• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Кемеровского УФАС России по итогам работы за 2014 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции (далее - Закон «О защите конкуренции»)

В 2014 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 556 (398) заявлений юридических и физических лиц,  указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции».

Поступившие заявления распределились по статьям Закона «О защите конкуренции» следующим образом:

-      статья 10  –  370 (262) заявления;

-      статья 11  –  23  (5) заявлений;

-       статья 11.1 – 1 (1)  заявление;

-      статья 14  –  47 (32) заявления;    

-      статья 15  –  95 (73) заявления;    

-      статья 16  –  4 (2) заявления;

-      статья 17  –  16 (19) заявлений;    

-      статья 17.1 – 2 (4) заявлений;     

-      статьи  18-38 – 0 (0) заявлений. 

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2014 году по сравнению с предыдущим годом, произошло значительное  (39%) увеличение количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим годом.

Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений Закона «О защите конкуренции» в 2014 году равно  85 (95):

- по статьям 11, 11.1, 14, 17, 25, 34, 38 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов -  14  (16);

- по статье 10 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов - 13 (20) и выполненных предупреждений, выданных по пункту 3 и 5 данной статьи – 15 (10);

- по статьям 15,16,17,17.1,18, 19-21, 25 со стороны органов власти:

 нарушений, устраненных до возбуждения дела, выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок - 0;

 исков в суд без возбуждения дела - 0;

 принято решений о наличии нарушений –  43 (49).

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2014 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 370 (262) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В результате рассмотрения обращений по 325 (227) заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства; по 22 (27) заявлениям возбуждены дела, 14 (8) – предупреждений по результатам рассмотрения заявлений. 

В отчетном периоде из 22 (37) возбужденных дел, принято решений о наличии  13 (20) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» из них:

- навязывание невыгодных условий  договора- 1 (1);

-  необоснованный отказ от заключения договора – 2 (2) нарушений;

- прочие – 10 (14) нарушений.

К прочим видам нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выявленных в отчетном периоде, а также наиболее характерным видом нарушения из числа, указанных в форме № 1 отнесены такие нарушения как:

- нарушение сроков технологического присоединения;

- необоснованное отключение электрической, тепловой энергии;

- неверное предъявление объема потребленной электрической энергии;

- установление и взимание платы за допуск в эксплуатацию (опломбировку) приборов учета тепловой энергии;

-  необоснованный односторонний отказ (уклонение) от исполнения обязательств по договорам оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенными со смежными сетевыми организациями;

- проведение плановой проверки прибора учета электрической энергии потребителя в отсутствие уполномоченного представителя потребителя и в отсутствие надлежащего уведомления о проведении плановой  проверки прибора учета электрической энергии; составлению актов проверки (снятия показаний) прибора учета и актов о неучтенном потреблении электрической энергии с нарушением порядка их составления, срыве контрольных пломб энергоснабжающей организации с прибора учета электрической энергии и установлении факта безучетного потребления электрической энергии при отсутствии достаточных оснований.

Наиболее характерными видами нарушения из перечисленных, в отчетном периоде – это нарушения в сфере электроснабжения, теплоснабжения, а именно нарушения сроков технологического присоединения.

Электронные копии решений по всем делам, возбужденным по признакам «прочие нарушения» направлены по адресу:svod@fas.gov.ru.

Значительное снижение количества выявленных нарушений по статье 10 Закона о защите конкуренции практически на 35 %, вызвано тем, что заявители в процессе рассмотрения заявлений отказывались от своих заявлений, указывая, что действия ответчика не ущемляли их интересы. В связи с чем, Кемеровское УФАС России принимало решения об отказе в возбуждения дел по статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также снижению количества выявленных нарушений послужило активное проведение сотрудниками Кемеровского УФАС России разъяснительной работы по необходимости соблюдения антимонопольного законодательства.

В отчетном периоде на снижение количества возбужденных дел повлияла такая форма реагирования антимонопольного органа на готовящиеся или уже совершенные нарушения Закона «О защите конкуренции», как предупреждение.

Так, за отчетный период Кемеровским УФАС России  было выдано  19 (17) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10.  Из них 1 предупреждение выдано в результате проверки.  

Предупреждения распределились следующим образом:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 7 (7) предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 –  12 (10) предупреждений

За отчетный период  исполнено 15 (10) предупреждений:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 6 (6) предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 9 (4) предупреждений

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России принято 9 (17) решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения по статье 10 Закона «О защите конкуренции».

Сократилось количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения, причиной которых является  отказ заявителя от своих заявленных требований, указывая, что действия ответчика не ущемляли их интересы предоставление ответчиком документов, полученных, в том числе от заявителей, указывающих на отсутствие ущемлений интересов заявителей.  В связи с чем, Кемеровское УФАС России принимало решения об отказе в возбуждения дел, а также о прекращении производства по возбужденным делам, поскольку отсутствовали правовые основания для признания незаконных действий ответчиков как нарушающих требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2014 году Кемеровским УФАС России было возбуждено 2 дела по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2013 году по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции» было возбуждено 2 дела).

Количество выявленных нарушений статьи 11 в отчетном периоде составляет - 2 нарушения, в том числе 1 нарушение устранено до вынесения решения по делу (в 2013 г. – нарушений не выявлено) из них:

- повышение, снижение или поддержание цен на торгах - 1 нарушение (в 2013 году нарушения отсутствовали);

- создание препятствий доступа на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение (в 2013 году нарушений установлено не было).

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2014 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области дела по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» не возбуждались (в 2013 году было возбуждено 1 дело).

