• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Пояснительная записка к отчету Кемеровского УФАС России по итогам работы за 2017 год

Пояснительная записка к отчету Кемеровского УФАС России

по итогам работы за 2017 год

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Федерального Закона  «О защите конкуренции» ( далее – Закон «О защите конкуренции»)

 

В 2017 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 414 (462) заявлений юридических и физических лиц,  указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции».

Из общего числа заявлений, поступивших в Кемеровское УФАС России большую часть составили заявления в сфере электроснабжения на действия гарантирующего поставщика по необоснованному отключению электрической энергии, а также заявления по отказу в заключении договора  в сфере банковских услуг.

Поступившие заявления распределились по статьям Закона «О защите конкуренции» следующим образом:

-      статья 10  –  187 (277) заявлений;

-      статья 11  –  62  (19) заявления;

-       статья 11.1 – 0 (0)  заявлений;

-       статья  14.1 – 10 (9)заявлений;

-       статья 14.2 – 12(13) заявлений;

-       статья 14.3 – 0 (0)заявлений;

-       статья 14.4 – 2 (1) заявления;

-       статья 14.5 – 1 (2) заявление;

-       статья 14.6 – 1 (6)заявление;

-       статья 14.7 – 0 (0))заявлений;

-       статья 14.8 – 21 (29) заявлений;

-      статья 15  –  88 (74) заявлений;    

-      статья 16  –  2 (5) заявлений;

-      статья 17  –  20 (27) заявлений;    

-      статья 17.1 – 8 (0) заявлений;     

-      статьи  18-38 – 0 (0) заявлений. 

Оценивая динамику количества поступивших заявлений в 2017 году по сравнению с предыдущим годом, произошло незначительное (-10%) снижение количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим годом.

Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений  Закона «О защите конкуренции» в 2017 году равно:

- по статьям 11, 11.1, 14, 17, 25, 34, 38 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов -  7 (11);

- по статье 10 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов – 7 (12) и выполненных предупреждений, выданных по пунктам  3, 5, 6 и 8 данной статьи – 6 (10);

- по статьям 15, 16, 17 (в части органов власти) 17.1, 18, 19-21 - сумме количества нарушений, устраненных до возбуждения дела, выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок - 17 (27), количества исков в суд без возбуждения дела – 0 и  количества принятых решений о наличии нарушений – 7 (4).

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2017 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 187 (277) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В результате рассмотрения обращений по 166 (245) заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства;  по 15 (22) заявлениям возбуждены дела, выдано 6 (11) – предупреждений по результатам рассмотрения заявлений.

В отчетном периоде из 15 (22) возбужденных дел, принято решений о наличии  7 (12) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдано 5 (8) предписаний.

Виды нарушений ст. 10 Закона «О защите конкуренции» распределись следующим образом:

- установление, поддержание монопольной высокой цены товара –1 (0)

-  необоснованный отказ от заключения договора – 1 (3) нарушений;

- прочие – 5 (7) нарушений.

К «прочим нарушениям» статьи 10 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде указанных в форме № 1 отнесены следующие нарушения:

- ненадлежащее исполнение теплоснабжающей организацией обязанностей, предусмотренных Правилами № 808, а также условий договора на поставку тепловой энергии в виде пара на технологические нужды, а именно в неуведомлении потребителя услуг о перерывах в подаче теплоносителя;

- неисполнение теплоснабжающей организацией обязательств, определенных Правилами предоставления коммунальных услуг и условиями договора ресурсоснабжения, а именно: в передаче тепловой энергии (теплоносителя) ненадлежащего качества потребителям, обслуживаемым управляющей компанией, в неосуществлении контроля за уровнем качества тепловой энергии (теплоносителя);

- отказ от подачи тепловой энергии в отопительный период 2016/2017гг. путем  не подписания Акта готовности систем отопления и тепловых систем потребителя к эксплуатации в отопительном периоде, Акта готовности теплового пункта к эксплуатации в отопительном периоде, а также в непринятии мер по снятию пломб на задвижках, в отсутствии законных оснований;

- отказ от подписания Актов гидравлических испытаний системы ГВС, гидравлических испытаний системы отопления, промывки системы отопления объектов, что могло привести к отказу от подписания актов (паспортов) готовности многоквартирных домов к отопительному сезону 2016/2017гг.;

- направлении в адрес теплоснабжающей организации уведомления о необходимости введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств на объекте (котельная) ниже уровня суточного потребления, при котором возможно непрерывное и безопасное осуществление технологического процесса производства тепловой энергии (теплоносителя) в отопительный период.

Наиболее характерными видами нарушения из перечисленных, в отчетном периоде – это нарушения в сфере электроснабжения, теплоснабжения.

Сотрудниками Кемеровского УФАС России ведется активная разъяснительная работа антимонопольного законодательства, это работа наглядно отражается на незначительном количестве возбужденных дел и как следствие выявленных нарушений в отчетном периоде.

Снижение количества возбужденных дел в отчетном периоде объясняется эффективностью превентивной работы, проводимой антимонопольным органом, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, применением института предупреждений.

Так, за отчетный период Кемеровским УФАС России  было выдано  8 (11) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6, 8 части 1 статьи 10. 

Предупреждения распределились следующим образом:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 5 (4) предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 2 (6) предупреждений;

- пункт 8 части 1 статьи 10 – 1 (1) предупреждений

 За отчетный период  исполнено 6 (7) предупреждений:

- пункт 3 части 1 статьи 10 – 4 (3) предупреждений;

- пункт 5 части 1 статьи 10 – 1 (3) предупреждений.

- пункт 8 части 1 статьи 10 – 1 (0) предупреждений

В отчетном периоде 1 предупреждение не выполнено в установленный срок, и по нему возбуждено дело и 1 предупреждение находится в стадии исполнения.

 

1.1.2.Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

 

В 2017 году Кемеровским УФАС России по результатам рассмотрения дела, возбужденного в прошлом отчетном периоде был установлен 1 (один) факт нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушение статьи 11 Закона о защите конкуренции выразилось в повышении, снижении или поддержании цен на торгах. 

В предыдущем отчетном периоде по указанной статье Кемеровским УФАС России было возбуждено – 2 (два) дела. По результатам рассмотрения дел факт нарушения был выявлен по 1 (одному) делу. Нарушение выразилось в создании препятствий доступа на рынок, выходу с рынка.

Пример дела, рассмотренного по признакам нарушения статьи 11 Закона о защите конкуренции:

 

1.1.3.Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)

 

 

В отчетном периоде факты нарушений ст. 11.1 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России выявлены не были.

 

1.1.4.Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2.1 Закона о защите конкуренции)

 

В 2017г. Кемеровским УФАС России было выявлено 2 нарушения   (в 2016г.- 3 нарушения) статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, из них:               

По видам нарушений антимонопольного законодательства распределились следующим образом:

- 2  нарушения -  ст.14.1 - Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации (в 2016г. -1 нарушение);

 - 0  нарушений - ст. 14.6 - Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения (в 2016г. - 2 нарушения);

Нарушения антимонопольного законодательства были выявлены в следующих сферах деятельности:

-  0  - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (в 2016г. - 2 нарушения);

- 1 деятельность в области электросвязи (в 2016г. - 0 нарушений);

- 1  - прочие сферы деятельности на товарных рынках (в 2016г. - 1 нарушение).

К прочим сферам деятельности на товарных рынках относятся: деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки.

Кемеровское УФАС России  исков в суд без возбуждения дела не подавало. 

Количество возбужденных в отчетном периоде дел по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции по сравнению  с 2016 годом в связи с вступившими в силу с 05.01.2016г. изменениями  в Закон о защите конкуренции и появлением института предупреждения по формам недобросовестной конкуренции осталось неизменным.

В 2017г.  Кемеровским УФАС России  возбуждено 5 дел, из них: рассмотрено 4 дела (в 2016г. - 4 дела, из них было рассмотрено 3 дела), 1 дело находится в стадии рассмотрения.

По результатам рассмотрения дел в отчетном периоде установлено 2 нарушения, связанных с недобросовестной конкуренцией (в 2016г. - 2 нарушения), выдано 2 предписания об устранении нарушений, которые исполнены в полном объеме и в срок.

В 2017 году Кемеровским УФАС России было выдано 14 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.1, 14.2, 14.8 Закона о защите конкуренции (в 2016г. - 12 предупреждений):

- статья 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации» -  6 предупреждений, из них 4 предупреждений было обжаловано (решением Арбитражного суда Кемеровской области 2 предупреждения были признаны законными и обоснованными, 1 предупреждение отменено всеми судебными инстанциями, 1 предупреждение находится в стадии обжалования (в 2016г. - 5 предупреждений, из них 1 предупреждение было обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области (решением Арбитражного суда Кемеровской области было признано законным  и обоснованным).

- статья 14.2  «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения  в заблуждение» -1 предупреждение (в 2016г. - 1 предупреждение);

- статья 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции»  - 7 предупреждений (в 2016г. - 6 предупреждений).

Необходимо отметить, что по результатам рассмотрения поступающих в адрес Кемеровского УФАС России заявлений по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, остается тенденция к отказу в возбуждении дел и выдачи предупреждений (в 2017г. отказано в возбуждении дела по 33 заявлениям; в 2016г. отказано в возбуждении дела по 46 заявлениям), в связи с не подтверждением изложенных в заявлениях фактов, поскольку, обращаясь с заявлением о случаях «недобросовестной конкуренции», заявители зачастую не имеют четкого представления о квалификации признаков нарушения по данной статье, отсутствуют доказательства наличия конкурентных отношений между заявителями и лицами, в отношении которых подаются заявления.

 

1.1.5.Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России, по-прежнему, остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». 

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 2 дела по признакам нарушения органами власти и управления Кемеровской области требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2016 – 3 дела), таким образом в 2017 году произошло уменьшение количества возбужденных дел по признакам нарушения указанной правовой нормы.

Вместе с тем, в процессе рассмотрения 2 дел, возбужденных Кемеровским УФАС России, были установлены и подтверждены факты нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», тогда как в 2016 году был установлен 1 факт нарушения данной правовой нормы.

Увеличение количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено отказом органов власти и управления исполнить в установленный срок и порядке выданные антимонопольным органом предупреждения по указанной статье Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции».

В целях пресечения антиконкурентных актов и действий структурного подразделения органа местного самоуправления  было выдано 1 предписание (в 2016 году также 1 предписание).

 Предписание, выданное структурному подразделению органа местного самоуправления, исполнено в установленный срок.

Решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссией территориального управления в отчетном периоде не принималось.

 

В 2017 году по сферам деятельности хозяйствующих субъектов, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти и управления, нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» были  выявлены на рынке организации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а также на рынке реализации муниципального имущества.

По структуре (видам) выявленные нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» допущенные органами власти и управления, выразились в следующем:

1. в необоснованном препятствовании  осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам путем принятия приказа, утверждающего муниципальное задание для муниципального бюджетного учреждения;

2. в необоснованном предоставлении муниципальной преференции, выразившемся в даче согласия структурным подразделением органа местного самоуправления на отчуждение муниципальным бюджетным учреждением муниципального имущества, переданного в оперативное управление, без проведения торгов.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России в полном объеме реализовывались меры, направленные на пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России органам власти и управления было выдано 16 предупреждений, в связи с наличием в их действиях признаков  нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2016 – 30 предупреждений).

Из 16 выданных предупреждений:

  1. – выполнено;

4 – в стадии исполнения;

2  предупреждения в установленный срок исполнены не были, в связи с чем было возбуждено 2 дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Кемеровским УФАС России выявлено 5 правовых актов, принятых с нарушением антимонопольного законодательства.

Все ограничивающие конкуренцию правовые акты были отменены (изменены) органами власти и управления Кемеровской области в добровольном порядке.

В 2017 году совершенные Кемеровским УФАС России действия, направленные на отмену (изменение) правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями  статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции», являлись полными и достаточными для устранения выявленных нарушений, в связи с чем решения об обращении в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не  принимались.

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России факты принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями статье 15 Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции», установлены не были.

Нарушения данной правовой нормы со стороны органов власти и управления Кемеровской области на рынке финансовых услуг установлены не были.

 

1.1.6.Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 3 дела по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» (в 2016 – 1), 1 из которых было прекращено в связи с отсутствием факта нарушения.

В процессе рассмотрения 2 дел факты ограничения конкуренции в действиях органов власти и управления Кемеровской области, хозяйствующих субъектов при заключении антиконкурентных соглашений нашли свое подтверждение (в 2016 – 1). В одном случае предписания об устранении нарушения не выдавались в связи с окончанием срока действия ограничивающего конкуренцию соглашения, по делу №30/А-16-2017 было выдано 2 предписания, которые находятся в стадии исполнения.

Выявленные в отчетном периоде нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» имели форму ограничения доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.

 

1.1.7.Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 17 возбуждено 5 дел (в 2016г. – 11 дел), в процессе рассмотрения  которых установлено 4 (четыре)  (в 2016г. – 10) нарушения, основания для выдачи предписаний по данным делам отсутствовали (в 2016г. – было выдано 2 предписания).

К «прочим нарушениям» статьи 17 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде и указанных в форме № 1 отнесено  установление сокращенного срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

 

 1.1.8.Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»)

 

В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по признакам нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» было возбуждено 2 дела  (в 2016 году дела по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не возбуждались) по результатам рассмотрения которых  факты нарушения статьи 17.1 указанного Федерального закона нашли свое подтверждение, предписания по результатам рассмотрения данных дел не выдавались.

Выявленные в отчетном периоде нарушения требований статьи 17.1  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выразились в следующем:

-      заключении договора аренды муниципального имущества, переданного муниципальному автономному учреждению в оперативное управление, без проведения торгов; 

-      в передаче хозяйствующему субъекту в безвозмездное пользование автомобильной и дорожной техники, находящейся в муниципальной собственности, для целей исполнения муниципальных контрактов при условии, что аукционной документацией не было предусмотрено предоставление данных прав победителю торгов.

 

1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

Дела Кемеровским УФАС России не возбуждались.

 

1.1.10.Соблюдение требований законодательства РФ при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде значительная часть жалоб, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пришлась на следующие виды торгов:

-      аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

-      продажа государственного  и муниципального имущества;

-      реализация имущества должников, в порядке Закона об исполнительном производстве.

-      отбор управляющих компаний для управления многоквартирными домами;

-      по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

-      реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в форме публичного предложения.

Основные виды нарушений в 2017 году распределились следующим образом:

-      установление в документации требований, несоответствующих действующему законодательству РФ (нарушающих права участников, препятствующих подаче заявки);

-      необоснованный отказ в допуске к участию в торгах;

-      нарушение порядка организации и проведения торгов;

-      нарушение порядка определения победителя торгов (порядка оценки заявок);

-      нарушение сроков заключения договоров по результатам торгов.

 

1.1.11.Предоставление государственных или муниципальных преференций

 

В отчетном периоде  Кемеровским УФАС России факты, указывающие на наличие признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при использовании хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций, установлены не были.

 

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

 

В отчетном периоде дел, в решениях по которым включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами не возбуждалось.

 

1.1.13.Практика направления предостережений

 

В отчетном периоде предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Закона о защите конкуренции не выдавались.

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде поступило 1 ходатайство в соответствии со статьей 27, 28 Закона о защите конкуренции.

Нарушений статьи 34 Закона о защите конкуренции в 2017 г. Кемеровским УФАС России не выявлялось.

 

1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

За отчетный период в процессе осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов  уведомления от хозяйствующих субъектов  в соответствии со  статьей 35 Закона о защите конкуренции в адрес Кемеровского УФАС России, не поступали.

Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля  соглашений на соответствие антимонопольному законодательству за указанный период не выдавались.

 

1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

 

В отчетном периоде решений о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 38 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России не выдавалось.

 

1.2.4.Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

 

В отчетном периоде ходатайств от субъектов естественных монополий в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» не поступало (в 2016 - 1).

 

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

 

В  2017 году Кемеровским УФАС России было проведено 3 проверки в отношении территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти.

По результатам всех указанных выше проверок факты нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях территориальных управлений установлены не были (в 2016 году также отсутствовали нарушения со стороны органов власти и управления по результатам проверок).

 

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

 

В отчетном периоде материалы для возбуждения правоохранительными органами уголовных дел Кемеровским УФАС России в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации не передавались.

 

1.5.Представление информации для подготовки доклада в ОЭCР

 

Опросная анкета заполнена (таблица №6 приложена к пояснительной записке).

 

Раздел 2.Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

 

В 2017 году Кемеровским УФАС России рассмотрено 5 заявлений (в 2016 г. -  9 заявлений) по признакам нарушения Закона о торговле, которые распределились в разрезе статей следующим образом:

-  по статье 14 Закона о торговле  -  5   заявлений (в  2016 г. - 5 заявлений).

По результатам рассмотренных заявлений, не выявлены признаки нарушения   Закона о торговле.

Во исполнение Поручения  ФАС России от 30.12.2016 №ЦА/92437-Пр/16 проведено  10  внеплановых проверок  и одна плановая выездная проверка   соблюдения Закона о торговле торговыми сетями:

-  АО «Тандер», ООО «Лента (федеральные торговые сети);

- ООО «Камелот - А», ООО «Элемент - Трейд», ООО «Розница К - 1», ООО «Компания «Холидей»  (межрегиональные  торговые сети);

- АО «Центрпродсервис», ООО «Система универсамов «Бегемот»,  ООО «СДС - Маркет», ООО «Мясной рынок» (региональные торговые сети).

С учетом  возражений, представленных по результатам проверок  вышеуказанными торговыми сетями, на основании п.3.90  Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению  государственной  функции по проведению проверок соблюдения  требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012г. №340, принято решение  об отсутствии оснований  для принятия мер реагирования  (в 2016 году дела о нарушении Закона о торговле не возбуждались).

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период) Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не принималось, в связи с отсутствием на территории Кемеровской области таковых субъектов.

 

 

действие

количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

 

 

Таблица № 2 «Сведения о рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в электроэнергетике, связанных с нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагается.

Таблица № 3 «Сведения о рассмотрении административных дел о нарушении законодательства в электроэнергетике Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагается.

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

 

В 2017г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило 243   заявления, указывающих на нарушения требований Федерального закона   от 13.03.2006  № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2016г.  - 205 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений по 124 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -  Закон о рекламе, в  2016г. - по 82 заявлениям).

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России всего было возбуждено 125 дел по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2016г. - 134 дел),   из них:

-  6 дел по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2016г. - 11 дел);

- 119 дел по результатам рассмотрения заявлений физических  и юридических лиц (в 2016г. -  123 дела).

По 36 делам Кемеровским УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2016г. - по 40 делам).

По 89 делам приняты решения о наличии нарушений законодательства о рекламе (в 2016г. - по 94 делам), по результатам рассмотрения дел выдано   

60  предписаний (в 2016г. - 56 предписания),  56  предписаний исполнено (в 2016г. - 53 исполнено).

          Факты, указывающие на события правонарушения в структуре выявленных Кемеровским УФАС России нарушений законодательства о рекламе выглядят следующим образом:

на статью 5 - 174 факта (недобросовестная реклама, недостоверная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, о соблюдении законодательства РФ, в 2016г. - 221 факт);

на статью 7 - 11 фактов (запрещенные к рекламе товары, в 2016г. – 41 факт);

на статью 14 - 8 фактов (объем рекламы в телепрограмме, в 2016г. – 3 факта);

на статью 18 - 15 фактов (реклама по сетям электросвязи, в 2016г.- 31 факт);

на статью 21 - 4 факта (размещение рекламы алкогольной продукции, предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции, в 2016г. - 15 фактов);

на статью 24 - 8 фактов (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, в 2016г. - 16 фактов);

на статью 28 - 23 факта (реклама финансовых услуг, в 2016г. – 33 факта).

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе приходятся на недобросовестную, недостоверную рекламу, в том числе рекламу с отсутствием существенной информации, смс рекламу, а также  рекламу финансовых услуг, алкогольной продукции и  медицинских услуг.

 

  В 2017г. по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 83 дела (в 2016г. - 80 дел) об административных правонарушениях, из них:

- по 21 делу - выданы Постановления о наложении штрафа (в 2016г. - по 47 делам) на общую сумму  -  386 000 рублей (в 2016г.  - 2 232 000 рублей).

-   18  дел прекращено (в 2016г. - 21 дело).

- 14 постановлений исполнено, выданных в отчетном периоде (в 2016г. -  27 исполнено),

-  7    Постановлений исполнено, выданных в 2016г.

Сумма штрафов, подлежащих  к  взысканию составила -   276 000 рублей   (в 2016 г. - 2 232 000  рубля).

Сумма уплаченного штрафа  составила 468, 1 рублей (в 2016г. - 1 559 858,59 рублей).

3 Постановления (в 2016г. - 9 постановление) о наложении административного взыскания находятся в стадии исполнения.

 

Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:

- фото-, видеосъемка наружной рекламы;

- выборочная проверка печатных СМИ;

- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;

- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.

Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области законодательства о рекламе Кемеровское УФАС  России  в 2017г. осуществляло взаимодействие с:

  1. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов, предоставлении информации, необходимой для рассмотрения дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства о рекламе.
  2. Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области  и г.Кемерово в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

3. Управлением Министерства внутренних дел по г. Кемерово в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

4. Управлением ФНС России по Кемеровской области в форме предоставления информации о месте регистрации хозяйствующих субъектов, справочной информации.

5. Прокуратурой Кемеровской области, г.Кемерово, Заводского района г.Кемерово, г.Новокузнецка, Топкинского района Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

7. Администрацией Кемеровской области и г.Кемерово в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

8. Комитетом управления муниципального имущества г.Юрги в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

9. Управлением лицензирования медико - фармацевтических видов деятельности Кемеровской области в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.

10. Департаментом транспорта и связи Кемеровской области в форме рассмотрения заявления о наличии признаков нарушения законодательства              о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта.

 

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

 

Сведения о вынесении судом постановлений о дисквалификации в отношении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства по делам, переданным антимонопольным органом, представлены по следующей таблице:

 

Должностное лицо, в отношении которого составлен протокол, статья КоАП

Суть нарушения, статья Закона о защите конкуренции

Дата передачи материалов  (протокол) на рассмотрение в суд

Дата вынесения судом постановления о дисквалификации

Дата вступления постановления в законную силу

Срок дисквалификации

Сведения об обжаловании

<…>                 ч. 2 ст. 14.9

 

Сокращение срока приема заявок на участие в торгах, ч.2 ст. 17

07.03.2017

02.05.2017

13.05.2017

6 (шесть) месяцев

Не обжаловал

Сведения о привлечении лиц к ответственности по статье 20.25 КоАП РФ представлены по следующей таблице:

Лицо, в отношении которого составлен протокол

Дата передачи материалов (протокола) на рассмотрение в суд

Дата вынесения судом постановления о привлечении к ответственности с указанием вида ответственности

Дата вступления постановления в законную силу

Информация об исполнении постановления суда

1.ООО «Эксперт»

 

14.03.2017

07.04.2017, постановление  о прекращении

 

 

2. <…> 

01.06.2017

04.07.2017, постановление  о прекращении

 

 

3.ООО «ЭЛЬДОРАДО»

 

14.06.2017

27.07.2017, административный штраф

08.08.2017г.

 

4. <…> 

31.07.2017

05.09.2017 административный штраф

15.09.2017г.

 

5.ИП <…> 

18.08.2017

29.09.2017, административный штраф

 

Исполнено, штраф оплачен

6.ИП <…> 

05.09.2017

возврат материалов по 20.25 КоАП РФ по причине не доставления ответчика в суд

 

 

7. ООО «Премиум»

18.09.2017

повторно  01.11.2017г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

повторно

28.11.2017г.

 

29.09.2017, возврат материалов, в связи с  указанием разной даты вступления в законную силу в оформлении, в сопроводительном письме и постановлении.

 

01.12.2017г., постановление о прекращении, в связи с истечением сроков давности

 

Повторно направлены материалы и письмо председателю судьи  с жалобой от  01.11.2017г.

Ответ  за подписью И.о. председателя суда О.А. Логвиненко о  том, что по результатам проверки до сведения мировых судей доведено о неукоснительном соблюдении требований КоАП РФ и недопустимости случаев необоснованного возвращения протоколов.

 

Раздел 6.Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями

 

В отчетном периоде 20 (двадцать) решений и предписаний Кемеровского УФАС России были оспорены в судебном порядке, из них: принятых в отчетном периоде – 4; принятых в 2016 г. – 16. В результате рассмотрения судом признаны законными в полном объеме 16 решений и предписаний Кемеровского УФАС России; в стадии судебного обжалования – 3; в 1 (одном) случае – решение и предписание, принятые в предыдущем отчетном периоде, признаны судом недействительными. 

В прошлом отчетном периоде 6 (шесть) решений и предписаний антимонопольного органа были признаны судом недействительными в полном объеме и частично.

 

В отчетном периоде Кемеровским УФАС России был подан 1 (один) иск с требованием о понуждении к исполнению выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства предписания. Заявленные антимонопольным органом требования были удовлетворены в полном объеме.

В прошлом отчетном периоде исковые заявления антимонопольным органом не подавались.

 

Раздел 7.Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

 

В 2017 году жалобы в соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве) на рассмотрение в адрес  Кемеровского УФАС России не поступали.

В отчетном периоде заявления на акты, действия (бездействие) органов власти и управления Кемеровской области в сфере градостроительных отношений, выраженные в незаконном отказе в приеме документов и заявлений, предъявлении требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами,   в Кемеровское УФАС России не поступали, факты, свидетельствующие о  нарушениях в сфере градостроительных отношений», установлены не были.

 

Раздел 8.Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа,

принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции

и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями

      

В отчетном периоде в судебном порядке оспаривалось 7 (семь) решений Кемеровского УФАС России, принятых в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по которым вынесены и вступили в силу судебные акты (в прошлом периоде 5 решений оспорено), из них: 3 ненормативных правовых акта были признаны судом законными и обоснованными; 4 – признаны судом недействительными.

Раздел 9. Сведения о размере выручки хозяйственных субъектов,

установленные при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства

 

В 3 квартале 2017 года решений о злоупотреблении доминирующим положением, наличии соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, картелей (в т.ч. сговоров на торгах), фактов недобросовестной конкуренции не выявлено, в связи с чем, сведения о выручке хозяйствующих субъектов в таблице № 9 отсутствуют.

 

Раздел 10. Сведения о результатах работы по контролю соблюдения антимонопольных требований в сфере государственного оборонного заказа

 

В 2017 году заявлений в Кемеровское УФАС России в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» не поступало.