победителя торгов - 5 нарушений,

-        необоснованное ограничение доступа к участию в торгах - 6 нарушений;

-        ограничение конкуренции между участниками торгов - 2 нарушения.

В отчетном периоде рассмотрены две жалобы  в порядке  статьи 18.1 Закона о защите  конкуренции, указывающие на нарушение  требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, из них обе жалобы признаны  обоснованными, приняты решения  о наличии  нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Виды  выявленных нарушений по жалобам, рассмотренным в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции:

-ограничение конкуренции  между участниками торгов, запроса котировок, что свидетельствует  о нарушении  пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции  (по 2 делам), в 2012 году – также по 2 делам.

По результатам рассмотрения вышеназванных дел  Кемеровским УФАС России в отношении организаторов торгов были  выданы  предписания об  устранение нарушений антимонопольного законодательства. Предписания исполнены.   

                                             

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 14 дел  (в 2012 году – 13) по результатам рассмотрения которых  факты нарушения статьи 17.1 указанного Федерального закона нашли свое подтверждение.

Выдано 11 предписаний (по состоянию на отчетную дату исполнены в полном объеме).

 

Производство по 3-м  делам прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.

В отчетном периоде решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» не принимались.

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции» дела в Кемеровском УФАС России не возбуждались (в 2012 году – дела не возбуждались).

 

1.1.10. Выявление и пресечение нарушений порядка предоставления государственной или муниципальной помощи

В отчетном периоде  Кемеровским УФАС России факты, указывающие на наличие признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при использовании хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций установлены не были.

 

1.1.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В отчетном периоде не было дел, в решение по которым включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами (в 2012 г. – 1 дело).

1.1.12. Практика направления предостережений

В 2013 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов не направлялись.

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

 

В процессе осуществления контроля за экономической концентрацией Кемеровским УФАС России в соответствии со статьями 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции» в отчетном периоде было рассмотрено 7 ходатайств (в 2012 году – 2 ходатайства) и 5 уведомлений (за 2012 год – 11 уведомлений, в том числе 3 уведомления по Федеральному закону «О естественных монополиях). Рассмотренные сделки не относились к сфере естественных монополий (в 2012 году в сфере естественных монополий были совершены 2 сделки, в отношении которых были поданы 1 ходатайство и 1 уведомление).

В отчетном периоде ходатайства в соответствии со статьей 27 Закона «О защите конкуренции» в Кемеровское УФАС России не поступали (в 2012 году – не поступали).

В соответствии со статьей 28 Закона «О защите конкуренции»  Кемеровским УФАС России за 2013 год было рассмотрено 7 ходатайств (в 2012 году – 2 ходатайства) из них:

- о приобретении права распоряжаться более чем 25% голосующих акций акционерного общества, по результатам которого было выдано  предписание - 1 ходатайство (п.1 ч.1 ст. 28);

- о приобретение права распоряжаться более чем одной третью долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью – 3 ходатайства (п.2 ч.1 ст. 28), из них: 1 ходатайство с участием иностранного инвестора. По одному ходатайству выдано предписание;

- о приобретении прав, позволяющих определять условия осуществления хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности – 2 ходатайства (п. 8 ч.1 ст.28), из них: 1 ходатайство с участием иностранного инвестора;

- о приобретении более 50% голосующих акций юридического лица – 1 ходатайство с участием иностранного инвестора (п. 9 ч. 1 ст. 28).

 

За отчетный период Кемеровским УФАС России было выдано 2 предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции в случаях, определенных статьей 28 Закона «О защите конкуренции».

В течение 2013 года велся контроль за исполнением ранее выданного предписания ООО «Управляющая компания «Кузбасс-Макслевел».

Согласно предписанию, ООО «Управляющая компания «Кузбасс-Макслевел» ежегодно на протяжении 3 лет (не позднее 1 марта года следующего за отчетным) предоставляет в Кемеровское УФАС России следующую информацию:

         - обеспечить исполнение всех контрактов (договоров), заключенных между ОАО «Аптеки Кузбасса» и его контрагентами, действующих на дату совершения сделки;

         - не допускать в отношении хозяйствующих субъектов – поставщиков фармацевтической продукции действий (бездействий) по навязыванию им невыгодных условий договора, отказу, сокращению или прекращению закупок товара при наличии предложений со стороны продавцов и безубыточной его закупки и реализации;

         - с даты совершения сделки не допускать необоснованного сокращения или прекращения реализации товара, при наличии спроса на соответствующий товар.

         Все выставленные в предписании условия касаются продолжительного (3 года) предоставления отчетных данных по таким вопросам, как объем продовольственных товаров, так как нельзя допускать сокращение или прекращение закупок, а также реализации товара; условия с контрагентами, так как необходимо подтверждение исполнения всех контрактов с контрагентами; условий контрактов, так как предписание требует исполнение контрактов, заключенных на прежних условиях.

В отчетном периоде ходатайства в соответствии со статьей 29 Закона «О защите конкуренции» в Кемеровское УФАС России не поступали (в 2012 году – не поступали).

В соответствии со статьей 30 Закона «О защите конкуренции» Кемеровским УФАС России в 2013 году было рассмотрено 5 уведомлений (в 2012 году – 8 уведомлений), из них:

         - о реорганизации общества с ограниченной ответственностью путем присоединения одной коммерческой организации к иной коммерческой организации  – 1 уведомление (п. 2 ч. 1 ст. 30);

         - о приобретении акций (долей), права и имущество хозяйствующих субъектов – 4 уведомления (п. 5 ч. 1 ст. 30).

 

В соответствии со статьей 31 Закона «О защите конкуренции» уведомления  в Кемеровское УФАС России в 2013 году не поступали (в 2012 году – уведомления не поступали).

Отклоненных ходатайств и уведомлений в 2013 году не было.

         В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было рассмотрено 3 ходатайства с участием иностранного капитала (в 2012 году ходатайств с иностранными инвесторами не было) из них: 2 сделки с участием иностранного капитала относятся к межотраслевым сделкам, 1 сделка относится внутриотраслевым сделкам.

         Дел о нарушении статьи 34 Закона «О защите конкуренции»  не возбуждалось. 

 

         1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

 

         В процессе осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов  уведомления от хозяйствующих субъектов  в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в отдел социальной сферы и финансовых рынков  Кемеровского УФАС России за период 2013 года, не поступали.

          Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля  соглашений на соответствие антимонопольному законодательству за указанный период не выдавались.

          Решения об отмене ранее выданного решения о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства не принимались.

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде решений о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 38 Закона «О защите конкуренции» Кемеровским УФАС России не выдавалось.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

 

В отчетном периоде ходатайств в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» не поступало.

Кемеровским УФАС России в 2013 году было рассмотрено 5 уведомлений (в 2012 году - 3) о совершении субъектами естественных монополий сделок с акциями.

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

 

В  2013 году Кемеровским УФАС России было проведено 4 плановых проверки в отношении органов власти и управления Кемеровской области,

По результатам всех указанных выше проверок было возбуждено 1 дело о нарушении  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения которого было принято решение о прекращении производства по делу в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Указанное нарушение выразилось в установлении ограничений в выборе продавцов,   было допущено в сфере общественного (школьного) питания.

 В отчетном периоде не произошло увеличения фактов нарушения антимонопольного законодательства, выявленных в результате проведенных Кемеровским УФАС России проверок по сравнению с прошлым периодом.

Данный факт обусловлен повышением эффективности работы управления, направленной не только на выявление (пресечение) нарушений органами власти и управления требований конкурентного законодательства, но и на предупреждение совершения органами власти и управления Кемеровской области антиконкурентных действий.

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

В рассматриваемый отчетный период материалы о совершенных правонарушениях для рассмотрения на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кемеровским УФАС России в органы внутренних дел не передавались.

В связи с этим сведения об уголовных делах, возбужденных правоохранительными органами в соответствии со статьей 178 УК РФ, в Кемеровском УФАС Росси отсутствуют.

 

Средний срок расследования по делам о картелях составляет 10 месяцев:

 

Время, затраченное на рассмотрение заявления

Время, затраченное на рассмотрение дела

Время, затраченное  на судебные рассмотрения

Общее время расследования дела

2 месяца

2 месяца

6 месяцев

10 месяцев

 

Средний срок проведения расследования  по злоупотреблению доминирующим положением составляет 13 месяцев:

 

Время, затраченное на рассмотрение заявления

Время, затраченное на рассмотрение дела

Время, затраченное  на судебные рассмотрения

Общее время расследования дела

2 месяца

3 месяца

8 месяцев

13 месяцев

 

     В управлении отсутствуют  продолжительные по времени расследования, которые до сих пор не завершены.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

 

За отчетный период в Кемеровское УФАС России поступило 8 заявлений (за 2012 год – 3 заявления) по признакам нарушения Закона о торговле, которые распределились в разрезе статей следующим образом:

- по статье 9 – 2 заявления  (в 2012 году  – 1 заявление);

- по статье 13 – 3 заявления (в 2012 году – заявлений не поступало);

- по статье 14 – 3 заявления (в 2012 году – 2 заявления);

- по статье 15 – заявлений не поступало (в 2012 году – заявлений не поступало).

 

В отчетном периоде по результатам проведенных проверок динамика в разрезе статей выявленных нарушений Закона о торговле в Кемеровском УФАС России, следующая (в 2012 году – выявлено 2 нарушения):

- по статье 9 – 1 нарушение (в 2012 году – 1 нарушение);

- по статье 13 – нарушений не выявлено (в 2012 году – 1 нарушение);

- по статье 14 – нарушений не выявлено (в 2012 году – нарушений не выявлено);

- по статье 15 – нарушений не выявлено (в 2012 году – нарушений не выявлено).

 

         Динамика нарушений по статьям 9, 13, 14, 15 Закона о торговле за 2013 год в сравнении с предыдущим отчетным периодом является стабильной.

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Решений и поданных исков в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике») Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не принималось, в связи с отсутствием на территории Кемеровской области таковых субъектов.

 

действие

количество

Количество принятых территориальным органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество исков, поданных антимонопольным органом в суд, в случае неисполнения решений о принудительной реорганизации

0

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

 

В 2013г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило 193 заявления, указывающие на нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006        № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2012г.  – 112 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений по 116 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Закона «О рекламе»).

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России всего было возбуждено 116 дел по признакам нарушения Закона «О рекламе» (в 2012г.  – 119 дела),                из них:

-    39 дел по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2012г.  – 62 дела);

- 77 дела по результатам рассмотрения заявлений физических и юридических лиц (в 2012г. -  57 дел).

По 38 делам Кемеровским УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2012г. – по 32 делам).

По 78 делам приняты решения о наличии нарушений законодательства о рекламе (в 2012г. – по 87 делам), по результатам рассмотрения дел выдано  66 предписаний (в 2012г. – 67 предписания), 63 предписания исполнено, 3 предписания находятся в стадии исполнения (в 2012г. – 52 исполнено, 15 предписаний находились на стадии исполнения).

В 2013г. было исполнено 15 предписаний, выданных в 2012г.

 

Факты, указывающие на события правонарушения в структуре выявленных Кемеровским УФАС России нарушений законодательства о рекламе выглядят следующим образом:

 

на статью 5 – 223 факта (недостоверная реклама, в рекламе не допускается, оскорбительная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, о соблюдении законодательства РФ);

на статью 6 –   2 факта (защита н/летних в рекламе);

на статью 7 –   10 фактов (запрещенные к рекламе товары);

на статью 9 –  1  факт (реклама стимулирующих мероприятий);

на статью 14 –  10  фактов (реклама в телепрограммах и телепередачах);

на статью 16 –   2  факта (реклама в периодических и печатных изданиях);

на статью 18 –  63 факта (реклама по сетям электросвязи);

на статью 19 –  12  фактов (иные нарушения);

на статью 20 -   1 факт (звуковая реклама с использованием транспортного средства);

на статью 21 –   22 факта (размещение рекламы алкогольной продукции);

на статью 23 –   1 факт (предупреждение о вреде курения);

на статью 24 –  1 факт (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения);

на статью 26 – 2 факта (реклама оружия);

на статью 27 –  1  факт (реклама рисковых игр, пари);

на статью 28 –  14 фактов (реклама финансовых услуг).

 

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе приходятся на нарушения общих требований к рекламе, рекламы, распространяемой посредством смс – сообщений без согласия абонента.

 

         В 2013г. по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 94 дела (в 2012г. – 108 дел) об административных правонарушениях, из них:

- по  68 делам – выданы Постановления о наложении штрафа (в 2012г. – по 72 делу) на общую сумму 1446 рублей  (в 2012г.  – 1771 рублей).

 26 дел прекращено (в 2012г. – 36 дел).

- 39 постановлений исполнено, выданных в отчетном периоде (в 2012г. – 58 исполнено),

- 1 Постановление исполнено, выданное в 2012г.

Сумма штрафов, подлежащих  к  взысканию составила – 1446 рублей (в 2012 г. – 1 771 рублей).

Сумма уплаченного штрафа  составила 748 000 рублей (в 2012г. – 1174 рублей).

29 Постановлений (в 2012г. – 10 постановлений) о наложении административного взыскания находятся в стадии исполнения.

 

         Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:

- фото-, видеосъемка наружной рекламы;

- выборочная проверка печатных СМИ;

- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;

- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.

 

Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности  за нарушение законодательства о рекламе.

 

В 2013 г. Кемеровским УФАС России было проведено 4 плановых   проверки хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области законодательства о рекламе Кемеровское УФАС  России  в 2013г. осуществляло взаимодействие с:

1. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов, предоставлении информации, необходимой для рассмотрения дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства о рекламе.

2. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

3. Департаментом транспорта и связи Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

 4. Департаментом потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области в форме направления заявления о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта.

5. Управлением ФНС России по Кемеровской области в форме предоставления информации о месте регистрации хозяйствующих субъектов, справочной информации.

6.  Прокуратурой г. Ленинск – Кузнецкого, г. Белово, г. Новокузнецка  в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

7. Территориальными отделами Администрации г. Кемерово в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

 

Раздел 5. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).