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2014г. Кемеровским УФАС России было выявлено 12 нарушений                   (в 2013г. – 11 нарушений) статьи 14 Закона «О защите конкуренции», из них:               

По видам нарушения антимонопольного законодательства распределились следующим образом:

- 7 нарушений –  введение потребителей в заблуждение;

- 2 нарушения – продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности;

3 нарушения –  прочие сферы деятельности.

 Нарушения антимонопольного законодательства были выявлены в следующих сферах деятельности:

-   1 – рынок страховых услуг;

-   1 – автомобильный транспорт;

-   1 – жилищно-коммунальное хозяйство;

-   5 – торговля, общественное питание, бытовое обслуживание;

-   4 – прочие сферы деятельности на товарных рынках.

К прочим сферам деятельности на товарных рынках относятся услуги в сфере: СМИ; производство прочего подъемно-транспортного оборудования; организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Случаи устранения нарушений антимонопольного законодательства до возбуждения дела отсутствуют.

Отдел рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России  исков в суд без возбуждения дела не подавал. 

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2014 году по сравнению с 2013 годом отмечается тенденция к увеличению количества заявлений отнесенных к «прочим нарушениям», к нарушениям в «сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания», «в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

В отчетном периоде добавились сферы деятельности, по которым заявлений в 2013г. не поступало  - в сфере связи и автомобильного транспорта.

Количество возбужденных в отчетном периоде дел по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции» по сравнению с 2013 г. существенно увеличилось. В 2014г. Кемеровским УФАС России возбуждено 20 дел (в 2013г. - 12 дел), в том числе возбуждено 1 дело по инициативе Кемеровского УФАС России.

По результатам рассмотрения дел в отчетном периоде выявлено 12 нарушений, связанных с недобросовестной конкуренцией (в 2013г. – 11 нарушений).

Увеличилось, по сравнению с прошлым годом (8 – 2014г., 1 – в 2013г.), количество принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения.

Необходимо отметить, что по результатам рассмотрения поступающих в адрес Кемеровского УФАС России заявлений по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции», остается тенденция к отказу в возбуждении дел (в 2014г. отказано в возбуждении дела по 29 заявлениям), в связи с не подтверждением, изложенных в заявлениях фактов, поскольку, обращаясь с заявлением о случаях «недобросовестной конкуренции», заявители зачастую не имеют четкого представления о квалификации признаков нарушения по данной статье, отсутствуют доказательства наличия конкурентных отношений между заявителями и лицами, в отношении которых подаются заявления.

Примеры наиболее значимых дел, возбужденных Кемеровским УФАС России по признакам нарушения статьи 14 Закона «О защите конкуренции», в разрезе видов нарушений, указанных в форме № 1:

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России, по-прежнему, остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

В 2014 году по сферам деятельности хозяйствующих субъектов, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти и управления, нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были  выявлены:

-

-

при предоставлении государственных услуг;

на рынке оказания услуг по обслуживанию (содержанию) автомобильных дорог, перевозке грузов автомобильным транспортом;

-

 

-

в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения;

в сфере управления многоквартирным жилым фондом;

-

в сфере бытового обслуживания, организации ритуальных услуг;

-

-

-

-

-

-

на рынке оказания перевозок пассажиров автомобильным транспортом;

в сфере электро-, теплоэнергии;

в сфере размещения рекламных конструкций;

в строительной отрасли;

при операциях  с недвижимым имуществом, включая землю.

 

По структуре (видам) выявленные нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распределились следующим образом:

4 факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся: в выборе исполнителя работ, оказания услуг для муниципальных нужд без проведения торгов (3 факта); в установлении в правовом акте необоснованных требований к участникам торгов (1 факт) были отнесены в отчетном периоде к «прочим нарушениям».

16 нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенные органами власти и управления, выразились в незаконном предоставлении муниципальной преференции.

В 2-х случаях имело место незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных услуг.

В 7-ми случаях имело место необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами;

6 нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенные органами власти и управления, выразились  в наделении хозяйствующего субъекта властными функциями.

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 39 дел по признакам нарушения органами власти и управления Кемеровской области требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2013 – 34 дела), таким образом в 2014 году произошло увеличение количества возбужденных дел по признакам нарушения указанной правовой нормы.

В процессе рассмотрения 35 дел, возбужденных Кемеровским УФАС России, были установлены и подтверждены факты нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2013 году было установлено  28 фактов нарушения данной правовой нормы).

Увеличение количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено повышением эффективности работы управления, направленной на выявление и пресечение актов (действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, а также увеличением числа нарушений, установленных антимонопольным органом по собственной инициативе.

В целях пресечения антиконкурентных актов и действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления  было выдано 20 предписаний (в 2013 году 17 предписаний).

Из общего числа выданных предписаний:

- 17 предписаний, выданных органам государственной власти Кемеровской области, органам  местного самоуправления, были исполнены в полном объеме;

- 3 предписания находятся в стадии исполнения.

8 фактов нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» были устранены в добровольном порядке в процессе рассмотрения Кемеровским УФАС России дел о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения 7 дел, возбужденных по указанной статье Закона «О защите конкуренции»,  Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу об отсутствии основания для выдачи предписаний.

4 факта нарушения антимонопольного законодательства в процессе рассмотрения дел, возбужденных в отношении органов власти и управления, подтверждены не были, вследствие чего Комиссией Кемеровского УФАС России было принято решение о прекращении производства по делу (в 2013 году – 6 факта).

Таким образом, в 2014 году произошло уменьшение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 В отчетном периоде Кемеровским УФАС России в полном объеме реализовывались меры, направленные на пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

По всем выявленным в 2014 году фактам принятия ограничивающих конкуренцию правовых актов Кемеровским УФАС России были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых факты нарушения органами власти и управления Кемеровской области конкурентного законодательства нашли свое подтверждение.

Кемеровским УФАС России выявлено 17 правовых актов, принятых с нарушением антимонопольного законодательства.

12 ограничивающих конкуренцию правовых актов были отменены (изменены) органами власти и управления Кемеровской области в добровольном порядке.

В 2014 году совершенные Кемеровским УФАС России действия, направленные на отмену (изменение) правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», являлись полными и достаточными для устранения выявленных нарушений, в связи с чем решения об обращении в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не  принимались.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России факты принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями статье 15 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также нарушения данной правовой нормы со стороны указанных органов на рынке финансовых услуг установлены не были.

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 4 дела по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции».

В процессе рассмотрения 2-х, возбужденных Кемеровским УФАС России в 2014 году дел,  факты ограничения конкуренции в действиях органов власти и управления Кемеровской области при заключении соглашений с хозяйствующими субъектами  нашли свое подтверждение (в 2013 – 3).

Выдано 2 предписания об устранении нарушения. Предписания исполнены.

   В отчетном периоде произошло уменьшение количества выявленных нарушений  по сравнению с 2013 годом. Вызвано это, прежде всего, эффективностью работы, проводимой антимонопольным органом, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства.

 Все выявленные в отчетном периоде нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» имели форму ограничения доступа хозяйствующих субъектов на рынок.

2 факта нарушения антимонопольного законодательства  в процессе рассмотрения дел, возбужденных в отношении органов власти и управления и хозяйствующих субъектов, подтверждены не были, вследствие чего Комиссией Кемеровского УФАС России  было принято решение о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В отчетном периоде произошло увеличение количества принятых решений о  прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства (в 2013 – подобные решения не принимались).

 Увеличение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено тем, что в отчетном периоде стороны, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, активнее стали использовать предусмотренные вышеназванным законом способы защиты, в том числе, использовать право на представление доказательств, свидетельствующих об отсутствии фактов нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях, заявление ходатайств, дачу соответствующих пояснений. Комиссия Кемеровского УФАС России, объективно оценив  доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, пришла к выводу о неподтверждении признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов власти и управления и хозяйствующих субъектов.

В 2014 году Кемеровским УФАС России факты нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны органов власти и управления Кемеровской области, хозяйствующих субъектов на рынке финансовых услуг установлены не были.

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 17 возбуждено 6 дел (в 2013 г. – 2 дела), в процессе рассмотрения  которых установлено 6 (шесть)  нарушений.

Принятых решений о прекращении производства по делу в отчетном периоде не было.

По структуре (видам) выявленные нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распределились следующим образом:

-        создание преимущественных условий участия в торгах - 1 нарушение,

-        необоснованное ограничение доступа к участию в торгах - 1 нарушение;

-        ограничение конкуренции между участниками торгов - 3 нарушения;

-        прочие нарушения – 1 нарушение.

Нарушение, выявленное и отнесенное к прочим: утверждение заказчиком открытого многоэтапного конкурса по выбору организации на физическую охрану объектов (заказчик: Кемеровского отделения № 8615 ОАО «Сбербанк России» для нужд ОАО «Сбербанк России» – Кемеровским отделением № 8615 ОАО «Сбербанк России»), конкурсной документации с неизмеряемыми требованиями к участникам закупки, а именно: требованиями об отсутствии в отношении участника негативной информации о деловой репутации, наличии надёжности.

В отчетном периоде решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения не принимались.

 

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

По структуре (видам) выявленные нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распределились следующим образом:

-        создание преимущественных условий участия в торгах - 1 нарушение,

-        необоснованное ограничение доступа к участию в торгах - 1 нарушение;

-        ограничение конкуренции между участниками торгов - 3 нарушения.

В отчетном периоде решения о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения не принимались.

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 18 Закона «О защите конкуренции» дела в Кемеровском УФАС России не возбуждались (в 2013 году – дела не возбуждались).

1.1.10. Предоставление государственных или муниципальных преференций

В отчетном периоде  Кемеровским УФАС России факты, указывающие на наличие признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при использовании хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций установлены не были.

1.1.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В отчетном периоде не было дел, в решение по которым включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

1.1.12. Практика направления предостережений

В 2014 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области должностным лицам хозяйствующих субъектов было направлено 15 предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства (в 2013 году предостережения должностным лицам не выдавались).

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1.Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде ходатайств в соответствии со статьей 27, 28 Закона «О защите конкуренции» не поступало (в 2013 г. – 2 ходатайства).

Уведомлений в соответствии со статьей 30 Закона «О защите конкуренции» в 2014 году не поступало (в 2013 г. - 3 уведомления).

В 2014г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области нарушений статьи 34 Закона «О защите конкуренции» не выявлялось.

1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

         В процессе осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов  уведомления от хозяйствующих субъектов  в соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в  адрес   Кемеровского УФАС России  в  2014 году не поступали.

          Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля  соглашений на соответствие антимонопольному законодательству за указанный период не выдавались.

          Решения об отмене ранее выданного решения о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства не принимались.

1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

В отчетном периоде решений о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 38 Закона «О защите конкуренции» Кемеровским УФАС России не выдавалось.

1.2.4.Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было рассмотрено 2 ходатайства и 1 уведомление, поданных  субъектами естественных монополий в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях». Все поступившие ходатайства были удовлетворены.

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В  2014 году Кемеровским УФАС России было проведено 13 проверок в отношении органов власти и управления Кемеровской области,  некоммерческих организаций.

По результатам всех указанных выше проверок было возбуждено 6 дел о нарушении  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  В отчетном периоде произошло увеличение количества дел, возбужденных  по результатам проведенных проверок (2013 – 1 дело).

         Значительная часть выявленных нарушений приходится на предоставление, в противоречие с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  государственных (муниципальных) преференций при операциях  с недвижимым имуществом, включая землю.

В отчетном периоде произошло увеличение фактов нарушения антимонопольного законодательства, выявленных в результате проведенных Кемеровским УФАС России проверок по сравнению с прошлым периодом.

Данный факт обусловлен повышением эффективности работы управления, направленной на выявление и пресечение актов (действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

 

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В рассматриваемый отчетный период материалы о совершенных правонарушениях для рассмотрения на предмет наличия признаков преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, Кемеровским УФАС России в органы внутренних дел не передавались.

 

1.5.Для подготовки доклада в ОСЭР необходимо ответить на следующие вопросы

 

Средний срок расследования по делам о картелях составляет 11 месяцев:

 

Время, затраченное на рассмотрение заявления

Время, затраченное на рассмотрение дела

Время, затраченное на судебные рассмотрения

Общее время расследования дела

2 месяца

3 месяца

6 месяцев

11 месяцев

 

Средний срок проведения расследования по злоупотреблению доминирующим положением составляет 11 месяцев:

 

Время, затраченное на рассмотрение заявления

Время, затраченное на рассмотрение дела

Время, затраченное на судебные рассмотрения

Общее время расследования дела

2 месяца

4 месяца

7 месяцев

13 месяцев

 

В управлении отсутствуют продолжительные по времени расследования, которые до сих пор не завершены.

Радел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009  № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

За отчетный период в Кемеровское УФАС России поступило 2 заявления (за 2013 год – 8 заявлений) по признакам нарушения Закона о торговле, которые распределились в разрезе статей следующим образом:

- по статье 14 – 2 заявления (в 2013 году – 3 заявления).

В    2014 году  Кемеровским УФАС России рассмотрено 2 заявления    на наличие  признаков нарушения статьи 14  Закона о торговле. По результатам рассмотрения заявлений признаков нарушения Закона о торговле не выявлено.

В 2014 году заявления, указывающие на признаки нарушения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, на рассмотрение в Кемеровское УФАС России не поступали, факты нарушения статьи 15 данного  Федерального закона «О защите конкуренции» установлены не были.

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

         Решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период) Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не принималось, в связи с отсутствием на территории Кемеровской области таковых субъектов.

 

действие

количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

0

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

0

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В 2014 году  в адрес Кемеровского УФАС России поступило 396 заявлений, указывающих на нарушение требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2013г.  - 193 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений по 224 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Закона «О рекламе»).

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России всего было возбуждено 195 дел по признакам нарушения Закона «О рекламе» (в 2013г.  - 116 дел), из них:

-   23 дела по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2012г.  – 39 дел);

- 172 дела по результатам рассмотрения заявлений физических и юридических лиц (в 2013г. -  77 дел).

По 27 делам Кемеровским УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2013г. – по 38 делам).

По 168 делам приняты решения о наличии нарушений законодательства о рекламе (в 2013г. – по 78 делам), по результатам рассмотрения дел выдано 152 предписания (в 2013г. – 66 предписания), 128 предписаний исполнено, выданных за отчетный период и 3 предписания исполнено, выданных в предыдущий период,  24 предписания находятся в стадии исполнения (в 2013г. – 63 исполнено, 3 предписания находились на стадии исполнения).

Факты, указывающие на события правонарушения в структуре выявленных Кемеровским УФАС России нарушений законодательства о рекламе выглядят следующим образом:

на статью 5 – 141 факт (недостоверная реклама, в рекламе не допускается, оскорбительная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, о соблюдении законодательства РФ);

на статью 7 –   5 фактов (запрещенные к рекламе товары);

на статью 9 –  1  факт (реклама стимулирующих мероприятий);

на статью 18 –  146  фактов (реклама по сетям электросвязи);

на статью 21 –   4 факта (размещение рекламы алкогольной продукции);

на статью 24 –  3 факт (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения);

на статью 28 –  14 фактов (реклама финансовых услуг).

 

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе приходятся на рекламу, распространяемую посредством смс - сообщений без согласия абонента, на рекламу финансовых услуг.

 

В 2014г. по административному нарушению, ответственность за которое установлена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), было возбуждено 113 дел (в 2013г. – 94 дела), из них:

- по  91 делу – выданы Постановления о наложении штрафа (в 2013г. – по 68 делам) на общую сумму 5 729 рублей  (в 2013г.  - 1446  рублей).

 21 дело прекращено (в 2013г. – 26 дел).

- 23 постановлений исполнено, выданных в отчетном периоде (в 2013г. – 39 исполнено),

- 6 Постановлений исполнено, выданные в 2013г.

Сумма штрафов, подлежащих  к  взысканию составила – 5 729 рублей (в 2013 г. – 1446 рублей).

Сумма уплаченного штрафа  составила - 523 000 рублей  (в 2013г. – 748 000 рублей).

50 Постановлений (в 2013г. – 29 постановлений) о наложении административного взыскания находятся в стадии исполнения.

 

Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:

- фото-, видеосъемка наружной рекламы;

- выборочная проверка печатных СМИ;

- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;

- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.

 

Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В 2014 г. Кемеровским УФАС России было проведено 4 плановых   проверки хозяйствующих субъектов на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области законодательства о рекламе Кемеровское УФАС  России  в 2014г. осуществляло взаимодействие с:

1.                Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов, предоставлении информации, необходимой для рассмотрения дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства о рекламе.

2.                Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

3. Департаментом потребительского рынка и предпринимательства Кемеровской области в форме направления заявления о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта.

4. Управлением ФНС России по Кемеровской области в форме предоставления информации о месте регистрации хозяйствующих субъектов, справочной информации.

5. Прокуратурами Кемеровской области, г.Кемерово, г.Осинники, г.Прокопьевска г.Белово, г.Новокузнецка  в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

7. Территориальными отделами Администрации г.Кемерово в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

 

Раздел 5. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников закупок

В 2014 году в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило  841 жалоба на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок (размещенных заказов) за период 2014 г.:

 

Поступило жалоб всего

841

из них:

 

Возвращено

336

принято к рассмотрению, в том числе:

505

отозвано заявителем

102

- признано обоснованными (в том числе частично обоснованными)

171

- признано необоснованными

232

 

С учетом требований, предъявляемых статьями 57, 58  Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Федерального закона о размещении заказов) к порядку, а также статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) срокам подачи, содержанию жалоб Кемеровским  УФАС России в 2014 году было принято к рассмотрению 505 жалоб, на основании которых возбуждено и рассмотрено 403 дела о нарушениях государственными и муниципальными заказчиками, уполномоченными органами, конкурсными, аукционными и котировочными комиссиями, уполномоченными учреждениями, специализированных организациями, должностными лицами контрактной службы, контрактными управляющими положений Федерального закона о размещении заказов, и Закона о контрактной системе.

 

Из общего количества принятых к рассмотрению жалоб 171 жалобы (34,3 %) признано обоснованными (в том числе частично обоснованными), по большинству из которых  выданы обязательные для исполнения предписания.

232 жалоб (45,9 %) из общего количества принятых к рассмотрению жалоб было признано необоснованными.

Следует отметить, что количество жалоб, поступающих в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (размещения заказов), в 2014 году (841 жалоба) по сравнению с 2013 годом (608 жалоба) увеличилось на 38%, что свидетельствует о росте заинтересованности бизнеса в получении государственного и муниципального заказа, закупок.

Анализ поступивших в Кемеровское  УФАС  России жалоб участников закупок (размещения заказов) показал, что наиболее распространенными нарушениями  Федерального закона о размещении заказов и Закона о контрактной системе, допускаемыми государственными  и муниципальными заказчиками, а также созданными ими комиссиями,  являются нарушения, связанные с содержанием документации и процедурой  отбора участников торгов, запросов котировок, а именно:

- с установлением в документации об открытом аукционе в электронной форме (электронном аукционе), извещении о проведении запроса котировок требований, ограничивающих количество участников закупки (размещения заказа);

- с несоответствием аукционной документации требованиям действующего законодательства;

- с отказом в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ о закупках (размещении заказов), условиями конкурсной, аукционной документации,

- с допуском к участию в аукционе, конкурсе, запросе котировок участников закупки (размещения заказа), не соответствующих требованиям Федерального закона о размещении заказов, Закона о контрактной системе.

В целях устранения и недопущения выявленных нарушений Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения 403 жалоб в 116 случаях были выданы предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, Закона о контрактной системе.

В ряде случаев при установлении нарушений в действиях заказчика, уполномоченного органа, членов комиссии предписания не выдавались по следующим основаниям:

- было установлено, что в результате действий заказчика (конкурсной, аукционной, котировочной комиссий), хотя и вступающих в противоречие с нормами Закона о контрактной системе (Федерального закона о размещении заказов), права и законные интересы участников закупки (размещения заказа) нарушены не были;

- в случаях наличия на момент рассмотрения жалобы по существу заключенного государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

102 жалобы из общего количества поступивших в Кемеровское УФАС России были отозваны участниками закупок (размещения заказов), подавшими такие жалобы.

Несмотря на то обстоятельство, что Закон о контрактной системе (Федеральный закон о размещении заказов) предусмотрел четкие требования, предъявляемые к форме и содержанию жалобы участников размещения заказа, направляемой в антимонопольный орган, 336 жалоб были возвращены Кемеровским УФАС России по основаниям, предусмотренным статьей 59 Федерального закона о размещении заказов, статьей  105 Закона о контрактной системе.

 

В большинстве случаев основаниями для возвращения жалоб являлось несоблюдение требований частей 2, 2.1 статьи 57, пункта 1 части 1 статьи 58 Федерального закона о размещении заказов, частей 9, 10, пунктов 1,2,3 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе.

 

При реализации функций по контролю в сфере закупок (размещения заказов) путем проведения внеплановых проверок на основании поступивших жалоб Кемеровское УФАС России сталкивается с проблемой, связанной с несовершенством положений Федерального закона о размещении заказов, Закона о контрактной системе, а именно:

- отсутствие у участников закупок (размещения заказа) информации об основаниях отклонения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (поскольку протокол рассмотрения первых частей заявок не размещается на официальном сайте) приводит к увеличению количества поданных в антимонопольный орган и числа признанных необоснованными жалоб;

- отсутствие возможности у Комиссии антимонопольного органа для просмотра информации в личном кабинете заказчиков, уполномоченных органа, в том числе заявок участников закупки (размещения заказа), что влечет невозможность принятия обоснованного решения в случае непредоставления требуемых для рассмотрения жалобы документов;

- отсутствие возможности у Комиссии антимонопольного органа  отложить рассмотрение дела по жалобе на нарушения положений законодательства о размещении закупок (заказов) за пределами пяти рабочих дней, в случае когда, заказчиками, уполномоченным органом не представлены все необходимые для рассмотрения жалобы документы (отсутствие которых является препятствием для всестороннего рассмотрения жалобы и принятия обоснованного решения), либо когда участниками заявлены ходатайства об ознакомлении с материалами дела.

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

Управлением  Федеральной антимонопольной  службы по Кемеровской области уделяется особое внимание контролю за соблюдением государственными и муниципальными заказчиками законодательства о размещении заказов (контрактной системе)  путем проведения  плановых и внеплановых проверок.

В 2014 году Кемеровским УФАС России было проведено 8 плановых  проверок деятельности следующих федеральных заказчиков и получателей федеральных средств:

-  Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кемеровской области;

  -  Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кемеровской области;

  -  Федеральное государственное бюджетное учреждение «Шорский

национальный парк»;

           - Федеральное казённое учреждение «Уголовно-исполнительная  инспекция Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области»,

          -   Управление по недропользованию по Кемеровской области;

          - Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № 43 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области»;

         -  Федеральное государственное казённое учреждение «1 отряд ФПС по Кемеровской области»;

        -  Федеральное государственное казённое учреждение «Исправительная колония № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области»   

Также по собственной инициативе Кемеровским УФАС России в 2014 году  было проведено 55 внеплановых  проверок, из них в отношении:

         - 15 федеральных заказчиков.

         - 6 государственных заказчиков Кемеровской области.

         - 34 муниципальных заказчиков.

      В ходе проведения внеплановых  проверок было проверено 57 размещения заказов (закупок), из них в 34 случаях (59,64%) выявлены нарушения законодательства РФ о размещении заказов (закупок).

Во всех случаях выявления нарушений заказчикам, уполномоченным органам и членам комиссий направлены предписания об устранении нарушений законодательства о размещении заказов либо о принятии дополнительных мер по устранению причин, способствовавших совершению правонарушений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

 

Проблем при осуществлении Кемеровским УФАС России проверочных мероприятий не возникало.

Предложения по изменению законодательства о размещении закупок, касающиеся проведения проверок, отсутствуют.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

           В 2014 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 103 обращения заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, из  которых:

- 63 обращения о признании участников закупки (размещения заказа) уклонившихся от заключения контрактов;

- 26 обращения о признании правомерным применение процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения условий контракта;

14 обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков  (исполнителей) по решению суда;

Из числа вынесенных решений Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения обращений:

-     37  из всех поступивших обращений в 2014 г. были удовлетворены, сведения о поставщиках включены в реестр недобросовестных поставщиков;

-   52 обращений, содержащих требования заказчиков о включении сведений о поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, остались без удовлетворения;

       В результате анализа материалов, касающихся реестра недобросовестных поставщиков, установлено, что в 2014 году увеличилось количество обращений  в Кемеровское УФАС России государственных и муниципальных заказчиков о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр, а также одностороннего отказа заказчика от исполнения обязательств по контрактам (на период 2013 г. 46 обращений).

       Следует отметить, что  при рассмотрении в 2014 году обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта по итогам размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме, в реестр недобросовестных поставщиков, нередкими являлись ситуации, когда по итогам проведения аукциона в электронной форме победителем аукциона, сведения о котором направлены заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков,   обжаловались действия электронной площадки (рассмотрение данных жалоб осуществляется ФАС России).

         Распространенной являлась ситуация, когда в регламентированный срок контракт не подписывался победителем аукциона в электронной форме в связи с признанием предоставленной банковской гарантии участником размещения заказа в качестве обеспечения исполнения контракта по основаниям предусмотренным ч.6 ст. 45 ФЗ №44-ФЗ (отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий),  техническими сбоями установленных программных обеспечений. В подтверждение факта технической неисправности компьютера при рассмотрении обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, на рассмотрение комиссии поставщиками  представляются  акты выполненных работ, счет-фактуры и иные подтверждающие документы. При этом, зачастую, заказчик не настаивает на включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о таких поставщиках, и выражает согласие на заключение контракта с победителем на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме.  Как правило участнику размещения заказа необходимо доказать наличие обстоятельств,  возникших  по не зависящим от него причинам, по которым контракт  не был подписан, немаловажной составляющей является  полнота   сведений подтверждающих  добросовестность участника закупки.      

    При таких условиях комиссия Кемеровского УФАС России принимала решение о невключении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщиках, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.

     Следует отметить, что реестр недобросовестных поставщиков является правовым инструментом, который позволяет обеспечить реализацию таких целей антимонопольной политики, как развитие добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере контрактной системы. Реестр недобросовестных поставщиков является отдельным механизмом, призванным обеспечить защиту интересов государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействий) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.

        В связи с вышеизложенным Кемеровское УФАС России предлагает путем закрепления в нормативном правовом акте установить возможность оценки:   

         1) обстоятельств, послуживших основанием для не подписания победителем  контракта в установленный срок;

         2) уважительности причины уклонения поставщика от заключения государственного или муниципального контракта;

         3) документальное подтверждение обстоятельств неисполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения обязательств предусмотренных контрактом;

         4)   наличие в контракте положений, предусматривающих возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения обязательств по контракту.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В целях пресечения злоупотреблений в сфере размещения закупок Кемеровское УФАС России  при осуществлении контроля проводит активную работу  по применению  мер административной ответственности за нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на  поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В течение 2014 года Кемеровским УФАС России в отношении должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий было возбуждено 83 административных дела.

По итогам рассмотрения административных дел выдано 29 постановлений о наложении административного штрафа на общую сумму 692 000 рублей.

В 2014 году наряду с практикой наложения административных штрафов за нарушение требований законодательства о размещении закупок у Кемеровского УФАС России в 55 случаях имелись основания для  прекращения дел об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения, истечением срока давности привлечения лиц к административной ответственности либо признания правонарушения малозначительным.

Анализ дел об административных правонарушениях  показал, что наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми государственными и муниципальными Заказчиками, а также созданными ими комиссиями  в отчетном периоде являлись нарушения, связанные с содержанием документации и процедурой  отбора участников торгов, запросов котировок, а именно:

         - отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которое предусмотрена частью  2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

         - утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2. статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

- отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

- неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

- изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

- нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Данные нарушения повлекли за собой  несоблюдение основополагающих принципов законодательства о размещении заказов, закупок, а именно: принципов эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении закупок и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Анализ практики привлечения лиц к административной ответственности показал, что в ряде случаев не представляется возможным взыскать наложенный штраф с юридических лиц (субъектов правоотношений, предусмотренных статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях), являющихся преимущественно органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, поскольку финансирование указанных категорий юридических лиц обеспечивается за счет расходов соответствующих бюджетов, при этом  средства   таких юридических лиц являются средствами бюджетов различных уровней.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами в 2014 году санкции, установленные статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридических лиц  за нарушения в сфере размещения заказов Кемеровским УФАС России не применялись.

В результате анализа практики ведения дел об административных правонарушениях Кемеровское УФАС России пришло к выводу о том, что установленный законом срок привлечения лиц к административной ответственности (один год с момента совершения правонарушения) ограничивает возможности антимонопольного органа по привлечению должностных лиц федеральных, государственных и муниципальных заказчиков, членов конкурсных, аукционных, котировочных, единых комиссий к административной ответственности, поскольку процедура рассмотрения административных дел длится в течение нескольких месяцев, что зачастую в итоге приводит к прекращению административного производства в связи с истечением срока привлечения лица к административной ответственности.

Проблемным вопросом также является отсутствие законодательного закрепления критериев малозначительности, что может препятствовать принятию антимонопольным органом обоснованных постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливает принципа поведения федерального органа власти, осуществляющего контроль в сфере размещения заказов, закупок  в случае неявки лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, на процедуру составления и подписания протокола по делу в случае отсутствия документа, подтверждающего надлежащее уведомление таких лиц о дате, времени и месте проведения соответствующих процедур. В данной ситуации Кемеровское УФАС России вынуждено использовать право на продление административного расследования, которое может быть использовано лишь в пределах срока, установленного частью 5 статьи 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного Кемеровское УФАС России  предлагает внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые урегулируют обозначенные выше проблемы.

 

5.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере закупок

В течение 2014 года в Арбитражный суд Кемеровской области  заказчиками  участниками размещения заказа и участниками закупок было подано 34 (тридцать четыре)  заявления о признании решений и предписаний Кемеровского УФАС России незаконными. При этом в процессе рассмотрения в Арбитражных судах различных инстанций в 2014 году находилось 42 (сорок два) заявления о признании решений и предписаний Кемеровского УФАС России незаконными, требования, изложенные в 11-ти из которых были оставлены без удовлетворения, соответственно, решения и предписания Кемеровского УФАС России были признаны законными и обоснованными, 17 (семнадцать) заявлений находятся в стадии рассмотрения, в 3-х случаях производство по делу прекращено в связи с отказом заявителя от требований в полном объеме, в 11-и  случаях  решения и предписания были признаны полностью или частично незаконными (недействительными) и подлежащие отмене полностью.

Вместе  с тем, как свидетельствует приведенные выше сведения, наряду с положительной практикой прохождения решений и предписаний  Кемеровского УФАС России существует и отрицательная практика, когда  решения и предписания Кемеровского УФАС России признавались незаконными и подлежащие отмене полностью или частично.

Отрицательная практика, по мнению Кемеровского УФАС России, связана, прежде всего, с неправильными выводами судов о применении норм законодательства в сфере закупок, в частности, касающихся возможности установления заказчиком  в  аукционной документации требований к товару, ограничивающих количество участников размещения заказа, понятие которых законом не определено.

 

В 2014 году Кемеровским УФАС России не реализовывалось предоставленное действующим законодательством право на обращение с заявлением о признании размещения закупки недействительным.

В 2014 году  Кемеровское УФАС России  дважды  участвовало в судебных  процессах в качестве третьего лица.

 

Раздел 6. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России дел в Арбитражный суд Кемеровской области о применении административного наказания в виде дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства не направлялось.

 

Раздел 7. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Приоритетным направлением в деятельности Кемеровского УФАС России по адвокатированию конкуренции является реализация информационной политики ФАС России, направленной на повышение информационной открытости и прозрачности деятельности антимонопольного органа.

Данная цель определяет ряд конкретных задач Кемеровского территориального управления: увеличение количества материалов, размещенных на сайте Управления; усиление взаимодействия с научным и студенческим сообществом; повышение количества выступлений представителей антимонопольной службы на телевидении и радио; поддержание и усиление активной постоянной связи со СМИ в Кемеровской области; организация развернутого интервью с руководителем Управления в крупном издании; активное представительство Кемеровского УФАС России в сети Интернет.

Для достижения поставленных задач и, в конечном итоге, достижения цели Кемеровское УФАС России использует различные механизмы: взаимодействие со СМИ, взаимодействие с бизнес и с научным сообществом, с органами власти; использование ресурсов сети Интернет и организация различных мероприятий, выполняющих в той или иной мере задачу адвокатирования конкуренции.

Наиболее интересные мероприятия по адвокатированию конкуренции

27 февраля руководитель Кемеровского УФАС России Наталья Кухарская провела пресс-конференцию на тему «Кемеровское УФАС России: итоги 2013 года».

1 июля состоялась пресс-конференция руководителя Кемеровского УФАС России: «Проблемы оформления полисов ОСАГО. Актуальные вопросы в работе Кемеровского УФАС России».

10 июня руководитель Управления отвечала на вопросы посетителей официального сайта и страниц Кемеровского УФАС России в социальных сетях в форме видео-конференции. Это мероприятие было приурочено ко дню независимости России 12 июня. 

В частности были освещены следующие вопросы:

1. О навязывании услуг при кредитовании.

2. О методике наложения штрафов.

3. О взаимодействии операторов связи и Управляющих организаций или ТСЖ.

4. О проблемах получения ОСАГО в Кемеровской области.

5. Об изменении сумм госконтрактов в закупках.

7. Отличие вывески от рекламы.

8. О ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и нормах Гражданского кодекса РФ.

Следует отметить, что в 2014 году сотрудники Управления впервые приняли участие в телевизионном ток-шоу, проходящем в прямом эфире. В эфире передачи «Горячая линия» на телеканале «Мой город» начальник отдела судебной и правовой работы вместе с начальником отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков отстаивали позицию Кемеровского УФАС России по делам в отношении незаконного использования олимпийской символики (тема программы «Олимпийский шок»).

 

В октябре 2014 года пресс-секретарь Управления приняла участие в часовом прямом эфире на радио «Кузбасс», отвечая на вопросы слушателей по теме «Незаконное распространение рекламы по телефону».

В 2014 году Управление неоднократно предоставляло комментарий для удаленных от центра области телерадиокомпаний при помощи телефонной связи и программы Skype.

1.

Как и прежде особое внимание Управления уделено благотворительной деятельности. Каждый квартал силами сотрудников собираются небольшие памятные подарки для воспитанников детского дома «Колосок».

В октябре 2014 года в рамках трехэтапного проекта Кемеровского УФАС России студенты ведущего вуза области создали ролики с социальной рекламой антимонопольной службы. Участники мероприятия разделились на три рекламных агентства, каждый со своей задачей и темой. 22 октября в большом зале Кемеровского УФАС России они «защищали» свои проекты. В итоге все три работы были приняты «заказчиком»:

1. Рекламное агентство «Медиа 42»; тема «Что такое конкуренция?»; целевая аудитория - школьники.

2. Рекламное агентство «Мятный слоник»; тема «Законная реклама»; целевая аудитория - студенты.

3. Рекламное агентство «Лестница»; тема «Когда пора обратиться в УФАС?»; целевая аудитория – выпускники (ролик-победитель).

По правилам мероприятия ролик, получивший самые высокие оценки руководителя Управления и начальников профильных отделов, был размещен на сайте Кемеровского УФАС.

В 2014 году мультипликационные ролики с социальной рекламой антимонопольной службы, разработанные ФАС России и студентами, размещались в эфирах телеканалов Кемеровской области (ГТРК-Кузбасс, Россия 24, СТС-Кузбасс, ТРК «27 плюс» г. Прокопьевск, «ТВ-Мария» г. Белово), а также в виде «скриншотов» с роликов транслировались на светодиодных щитах в Кемерово.

В отчетном году Управление впервые провело внеплановую проверку с привлечением средств массовой информации. Примечательно, что это мероприятие проходило в рамках плана по контролю за ситуацией на продовольственных рынках области. Сам план, направленный на реализацию Указа Президента РФ  о контроле за ценовой ситуацией, возникшей в результате продовольственного эмбарго России, был утвержден Кемеровским УФАС России 14 августа.

Помимо горячей линии, созданной для оперативного получения информации о случаях незаконного повышения цен на ряд продуктов, план мероприятий включил в себя и регулярное освещение на сайте данных еженедельного мониторинга оптово-отпускных цен на отдельные виды продовольственных товаров и остатков этих товаров на складах хозяйствующих субъектов. Отметим, что эти материалы направлялись в средства массовой информации.

 

В 2014 году Кемеровское УФАС России активно сотрудничало с научным сообществом. Студенты двух ведущих вузов КемГУ (23 апреля 2013г.) и РГТЭУ (10 сентября 2013г.) посещали Дни открытых дверей в Управлении. Учащиеся познакомились с работой службы и структурой УФАС, приняли активное участие в игре «Угадай нарушение по фото» − выявляли нарушения законодательства по фотографиям наружной рекламы, сделанным специалистами отдела рекламы и недобросовестной конкуренции в рамках проверок.

Как уже было написано выше, студенты 3 курса социально-психологического факультета кафедры Социальной работы и менеджмента социальной сферы, по направлению подготовки «Реклама и Связи с общественностью» Кемеровского Государственного университета создавали социальные ролики специально для Управления и транслировали их на экранах в вузе.

8 сентября 2014 года Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева заключил соглашение с Кемеровским УФАС России о сотрудничестве. По условиям Соглашения научное и практическое сотрудничество Кемеровского УФАС с техническим университетом  должно привести к созданию базовой кафедры Управления. 15 сентября ученый Совет этого высшего учебного заведения постановил открыть базовую кафедру конкуренции и антимонопольного регулирования. Непосредственное открытие кафедры предположительно запланировано на начало 2015 года.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области продолжает ведение официальных страниц в социальных медиа сетях Фейсбук – facebook.com/KemerovskoeUFASRussia и Твиттер twitter.com/ufas_kem. В 2014 году Кемеровское УФАС России открыло видео-канал в медиаосети Youtube.

 Результаты, которых удалось достичь благодаря адвокатированию конкуренции в регионе

Важным результатом, которого удалось достичь благодаря адвокатированию конкуренции в нашем регионе, является состоявшийся «диалог» с представителями бизнес-сообществ, общественных организаций, органов государственной власти, позволивший услышать их мнение и учесть предложения относительно совершенствования законодательства.

Так, одним из важнейших достижений Управления в отчетном периоде стало заключение Соглашения о сотрудничестве с Кузбасским государственным техническим университетом имени Т.Ф.Горбачева, что в конечном итоге должно привести к созданию базовой антимонопольной кафедры при учебном заведении.

Предложения по совершенствованию работы по адвокатированию конкуренции

Для достижения более успешных результатов в сфере адвокатирования конкуренции Кемеровское УФАС России планирует в 2015 году:

- организовать проведение Дня открытых дверей для школьников;

- повысить взаимодействие с региональными радио и телевизионными СМИ (участие представителей Управления в прямых эфирах на ТВ и радио);

- организовать и провести больше мероприятий для СМИ (активно информировать журналистов о проведении различных мероприятий и, в том числе, приглашать представителей СМИ на заседания Комиссий Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел).