• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Кемеровского УФАС России по итогам работы за 2016 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Пояснительная записка к отчету Кемеровского УФАС России

по итогам работы за 2016 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона  о защите конкуренции

 

В 2016 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 462 (762) заявления юридических и физических лиц,  указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции».

Из общего числа заявлений, поступивших в Кемеровское УФАС России, большую часть составили заявления на действия сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии в части нарушения требований, установленных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; заявления сетевых организаций на действия смежных сетевых организаций в части нарушения сроков оплаты по договору; а также заявления в сфере торговли по необоснованному росту цен.

Поступившие заявления распределились по статьям Закона «О защите конкуренции» следующим образом:

-      статья 10  –  277 (591) заявлений;

-      статья 11  –  19  (35) заявлений;

-       статья 11.1 – 0 (0)  заявлений;

-       статья  14.1 – 9 заявлений;

-       статья 14.2 – 13 заявлений;

-       статья 14.3 – 0 заявлений;

-       статья 14.4 – 1 заявление;

-       статья 14.5 – 2 заявления;

-       статья 14.6 – 6 заявлений;

-       статья 14.7 – 0 заявлений;

-       статья 14.8 – 29 заявлений;

-      статья 15  –  74 (65) заявления;     

-      статья 16  –  5 (2) заявлений;

-      статья 17  –  27 (7) заявлений;     

-      статья 17.1 – 0 (11) заявлений;      

-      статьи  18-38 – 0 (0) заявлений. 

По сравнению с предыдущим годом произошло значительное (- 39%) снижение количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим.

Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений  Закона «О защите конкуренции» в 2016 году равно:

- по статьям 11, 11.1, 14, 17, 25, 34, 38 принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов – 11 (12);

- по статье 10 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов – 12 (15) и выполненных предупреждений, выданных по пункту 3, 5, 6 и 8 данной статьи –10 (9);

- по статьям 15,16,17 (в части органов власти) 17.1,18, 19-21, 25 сумме количества нарушений, устраненных до возбуждения дела, выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок – 27 (0);

 исков в суд без возбуждения дела – 0;

 принято решений о наличии нарушений – 4 (18).

 

1.1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

 

В 2016 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 277 (591) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В результате рассмотрения обращений по 245 (546) заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства;  по 22 (25) заявлениям возбуждены дела, выдано 11 (9) – предупреждений по результатам рассмотрения заявлений.

  В отчетном периоде из 22 (25) возбужденных дел, принято решений о наличии  12 (15) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдано 8 (9) предписаний.

Виды нарушений ст. 10 Закона «О защите конкуренции» распределись следующим образом:

- навязывание невыгодных условий  договора- 1 (0);

-  необоснованный отказ от заключения договора – 3 (3) нарушений;

- создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 0(1);

- нарушение порядка ценообразования – 1 (1);

- прочие – 7 (10) нарушений.

К «прочим нарушениям» отнесены следующие нарушения:

- передача электрической энергии ненадлежащего качества; отсутствие контроля за уровнем качества электрической энергии, неисполнение обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии;  неустранение либо затягивание устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства);

- введение режима полного ограничения потребления электроэнергии в отношении объекта, принадлежащего хозяйствующему субъекту, осуществляющему услуги по водоснабжению;

- выставление гарантирующим поставщиком хозяйствующему субъекту счетов на оказание услуг по электроснабжению на общедомовые нужды при наличии у хозяйствующего субъекта договора управления с управляющей организацией;  

- неправомерное составление Акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии и Акта допуска (проверки) приборов учета электроэнергии с нарушением порядка, предусмотренного Основными положениями, в отсутствие незаинтересованных лиц;

- направление гарантирующим поставщиком в адрес сетевой организации некорректной заявки на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных, а также неуведомление потребителя о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии;

- нарушение сетевой организацией порядка введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных, установленного Правилами ограничения режима потребления;

- передача горячей воды ненадлежащего качества потребителям, обслуживаемым управляющей компанией, а также неосуществление контроля за качеством поставляемой горячей воды;

- неуведомление потребителей о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии, в неосуществлении требуемого ограничения режима потребления.

Наиболее характерными видами нарушения из перечисленных, в отчетном периоде – это нарушения в сфере электроснабжения, теплоснабжения.

Сотрудниками Кемеровского УФАС России ведется активная разъяснительная работа антимонопольного законодательства, это работа наглядно отражается на незначительном количестве возбужденных дел и как следствие выявленных нарушений в отчетном периоде.

Снижение количества возбужденных дел в отчетном периоде объясняется эффективностью превентивной работы, проводимой антимонопольным органом, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, введением института предупреждений.

Так, за отчетный период Кемеровским УФАС России  было выдано  11 (15) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 части 1 статьи 10.  

Предупреждения распределились следующим образом:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 4 (6) предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 –  6 (9) предупреждений;

- пункт 6 части 1 статьи 10 –  1 (0) предупреждений;

 

 За отчетный период  исполнено 7 (10) предупреждений:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 3 (3) предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 3 (6) предупреждений.

- пункт 6 части 1 статьи 10 –  1 (0) предупреждений

 

В отчетном периоде 4 предупреждения не выполнено в установленный срок, и по ним возбуждены дела – 4.

 1.1.2.Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

Общее количество дел возбуждено в отчетном периоде 2 (два), из которых признано фактов нарушений 1(одно) нарушение:

- повышение, снижение или поддержание цен на торгах – нарушение не установлено;

- создание препятствий доступа на рынок, выходу с рынка – нарушение установлено.

В предыдущем отчетном периоде по указанной статье Кемеровским УФАС России было возбуждено – 4 (четыре) дела. По результатам рассмотрения дел факт нарушения был выявлен по 1 (одному) делу, выразился в повышении, снижении или поддержании цен на торгах.

1.1.3.Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде факты нарушений ст. 11.1 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России выявлены не были.

1.1.4.Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2.1 Закона о защите конкуренции)

 

В 2016г. Кемеровским УФАС России было выявлено 3  нарушения (в 2015г.- 11 нарушений) статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции,  из них:               

По видам нарушения антимонопольного законодательства распределились следующим образом:

1 нарушение -  ст.14.1 - Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации;

 -  2 нарушения - ст. 14.6 - Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения;

Нарушения антимонопольного законодательства были выявлены  в следующих сферах деятельности:

-   2 - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание;

-   1 - прочие сферы деятельности на товарных рынках.

К прочим сферам деятельности на товарных рынках относятся услуги  в сфере СМИ и деятельность по проведению поверок средств измерений.

Кемеровское УФАС России  исков в суд без возбуждения дела не подавало. 

Количество возбужденных в отчетном периоде дел по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции по сравнению    с 2015 годом уменьшилось, в связи с вступившими в силу с 05.01.2016г. изменениями  в Закон о защите конкуренции и появлением института предупреждения по формам недобросовестной конкуренции.

В 2016г.  Кемеровским УФАС России  возбуждено 4 дела, из них:   рассмотрено 3 дела (в 2015г. -  13 дел), 1 дело находится в стадии рассмотрения.

По результатам рассмотрения дел в отчетном периоде установлено  нарушения, связанных с недобросовестной конкуренцией (в 2015г. - 11 нарушений).

В 2016 году Кемеровским УФАС России было выдано 12 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.1, 14.2, 14.8 Закона о защите конкуренции:

- статья 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию  путем дискредитации» - 5 предупреждений,  из них 1 предупреждение было обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области  (решением Арбитражного суда Кемеровской области было признано законным  и обоснованным).

- статья 14.2  «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения  в заблуждение» - 1 предупреждение;

- статья 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции»   - 6 предупреждений.

Необходимо отметить, что по результатам рассмотрения поступающих в адрес Кемеровского УФАС России заявлений по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, остается тенденция к отказу    в возбуждении дел и выдачи предупреждений (в 2016г. отказано  в возбуждении дела по 46 заявлениям; в 2015г. отказано в возбуждении дела по 38 заявлениям), в связи с не подтверждением изложенных в заявлениях фактов, поскольку, обращаясь с заявлением о случаях «недобросовестной конкуренции», заявители зачастую не имеют четкого представления    о квалификации признаков нарушения по данной статье, отсутствуют доказательства наличия конкурентных отношений между заявителями    и лицами, в отношении которых подаются заявления.

 

1.1.5.Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

 

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России, по-прежнему, остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 3 дела по признакам нарушения органами власти и управления Кемеровской области требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 – 18 дел), таким образом в 2016 году произошло уменьшение количества возбужденных дел по признакам нарушения указанной правовой нормы.

В процессе рассмотрения 1 дела, возбужденного Кемеровским УФАС России, были установлены и подтверждены факты нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 году было установлено  16 фактов нарушения данной правовой нормы).

Уменьшение количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено повышением эффективности работы управления, направленной на  адвокатирование конкуренции, а также на предупреждение принятия (осуществления действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, введением института предупреждений по статье 15  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».

В целях пресечения антиконкурентных актов и действий органов местного самоуправления  было выдано 1 предписание (в 2015 году 20 предписаний).

 Предписание, выданное органу  местного самоуправления, находится в стадии исполнения.

2 факта нарушения антимонопольного законодательства в процессе рассмотрения дел подтверждены не были, вследствие чего Комиссией Кемеровского УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу (в 2015 году – 2 факта).

Таким образом, в 2016 году не произошло уменьшение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

В 2016 году по сферам деятельности хозяйствующих субъектов, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти и управления, нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» были  выявлены на рынке организации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

По структуре (видам) выявленное нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   №135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенное органом власти и управления, выразилось в выборе исполнителя работ, оказания услуг для муниципальных нужд без проведения торгов, было отнесено в отчетном периоде к «прочим нарушениям».

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России в полном объеме реализовывались меры, направленные на пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России органам власти и управления было выдано 30 предупреждений, в связи с наличием в их действиях признаков  нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 – предупреждения органам власти и управления не выдавались).

2 предупреждения были выданы в период рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства.

Из 30 выданных предупреждений:

28 - выполнено;

1 - в стадии исполнения;

1  предупреждение, выданное в период рассмотрения дела о нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,   в установленный срок исполнено не было, рассмотрение   дела было продолжено.

 

Кемеровским УФАС России выявлено 10 правовых актов, принятых с нарушением антимонопольного законодательства.

Все ограничивающие конкуренцию правовые акты были отменены (изменены) органами власти и управления Кемеровской области в добровольном порядке.

В 2016 году совершенные Кемеровским УФАС России действия, направленные на отмену (изменение) правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции», являлись полными и достаточными для устранения выявленных нарушений, в связи с чем решения об обращении в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не  принимались.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России факты принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями статье 15 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены не были.

Нарушения данной правовой нормы со стороны органов власти и управления Кемеровской области на рынке финансовых услуг установлены не были.

 

1.1.6.Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 – 1).

В процессе рассмотрения данного дела факт ограничения конкуренции в действиях органа власти и управления Кемеровской области, хозяйствующего субъекта при заключении антиконкурентного соглашения нашел свое подтверждение (в 2015 – 1). Предписания об устранении нарушения не выдавались в связи с окончанием срока действия ограничивающего конкуренцию соглашения.

Выявленное в отчетном периоде нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» имело форму ограничения доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

 

В связи с тем, что указанное решение было объявлено - 21.12.2016, изготовлено в полном объеме – 29.12.2016, вопрос о возбуждении административного производства  в отношении  хозяйствующего субъекта, органа местного самоуправления в настоящее время разрешается.

В 2016 году Кемеровским УФАС России факты нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны органов власти и управления Кемеровской области, хозяйствующих субъектов на рынке финансовых услуг установлены не были.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 17 возбуждено 11 дел (в 2015 г. – 1 дело), в процессе рассмотрения  которых установлено 10 (десять)  нарушений, выдано 2 (два) предписания, из которых 1 (одно) исполнено, 1 (одно) находится в стадии исполнения.

К «прочим нарушениям» статьи 17 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде и указанных в форме № 1 отнесены следующие нарушения:

- неразмещение Плана закупок, товаров, работ и услуг в единой информационной системе;

-  необоснованные требования в конкурсной документации;

- отказ в даче разъяснений положений извещения, документации при проведении запроса цен.

 

По 1 делу было принято решение о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности.

 

1.1.8.Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области факты нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в действиях органов власти и управления установлены не были (в 2015 году – 1).

1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

 

Дела Кемеровским УФАС России не возбуждались.

 

1.1.10.Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции)

                                                                                                                    

В отчетном периоде значительная часть жалоб, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пришлась на следующие виды торгов:

-аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

-продажа государственного  и муниципального имущества;

-реализация имущества должников, в порядке Закона об исполнительном производстве.

-по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

-реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в форме публичного предложения.

Основные виды нарушений в 2016 году распределились следующим образом:

-      установление в документации требований, несоответствующих действующему законодательству РФ (нарушающих права участников, препятствующих подаче заявки);

-      необоснованный отказ в допуске к участию в торгах;

-      нарушение порядка организации и проведения торгов;

-      нарушение порядка определения победителя торгов (порядка оценки заявок);

-      нарушение сроков заключения договоров по результатам торгов.

 

1.1.11.Предоставление государственных или муниципальных преференций

 

В отчетном периоде  Кемеровским УФАС России факты, указывающие на наличие признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при использовании хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций установлены не были.

 

1.1.12.Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

В отчетном периоде дел, в решение по которым включено требование об изъятии в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами не возбуждалось.

1.1.13.Практика направления предостережений

 

В отчетном периоде предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» не выдавались.

 

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1.Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде ходатайств в соответствии со статьей 27, 28 Закона о защите конкуренции в Кемеровское УФАС России не поступало (в 2015 г. – 6 ходатайств).

Нарушений статьи 34 Закона о защите конкуренции в 2016 г. Кемеровским УФАС России не выявлялось.

1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

 

За отчетный период в процессе осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов  уведомления от хозяйствующих субъектов  в соответствии со  статьей 35 Закона о защите конкуренции в адрес Кемеровского УФАС России,   не поступали.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля  соглашений на соответствие антимонопольному законодательству за указанный период не выдавались.

 

1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде решений о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 38 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России не выдавалось.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было рассмотрено 3 ходатайства, поданных  субъектами естественных монополий в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» (в 2015 – 1 и 8 уведомлений). По результатам рассмотрения указанное ходатайство было удовлетворено без выдачи предписания.

 

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

 

В  2016 году Кемеровским УФАС России было проведено 3 проверки в отношении органов власти и управления Кемеровской области.

По результатам всех указанных выше проверок факты нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях органов власти и управления  установлены не были (2015 –  3 дела).

Уменьшение количества выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено повышением эффективности работы управления, направленной на  адвокатирование конкуренции, а также на предупреждение принятия (осуществления действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Кроме того, по результатам проверок, проведенных в 2015 году, Кемеровским УФАС России 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15 000 руб. Административный штраф оплачен. 

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

В отчетном периоде материалы для возбуждения правоохранительными органами уголовных дел Кемеровским УФАС России в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации не передавались.

1.5.Представление информации для подготовки доклада в ОЭCР

 

Опросная анкета заполнена (таблица №6 приложена к пояснительной записке).

Раздел 2.Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

 

В 2016 году в Кемеровское УФАС России поступило 9 заявлений (в 2015 г. -  4 заявления) по признакам нарушения Закона о торговле,  которые распределились  в разрезе статей следующим образом:

- по статье 13 -   4  заявления  (в  2015 г.  -    заявлений не поступало);

- по статье 14 -  5  заявлений (в  2015 г. - 2 заявления).

 

По результатам рассмотренных заявлений, не выявлены признаки нарушения   Закона о торговле.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о торговле Кемеровским  УФАС России  01 июля  2015 года было подано 3 судебных  иска  о признании  договоров аренды нежилых помещений для размещения магазинов  розничной торговли продуктами питания, алкогольной продукцией и дополнительным ассортиментом товаров народного потребления, недействительными и применении последствий недействительности сделок  в отношении ООО «Розница К-1», ООО «ПКФ «Мария-Ра», ООО «Междуреченскторг», осуществляющих деятельность  на территории  Междуреченского  городского  округа Кемеровской области.

Арбитражным судом  Кемеровской области вышеуказанные   иски Кемеровского УФАС России были приняты к производству, в настоящее время  удовлетворены исковые требования Кемеровского УФАС России, в части признания договора аренды недействительным по делу №А27-12681/2015, производства по 2 делам  находятся в стадии рассмотрения.

 

Раздел 3.Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период) Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не принималось, в связи с отсутствием на территории Кемеровской области таковых субъектов.

 

действие

количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

 

Таблица №2 «Сведения о рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в электроэнергетике, связанных с нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагается.

Таблица №3 «Сведения о рассмотрении административных дел о нарушении законодательства в электроэнергетике Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861» прилагается.

 

Раздел 4.Контроль рекламной деятельности

 

В 2015г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило  205 заявлений, указывающих на нарушения требований Федерального закона   от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2015г. - 272 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений по 82 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -  Закон о рекламе).

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России всего было возбуждено 134 дела по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2015г. - 170 дел),   из них:

-  11  дел по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2015г. – 11 дел);

- 123 дела по результатам рассмотрения заявлений физических   и юридических лиц (в 2015г. -  159 дел).

По 40 делам Кемеровским УФАС России были приняты решения   о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2015г. - по 38 делам).

По 94  делам приняты решения о наличии нарушений законодательства о рекламе (в 2015г. - по 132 делам), по результатам рассмотрения дел выдано  56 предписаний (в 2015г. - 178 предписания),  53 предписания исполнено    (в 2015г. - 178 исполнено).

Факты, указывающие на события правонарушения в структуре выявленных Кемеровским УФАС России нарушений законодательства о рекламе выглядят следующим образом:

на статью 5 - 221 факт (недобросовестная реклама, недостоверная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, о соблюдении законодательства РФ);

на статью 7 -   41 факт (запрещенные к рекламе товары);

на статью 14 - 3 факта (объем рекламы в телепрограмме);

на статью 18 - 31  факт (реклама по сетям электросвязи);

на статью 19 - 11 фактов (иные нарушения);

на статью 21 - 15 фактов (размещение рекламы алкогольной продукции, предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции);

на статью 24 - 16 фактов (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения);

на статью 28 - 33 факта (реклама финансовых услуг).

 

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства   о рекламе приходятся на недобросовестную, недостоверную рекламу, в том числе рекламу с отсутствием существенной информации, а также  рекламу финансовых услуг, алкогольной продукции и  медицинских услуг.

 

В 2016г. по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 80 дел (в 2015г. - 164 дела)  об административных правонарушениях, из них:

- по 47 делам - выданы Постановления о наложении штрафа   (в 2015г. - по 137 делам) на общую сумму  - 2 232 000 рублей (в 2015г.  – 8 873 000 рубля).

21   дело прекращено (в 2015г. - 27 дел).

- 27 постановлений исполнено, выданных в отчетном периоде  (в 2015г. -  25 исполнено),

-  15  Постановлений исполнено, выданных в 2015г.

Сумма штрафов, подлежащих  к  взысканию составила - 2 232 000  рублей   (в 2015 г. - 8 873 000 рубля).

Сумма уплаченного штрафа  составила 1 559 858,59 рублей   (в 2015г. -    914 000 рублей).

9 Постановлений (в 2015г. - 61 постановление) о наложении административного взыскания находятся в стадии исполнения.

 

Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:

- фото-, видеосъемка наружной рекламы;

- выборочная проверка печатных СМИ;

- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;

- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.

Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту  от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений    в области законодательства о рекламе Кемеровское УФАС  России  в 2016г. осуществляло взаимодействие с:

1.Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов, предоставлении информации, необходимой для рассмотрения дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства о рекламе.

2.Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области   и г.Кемерово в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

3.Управлением Министерства внутренних дел по г. Кемерово    в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

4.Управлением ФНС России по Кемеровской области в форме предоставления информации о месте регистрации хозяйствующих субъектов, справочной информации.

5.Прокуратурой Кемеровской области, г.Кемерово, Заводского района г.Кемерово, г.Новокузнецка, Яйского района Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

6.Администрацией Кемеровской области и г.Кемерово в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

7.Комитетом управления муниципального имущества г.Юрги в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

8.Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

9.Департаментом транспорта и связи Кемеровской области в форме рассмотрения заявления о наличии признаков нарушения законодательства              о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта.

 

 

Раздел 5.Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

 

Дел о привлечении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не передавалось.

Сведения о привлечении лиц к ответственности по статье 20.25 КоАП представлены по следующей таблице:

Лицо, в отношении которого составлен протокол

Дата передачи материалов (протокола) на рассмотрение в суд

Дата вынесения судом постановления о привлечении к ответственности с указанием вида административного ответственности

Дата вступления постановления в законную силу

Информация об исполнении постановления суда

<…>

06.10.2016

25.11.2016, административный штраф

07.12.2016

В стадии

<…>

10.11.2016

14.12.2016, административный штраф

26.12.2016

В стадии

<…>

12.01.2017

В стадии рассмотрения

-

 

-

<…>

19.09.2016

12.10.2016, административный штраф

21.12.2016

Исполнено, штраф оплачен

<…>

02.03.2016

07.04.2016, административный штраф

22.04.2016

 

<…>

04.03.2016

11.04.2016, административный штраф

26.04.2016

 

<…>

10.03.2016

20.04.2016, административный штраф

06.05.2016

 

<…>

21.04.2016

01.06.2016, административный штраф

17.06.2016

 

<…>

26.04.2016

Постановление от 22.06.2016 о прекращении

07.07.2016

Письмо председателю суда от 26.07.2016 о неправомерности постановления.

Ответ от 15.08.2016 

<…>

11.05.2016

23.06.2016, постановление о прекращении по ст. 2.9 КоАП РФ

08.07.2016

 

<…>

17.06.2016

22.07.2016, административный штраф

08.08.2016

 

<…>

15.08.2016

28.09.2016, административный штраф

13.10.2016

 

<…>

29.08.2016

11.10.2016, постановление о прекращении производства по делу

26.10.2016

 

<…>

15.09.2016

13.10.2016, административный штраф

28.10.2016

 

<…>

21.10.2016

17.11.2016, административный штраф

02.12.2016

 

<…>

03.11.2016

29.11.2016, административный штраф

14.12.2016

 

<…>

30.11.2016

23.12.2016, административный штраф

14.01.2017

 

<…>

19.01.2016

01.03.2016, административный штраф

16.03.2016

 

<…>

22.01.2016

18.03.2016, административный штраф

02.04.2016

остаток задолженности 100 тыс. руб.                                № 33066/16/42037-ИП

<…>

22.01.2016

Определение о возврате

 

 

Письмо председателю суда о несогласии                          от 16.03.2016

<…>

22.01.2016

Определение о возврате

 

Письмо председателю суда о несогласии                  от 16.03.2016

<…>

22.01.2016

Определение о возврате

 

Письмо председателю суда о несогласии                    от 16.03.2016

<…>

26.01.2016

19.02.2016, административный штраф

04.03.2016

 

<…>

09.02.2016

17.03.2016, административный штраф

01.04.2016

 

<…>

10.02.2016

Определение о возврате

 

Письмо в адрес председателя суда о несогласии

<…>

12.02.2016

Определение о возврате

 

 

<…>

12.02.2016

Определение о возврате

 

 

<…>

20.02.2016

30.03.2016, административный штраф

14.04.2016

 

<…>

20.02.2016

21.03.2016, административный штраф

05.04.2016

 

<…>

16.03.2016

25.04.2016, административный штраф

10.05.2016

 

<…>

27.05.2016

21.07.2016, административный штраф

05.08.2016

 

<…>

11.08.2016

Возврат материалов по 20.25 КоАП РФ по причине не доставления ответчика в суд

 

Письмо в адрес председателя суда о несогласии

 

<…>

09.06.2016

Постановление о прекращении в связи с истечение сроков давности № 5-655/2015-6  от 13.07.2016г.

28.07.2016

 

 

Раздел 6.Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями.

 

В отчетном периоде 6 (шесть) решений и предписаний антимонопольного органа, принятых в отчетном и предыдущих периодах, были признаны судом недействительными в полном объеме и частично.

В предыдущем отчетном периоде 4 (четыре) решения и предписания антимонопольного органа, принятых в отчетном и предыдущих периодах, были признаны судом недействительными в полном объеме и частично.

Исковые заявления антимонопольным органом в отчетном периоде не подавались.

 

Раздел 7.Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

 

В 2016 году жалобы в соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве) на рассмотрение в адрес  Кемеровского УФАС России не поступали.

В отчетном периоде заявления на акты, действия (бездействие) органов власти и управления Кемеровской области в сфере градостроительных отношений, выраженные в незаконном отказе в приеме документов и заявлений, предъявлении требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами,   в Кемеровское УФАС России не поступали, факты, свидетельствующие о  нарушениях в сфере градостроительных отношений», установлены не были.

Раздел 8.Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями        

 

В отчетном периоде в судебном порядке оспаривались 5 решений Кемеровского УФАС России, принятых в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по которым вынесены и вступили в силу судебные акты.

Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

 

Поступило жалоб всего

1108

из них:

 

возвращено

154

отозвано заявителем

136

 

 

- признано обоснованными

307

- признано необоснованными

511

В 2016 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 1108 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

 

 

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о закупках, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

   

 

Пункт

Наименование мероприятия

Количество

 

A

Б

1

 

01.

Вышло материалов о деятельности территориального управления ФАС России в печатных и Интернет-СМИ, всего

1 803

 

02.

"ТВ передачи". Количество теле-интервью или развернутых комментариев в телевизионной студии с участием представителя территориального органа, всего

5

 

02.01.

"Интервью". Количество развернутых материалов о деятельности территориального органа в печатном или интернет издании, на радио,  в котором представитель территориального органа ФАС России является главным спикером/главным действующим лицом

12

 

03.

Проведено пресс-конференций, брифингов всего

4