 

 5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

 

В 2013 году в адрес Кемеровского УФАС России поступила 608 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

 

Поступило жалоб всего

608

из них:

 

возвращено

166

отозвано заявителем

44

принято к рассмотрению, в том числе:

398

- признано обоснованными

163

- признано необоснованными

248

 

С учетом требований, предъявляемых статьями 57, 58  Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федерального закона о размещении заказов) к порядку, срокам подачи, содержанию жалоб Кемеровским  УФАС России в 2013 году было принято к рассмотрению 398 жалоб, на основании которых возбуждено и рассмотрено 411 дел о нарушениях государственными и муниципальными заказчиками, уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями  положений Федерального закона о размещении заказов. Указанное большее количество дел в сравнении с показателями принятых жалоб связано с тем, что принятые в 2012 г. жалобы были назначены в 2013 году, а также с тем, что в 2013 году приняты жалобы, назначавшиеся к рассмотрению уже в 2014 г.

Из общего количества принятых к рассмотрению жалоб 163 жалобы (34,6%) признано обоснованными, по большинству из которых  выданы обязательные для исполнения предписания.

 

Следует отметить, что количество жалоб, поступающих в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов, в 2013 году (608 жалоб) по сравнению с 2012 годом (595 жалоба) увеличилось на 4%, что свидетельствует о росте заинтересованности бизнеса в получении государственного и муниципального заказа.

Анализ поступивших в Кемеровское  УФАС  России жалоб участников размещения заказов показал, что наиболее распространенными нарушениями  Федерального закона о размещении заказов, допускаемыми государственными  и муниципальными заказчиками, а также созданными ими комиссиями,  являются нарушения, связанные с содержанием документации и процедурой  отбора участников торгов, запросов котировок, а именно:

-с установлением в документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок требований, ограничивающих количество участников размещения заказа;

-с несоответствием аукционной документации требованиям действующего законодательства;

-с отказом в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов, условиями конкурсной, аукционной документации,

-с допуском к участию в аукционе, конкурсе, запросе котировок участников размещения заказа, не соответствующих требованиям Федерального закона о размещении заказов.

В целях устранения и недопущения выявленных нарушений Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения 398 жалоб в 120 случаях были выданы предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.

В ряде случаев при установлении нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа, членов комиссии предписания не выдавались по следующим основаниям:

-было установлено, что в результате действий заказчика (конкурсной, аукционной, котировочной комиссий), хотя и вступающих в противоречие с нормами Федерального закона о размещении заказов, права и законные интересы участников размещения заказа нарушены не были;

-в случаях наличия на момент рассмотрения жалобы по существу заключенного государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

 

44 жалобы из общего количества поступивших в Кемеровское УФАС России были отозваны участниками размещения заказов, подавшими такие жалобы.

Несмотря на то обстоятельство, что Федеральный закон о размещении заказов предусмотрел четкие требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы участников размещения заказа, направляемой в антимонопольный орган, 166 жалоб были возвращены Кемеровским УФАС России по основаниям, предусмотренным статьей 59 Федерального закона о размещении заказов.

 

В большинстве случаев основаниями для возвращения жалоб являлось несоблюдение требований частей 2, 2.1 статьи 57, пункта 1 части 1 статьи 58 Федерального закона о размещении заказов.

 

При реализации функций по контролю в сфере размещения заказов путем проведения внеплановых проверок на основании поступивших жалоб Кемеровское УФАС России сталкивается с проблемой, связанной с несовершенством положений Федерального закона о размещении заказов, а именно:

- отсутствие у участников размещения заказа информации об основаниях отклонения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (поскольку протокол рассмотрения первых частей заявок не размещается на официальном сайте) приводит к увеличению количества поданных в антимонопольный орган и числа признанных необоснованными жалоб;

- отсутствие возможности у Комиссии антимонопольного органа для просмотра информации в личном кабинете заказчиков, уполномоченных органа, в том числе заявок участников размещения заказа, что влечет невозможность принятия обоснованного решения в случае непредоставления требуемых для рассмотрения жалобы документов;

- отсутствие возможности у Комиссии антимонопольного органа  отложить рассмотрение дела по жалобе на нарушения положений законодательства о размещении заказов за пределами пяти рабочих дней, в случае когда, заказчиками, уполномоченным органом не представлены все необходимые для рассмотрения жалобы документы (отсутствие которых является препятствием для всестороннего рассмотрения жалобы и принятия обоснованного решения), либо когда участниками заявлены ходатайства об ознакомлении с материалами дела.

 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

 

Управлением  Федеральной антимонопольной  службы по Кемеровской области уделяется особое внимание контролю за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками законодательства о размещении заказов  путем проведения  плановых и внеплановых проверок.

В 2013 году Кемеровским УФАС России было проведено 8 плановых  проверок деятельности следующих федеральных заказчиков и получателей федеральных средств:

-       Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Дезинфекционная станция, г.Кемерово»;

-       Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт углехимии и химического материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук»;

-       Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Кемеровский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук;

-       Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Института экологии человека Сибирского отделения Российской академии наук;

-       Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау»;

-       Федеральное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная  педагогическая академия»;

-       Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области;

-       Федеральное казенное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области»

Указанные проверки были проведены в запланированные сроки.

 

Также по собственной инициативе Кемеровским УФАС России в 2013 году  было проведено 32 внеплановые  документарные проверки, из них в отношении деятельности субъектов размещения заказов проведено следующее количество проверок :

         - 11 федеральных заказчиков.

         - 10 государственных заказчиков Кемеровской области.

         - 11 муниципальных заказчиков.

В ходе проведения внеплановых  документарных проверок было проверено 56 размещений заказов, из них в 16 случаях (28,56%) выявлены нарушения законодательства РФ о размещении заказов.

Во всех случаях выявления нарушений заказчикам, уполномоченным органам и членам комиссий направлены предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов либо о принятии дополнительных мер по устранению причин, способствовавших совершению правонарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Проблем при осуществлении Кемеровским УФАС России проверочных мероприятий не возникало.

Предложения по изменению законодательства о размещении заказов, касающиеся проведения проверок, отсутствуют.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

 

           В 2013 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 46 обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, из  которых:

- 26 обращений  были удовлетворены, сведения о поставщиках включены в реестр недобросовестных поставщиков;

- 20 обращений, содержащих требования заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, остались без удовлетворения.

 

       В результате анализа материалов, касающихся реестра недобросовестных поставщиков, установлено, что в 2013 году уменьшилось количество обращений (46 обращений) в Кемеровское УФАС России государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр (в 2012 году было 76 обращений).

       Уменьшилось количество обоснованных обращений о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков - 26 обращений (в 2012 году было 33 подобных обращения).

       Также  в 2013 году уменьшилось количество обращений заказчиков о включении сведений в реестр  недобросовестных поставщиков, которые были расценены Кемеровским УФАС России как необоснованные  – 20 обращений (в 2012 году было 43 обращения).

        При рассмотрении в 2013 году обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта по итогам размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме, в реестр недобросовестных поставщиков, нередкими являлись ситуации, когда по итогам проведения аукциона в электронной форме победителем аукциона, сведения о котором направлены заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков,   обжаловались действия электронной площадки (рассмотрение данных жалоб осуществляется ФАС России).

       Распространенной являлась ситуация, когда в регламентированный срок контракт не подписывался победителем аукциона в электронной форме в связи с техническими сбоями, поломками компьютера с установленным программным обеспечением ЭЦП. В подтверждение факта технической неисправности компьютера при рассмотрении обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, на рассмотрение комиссии поставщиками  представляются  акты выполненных работ, счет-фактуры и иные подтверждающие документы. При этом, зачастую, заказчик не настаивал на включение в реестр недобросовестных поставщиков сведений о таких поставщиках, и выражал согласие на заключение контракта с победителем на условиях, установленных в аукционной документации.

 

        При таких условиях комиссия Кемеровского УФАС России принимала решение о невключении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта,

 

        В связи с вышеизложенным, Кемеровское УФАС России предлагает путем закрепления в нормативном правовом акте установить возможность оценки:

         1) обстоятельств, послуживших основанием для не подписания победителем  контракта в установленный срок;

         2) уважительности причины уклонения поставщика от заключения государственного или муниципального контракта.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

 

В целях пресечения злоупотреблений в сфере размещения заказов Кемеровское УФАС России  при осуществлении контроля проводит активную работу  по применению  мер административной ответственности   за нарушения требований ФЗ №94-ФЗ.

В течение 2013 года Кемеровским УФАС России  в отношении должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий было  возбуждено  196 дел.

По итогам рассмотрения административных дел выдано 58 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 853 622  рубля.

 

В 2013 году наряду с практикой наложения административных штрафов за нарушение требований законодательства о размещении заказов у Кемеровского УФАС России в 154 случаях имелись основания для  прекращения дел об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения, истечением срока давности привлечения лиц к административной ответственности либо признания правонарушения малозначительным.

 

Анализ дел об административных правонарушениях  показал, что наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми государственными  и муниципальными Заказчиками, а также созданными ими комиссиями  в отчетном периоде являлись нарушения, связанные с содержанием документации и процедурой  отбора участников торгов, запросов котировок, а именно:

-                     установление в документации об открытом конкурсе (аукционе), извещении о проведении запроса котировок требований, ограничивающих количество участников размещения заказа, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

-                      нарушение порядка отбора участников торгов, в том числе отказ в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным Федеральным законом о размещении заказов, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

-                     утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям Федерального закона о размещении заказов, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

-                     отклонение котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов или рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с законодательством о размещении должна быть отклонена, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

-                      нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения государственного или муниципального контракта, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данные нарушения повлекли за собой  несоблюдение основополагающих принципов законодательства о размещении заказов, а именно: принципов эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Следует отметить, что количество административных дел, возбужденных в 2013 году (196 дел) по  сравнению с 2012 годом (347 дел) уменьшилось на 43,3 %.

 

Анализ практики привлечения лиц к административной ответственности показал, что в ряде случаев не представляется возможным взыскать наложенный штраф с юридических лиц (субъектов правоотношений, предусмотренных статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях), являющихся преимущественно органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, поскольку финансирование указанных категорий юридических лиц обеспечивается за счет расходов соответствующих бюджетов, при этом  средства   таких юридических лиц являются средствами бюджетов различных уровней.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами в 2013 году санкции, установленные статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридических лиц  за нарушения в сфере размещения заказов Кемеровским УФАС России не применялись.

В результате анализа практики ведения дел об административных правонарушениях Кемеровское УФАС России пришло к выводу о том, что установленный законом срок привлечения лиц к административной ответственности (один год с момента совершения правонарушения) ограничивает возможности антимонопольного органа по привлечению должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий к административной ответственности, поскольку процедура рассмотрения административных дел длится  в течение нескольких месяцев, что зачастую  в итоге приводит к прекращению административного производства в связи с истечением срока привлечения лица к административной ответственности.

Проблемным вопросом также является отсутствие законодательного закрепления критериев малозначительности, что может препятствовать принятию антимонопольным органом обоснованных постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливает принципа поведения федерального органа власти, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов,  в случае неявки лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, на процедуру составления и подписания протокола по делу в случае отсутствия документа, подтверждающего надлежащее уведомление таких лиц о дате, времени и месте проведения соответствующих процедур. В данной ситуации Кемеровское УФАС России вынуждено использовать право на продление административного расследования, которое может быть использовано лишь в пределах срока, установленного частью 5 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного Кемеровское УФАС России  предлагает внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые урегулируют обозначенные выше проблемы.

 

5.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа

 

В течение 2013 года в Арбитражный суд Кемеровской области  заказчиками и участниками размещения заказа было подано 45 (сорок пять) заявлений о признании решений и предписаний Кемеровского УФАС России незаконными. При этом в процессе рассмотрения в Арбитражных судах различных инстанций в 2013 году находилось 55 (пятьдесят пять) заявлений о признании решений и предписаний Кемеровского УФАС России незаконными, требования, изложенные в 29-ти из которых были оставлены без удовлетворения, соответственно, решения и предписания Кемеровского УФАС России были признаны законными и обоснованными, 7 (семь) заявлений находятся в стадии рассмотрения, в 3-х случаях производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований в полном объеме, в 24-х случаях  решения и предписания были признаны незаконными и подлежащие отмене полностью.

 

Вместе  с тем, как свидетельствует приведенные выше сведения, наряду с положительной практикой прохождения решений и предписаний  Кемеровского УФАС России существует и отрицательная практика, когда  решения и предписания Кемеровского УФАС России признавались незаконными и подлежащие отмене полностью.

Отрицательная практика, по мнению Кемеровского УФАС России, связана, прежде всего, с неправильными выводами судов о применении норм законодательства о размещении заказов, в частности, касающихся возможности установления заказчиком  в  аукционной документации требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа, понятие которых законом не определено.

 

Таким образом, судами двух инстанций были поддержаны доводы заявителя о том, что у  Кемеровского УФАС России отсутствовали основания для вынесения оспариваемых решения и предписания, несмотря на то, что частью 3.1 статьи 34 Федерального закона о размещении заказов установлен запрет на установление в аукционной документации требований к товару, влекущих  за собой ограничение количества участников размещения заказа, а  факт ограничения производителей лекарственных препаратов,  был доказан Кемеровским УФАС России. Вместе с тем судами двух инстанций указанные обстоятельства необоснованно не были приняты во внимание.

 

В 7-ми случаях из 196 административных дел, возбужденных Кемеровским УФАС России, должностными  лицами  и членами конкурсных (аукционных, котировочных) комиссий постановления о наложении штрафов за нарушения законодательства РФ о размещении заказов были обжалованы, в 2 –х (двух) случаях на постановление Кемеровского УФАС России был внесен протест прокурора.

          В 6-ти случаях (с учетом обжалованных постановлений, вынесенных в  2012 году по которым окончательный судебный акт принят в 2013 году) судами общей юрисдикции требования об отмене постановлений о наложении штрафов, вынесенных должностными лицами Кемеровского УФАС России, были оставлены без удовлетворения. 

 

В 2013 году Кемеровским УФАС России единожды реализовано предоставленное действующим законодательством право на обращение с заявлением о признании размещения государственного (муниципального) заказа недействительным.

 

Раздел 6. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России передано 1 дело в Арбитражный суд Кемеровской области о применении административного наказания в виде дисквалификации в отношении должностного лица за нарушение антимонопольного законодательства. Решение по данному делу на конец отчетного периода не принято.

В 2013 году судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным антимонопольным органом не выносилось.

 

Анализ деятельности Кемеровского УФАС России в отчётном периоде привёл к выявлению следующих наиболее вероятных причин неполной собираемости наложенных штрафов за административные правонарушения в связи с неполучением постановлений о наложении штрафа.

 

В 2013г. Кемеровским УФАС России  было возбуждено  110 дел об административных правонарушениях (в 2012г. – 125 дел), из которых:

 

94 дела по признакам нарушения статьи 14.3 КоАП РФ (в 2012г. - 108 дел),

6 дел по признакам нарушения статьи 14.33 КоАП РФ (в 2012г. - 5 дел),

1 дело по признакам нарушения статьи 14.38 КоАП РФ (в 2012г. – 0 дел),

3 дела по признакам нарушения статьи 19.8 КоАП РФ (в 2012г.-  7 дел), 

6 дел по признакам нарушения статьи 20.25 КоАП РФ (в 2012г. – 5 дел).

 

По результатам проведенных административных расследований  31 дело об административных нарушениях было прекращено (в 2012г. – 43 дел).

 

В 2013 году по 79  делам вынесены Постановления о наложении штрафа (в 2012г. – 82 делам), из них:

    - по статье 14.3 КоАП РФ -  68  постановления (в 2012г. – 72);

    - по статье 14.33 КоАП РФ - 6  постановлений (в 2012г. - 5);

    - по статье 14.38 КоАП РФ - 1 постановление (в 2012г. - 0);

    - по статье 20.25 КоАП РФ - 4  постановления (в 2012г. – 4).

 

Общая сумма наложенных штрафов составила – рублей  3 770 000 рублей (в 2012г. - 3 853 000 рублей).

Сумма штрафов, подлежащих  к  взысканию составила –  2 970 000 рублей  (в 2012г. -  3 853 000  рублей).

 

41 Постановление исполнено (выданных  в отчетном периоде),

3  Постановления исполнено (выданных в предыдущем году).

 

Сумма уплаченного штрафа  составила 1 458 000 рублей.

 

35 Постановлений о наложении административного взыскания (в 2012г.- 16 постановлений) находятся в стадии исполнения.  

                       

2 Постановления о наложении штрафа Кемеровского УФАС России были обжалованы в Арбитражный суд по Кемеровской области, Седьмой апелляционный Арбитражный суд все 2 Постановления  были признаны законными и обоснованными.    

     

Для обеспечения более полной собираемости штрафов, Кемеровским УФАС России принимаются меры в форме обращения с заявлениями о возбуждении исполнительного производства к судебным приставам, а также за неуплату штрафа в установленные сроки, принимает меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по статье 20.25 КоАП РФ. 

14 Постановления о наложении штрафа в отчетном периоде не исполнено. Материалы по неисполненным Постановлениям  Кемеровским УФАС России направлены в Службу судебных приставов для принудительного взыскания.

Привести примеры случаев вынесения судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства не представляется возможным, поскольку Постановлений о наложении штрафа по нарушению части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не выдавалось.

Причиной квалификации судом нарушения в качестве малозначительности является то, что деяние не представляет большой общественной опасности для охраняемых законом прав и интересов, отсутствуют вредные последствия и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, то есть совершенное административное правонарушение не привело к возникновению существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло наступления неблагоприятных последствий для общества и государства. 

 

Раздел 7. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

 

Приоритетным направлением в деятельности Кемеровского УФАС России по адвокатированию конкуренции является реализация информационной политики ФАС России, направленной на повышение информационной открытости и прозрачности деятельности антимонопольного органа.

Данная цель определяет ряд конкретных задач Кемеровского территориального управления: увеличение количества материалов, размещенных на сайте Управления; усиление взаимодействия с научным и студенческим сообществом; повышение количества выступлений представителей антимонопольной службы на телевидении и радио; поддержание и усиление активной постоянной связи со СМИ в Кемеровской области; организация развернутого интервью с руководителем Управления в крупном издании; активное представительство Кемеровского УФАС России в сети Интернет.

Для достижения поставленных задач и, в конечном итоге, достижения цели Кемеровское УФАС России использует различные механизмы: взаимодействие со СМИ, взаимодействие с бизнес и с научным сообществом, с органами власти; использование ресурсов сети Интернет и организация различных мероприятий, выполняющих в той или иной мере задачу адвокатирования конкуренции.

Наиболее интересные мероприятия по адвокатированию конкуренции

19 февраля руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская провела пресс-конференцию на тему: «Итоги деятельности Кемеровского УФАС России за 2012 год. Задачи и первые результаты 2013 года».

23 сентября в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Сибирь» состоялась пресс-конференция руководителя Кемеровского УФАС России на тему: «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. Актуальные вопросы в работе Кемеровского УФАС России». Обсуждались следующие темы:

•        Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг.

•        Актуальные вопросы законодательства: о законности демонтажа рекламных конструкций в Кемеровской области. 

•        Нововведения в Закон о рекламе

В рамках мероприятия состоялась презентация мультипликационных роликов с социальной рекламой антимонопольной службы

 

Следует отметить, что в 2013 году возросло количество комментариев сотрудников и, в том числе, руководителя Управления, данных для телевидения и радио по тем или иным вопросам, делам, рассмотренным Кемеровским УФАС России (25 комментариев в 2013 г., 15 – в 2012 г.). Для сотрудничества, рассылок и комментариев привлечены новые СМИ («Агентство транспортных новостей», г. Москва; «Лайф Ньюс», ИТАР ТАСС). Организованы развернутые интервью руководителя Кемеровского УФАС России со СМИ («Званый гость» в редакции газеты Кузбасс 2 апреля 2013 г., интервью для «Вести-Кузбасс» 12 ноября 2013 г.).

Как и прежде особое внимание Управления уделено благотворительной деятельности. Каждый квартал силами сотрудников собираются небольшие памятные подарки для воспитанников детского дома «Колосок». В 2013 году 30 мая Кемеровское УФАС России объявило конкурс детских рисунков среди воспитанников подшефного детского дома. Конкурс был приурочен ко Дню России и Дню города. 11 июня Управление подвело итоги и наградило призами всех участников. 

Мультипликационные ролики с социальной рекламой антимонопольной службы, разработанные ФАС России, размещались в эфирах телеканалов Кемеровской области (ГТРК-Кузбасс 22 трансляции, Россия 24 – 14 трансляций, СТС-Кузбасс – 32 трансляции, ТРК «27 плюс» г. Прокопьевск, «ТВ-Мария» г. Белово), а также в виде «скриншотов» с роликов транслировались на светодиодных щитах в Кемерово.

В 2013 году Кемеровское УФАС России активно сотрудничало с научным сообществом. Например, оказывало содействие в предоставлении материалов по делам в сфере рекламы для подготовки дипломной работы студента Кемеровского института РГТЭУ. Студенты двух ведущих вузов КемГУ (23 апреля 2013 г.) и РГТЭУ (10 сентября 2013 г.) посещали Дни открытых дверей в Управлении. Мероприятия «Знакомство с Антимонопольной службой и актуальные вопросы рекламного законодательства» помогли студентам определиться с темами дипломных работ. Учащиеся познакомились с работой службы и структурой УФАС, приняли активное участие в игре «Угадай нарушение по фото» − выявляли нарушения законодательства по фотографиям наружной рекламы, сделанным специалистами отдела рекламы и недобросовестной конкуренции в рамках проверок.

Кроме того, студенты и преподаватели отделения юрислингвистики факультета филологии и журналистики КемГУ в рамках рассмотрения дела о недобросовестной конкуренции, участвовали в подготовке заключения по исследованию спорных коммерческих обозначений кваса «Терехинский» и кваса «Староминский» (сходных до степени смешения).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области продолжает ведение официальных страниц в социальных медиа сетях Фейсбук – facebook.com/KemerovskoeUFASRussia (82 отметки «мне нравится») и Твиттер twitter.com/ufas_kem (378 твитов, 196 читателей).

Результаты, которых удалось достичь благодаря адвокатированию конкуренции в регионе

Подводя итоги проделанной Кемеровским УФАС России работы по адвокатированию конкуренции, в качестве достигнутых результатов следует отметить увеличение количества публикаций и сюжетов о деятельности Управления в средствах массовой информации.

Важным результатом, которого удалось достичь благодаря адвокатированию конкуренции в нашем регионе, является состоявшийся «диалог» с представителями бизнес-сообществ, общественных организаций, органов государственной власти, позволивший услышать их мнение и учесть предложения относительно совершенствования законодательства.

Так, одним из важнейших достижений Управления в отчетном периоде стало заключение 29 мая 2013 года шестистороннего Соглашения о сотрудничестве в сфере ЖКХ в Кемеровской области между Общественной палатой Кемеровской области, Кемеровским УФАС России, Роспотребнадзором по Кемеровской области, Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области, Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области и Ассоциацией «Совет муниципальных образований Кемеровской области». Результатом этого Соглашения стало оперативное взаимодействие сторон Соглашения в пределах своей компетенции в целях защиты законных прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Возросло участие представителей хозяйствующих субъектов в проведении Общественно-консультативных советов при Кемеровском УФАС России. Некоторые из них вошли в состав Совета и на сегодняшний день являются наиболее активными участниками обсуждения на заседаниях.

Предложения по совершенствованию работы по адвокатированию конкуренции

Для достижения более успешных результатов в области адвокатирования конкуренции Кемеровское УФАС России планирует в 2014 году:

- организовать проведение Дня открытых дверей для школьников;

- повысить взаимодействие с региональными радио и телевизионными СМИ (например, участие представителей Управления в прямых эфирах на ТВ и радио);

- организовать и провести больше мероприятий для СМИ (активно информировать журналистов о проведении различных мероприятий и, в том числе, приглашать представителей СМИ на заседания Комиссий Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел).