Основные направления деятельности Кемеровского УФАС России по итогам работы за 2019 год

Антимонопольный контроль

 

В 2019 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 466 заявлений юридических и физических лиц (452 в 2018 году), указывающих на наличие признаков нарушения Закона о защите конкуренции.

Из общего числа заявлений, поступивших в Кемеровское УФАС России, большую часть составили заявления по статье 10 Закона о защите конкуренции (установление, поддержание монопольно высокой цены товара). 

Оценка динамики количества поступивших заявлений в 2019 году показывает несущественное увеличение количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим годом.

Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений Закона о защите конкуренции в 2019 году составляет 42 (и них 23 устранено до момента возбуждения дела вследствие исполнения антимонопольного предупреждения).

 

В указанном периоде Кемеровским УФАС России выдано 26 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства (по пунктам 3, 5, 6, 8 части 1 статьи 10; по статьям 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8, 15 Закона о защите конкуренции). При этом сумма дохода, возвращенного в бюджет по предупреждениям отчетного периода составила 434 тысячи рублей.

Практика Кемеровского УФАС России показала, что изменения в части расширения оснований для выдачи предупреждений значительно  снизило временные, материальные затраты, а также нагрузку на хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей), органы власти и оказалось эффективным, поскольку в большинстве случаев нарушения антимонопольного законодательства устраняются в добровольном порядке.

 

В указанном периоде Кемеровское УФАС России рассмотрело 945 актов органов исполнительной власти субъекта, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями органов власти организаций на предмет соответствия антимонопольному законодательству (из них 431 – на предмет предоставления государственной или муниципальной преференции). Выявлено 3 акта органов местного самоуправления (Калтан, Прокопьевск, Таштагол), в которых установлено наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Замечания Кемеровского УФАС России были учтены во всех случаях без судебного вмешательства.

 

Кроме того, в указанном периоде рассмотрено 164 жалобы на нарушения процедуры торгов, рассмотренных в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (по Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ; по аренде муниципального имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; по Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ; по Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ; по Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ). Из них 64 жалобы признаны обоснованными.

 

Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)

В 2019 году Кемеровским УФАС России рассмотрено 7 заявлений по признакам нарушения Закона о торговле (ст. 9, ст. 13, ст. 14, ст. 15 Закона о торговле). По результатам рассмотренных заявлений, нарушения Закона о торговле не выявлены.

 

Контроль рекламной деятельности

 

В 2019 в адрес Кемеровского УФАС России поступило 267   заявлений, указывающих на нарушения требований Закона о рекламе (в 2018 году – 204 заявления).

По результатам рассмотрения заявлений по 109 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Закона о рекламе. Было возбуждено 164 дела (из них 6 – по инициативе управления). 29 дел прекращено в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе. По 135 делам приняты решения о наличии нарушений. Выдано 71 предписание.

Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе приходятся на недобросовестную, недостоверную рекламу, в том числе рекламу с отсутствием существенной информации.

 

Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:

- фото-, видеосъемка наружной рекламы;

- выборочная проверка печатных СМИ;

- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;

- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.

Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

Поступило жалоб всего

1101

из них:

 

возвращено

105

отозвано заявителем

144

 

 

- признано необоснованными

577

- признано обоснованными

275

 

 

Выдано предписаний

206

Поступило обращений о включении сведений в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков, Реестр)

363

Включено в Реестр

145

Возбуждено дел об административных правонарушениях

133

Выдано постановлений о наложении штрафов

83

Сумма штрафов, подлежащая взысканию

1 250 тыс. руб

В 2019 году в адрес Кемеровского УФАС России поступила 1101 жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

 

Административное производство (штрафы)

 

В 2019 г. по признакам нарушения антимонопольного, рекламного, закупочного законодательства Кемеровским УФАС России выдано постановлений о наложении штрафа, подлежащих взысканию, на общую сумму 46 483 000 рублей. Сумма штрафов, уплаченных нарушителями, составила 20 430 000 рублей.

 

Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о закупках, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

 

 

Пункт

Наименование мероприятия

Количество

 

 

A

Б

1

 

 

01.

Общая упоминаемость ТО ФАС России в СМИ, всего1

1 425

 

 

02.

Количество телепрограмм2, всего

1

 

 

03.

Количество телесюжетов3, всего

10

 

 

04.

Количество интервью4, всего

16

 

 

05.

Количество пресс-конференций, брифингов5, всего

6

 

 

06.

Количество подписчиков аккаунта в социальной сети6, всего*

179

 

 

07.

Показатель вовлеченности подписчиков аккаунта в социальной сети7, итого*

537

 

 

08.

Опубликовано актуальных наборов открытых данных8, всего

18

 

 

09.

Количество инфографики9, всего

21

 

 

10.

Количество видео10, всего

31

 

 

11.

Количество социальной рекламы14, всего

4

 

 

* Для подсчета выбрана социальная сеть Instagram

 

 

 

 

 

 

 

1

Производится на основе данных информационно-аналитической системы «Интегрум» без учета количества публикаций на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления

   

2

Телепрограмма – вышедшая в эфир телевизионная передача, в рамках которой представитель ТО ФАС России выступил в качестве главного героя, ведущего эксперта или гостя, и давал официальные заявления или комментарии общей продолжительностью более двух минут

   

3

Телесюжет – вышедший в эфир телевизионный ролик, новостной сюжет, репортаж или иной видеоматериал на любом из телеканалов, в подготовке которого принимал участие представитель ТО ФАС России. Данный показатель учитывает сюжеты в рамках которых представитель ТО ФАС России делал официальные заявления и давал комментарии, продолжительностью менее двух минут

   

4

Интервью – публикация в печатном или электронном СМИ, а также аудиозапись радиопрограммы, представленная в форме разговора журналиста с представителем ТО ФАС России на темы, связанные с деятельность ТО ФАС России, объемом не менее 1500 знаков (с пробелами) или продолжительностью не менее трех минут. Данный показатель не учитывает материалы с отдельными цитатами и записями представителя ТО, включёнными в публикацию или радиопрограмму без непосредственного участия представителя ТО ФАС России

   

5

Пресс-конференция, брифинг - мероприятие для представителей СМИ, в рамках которого представитель ТО ФАС России делает публичные заявления и/или отвечает на вопросы, касающиеся деятельности ТО ФАС России

   

6

Общее количество подписчиков (участников, друзей) у официального аккаунта ТО ФАС России, выбранного для включения в отчет, на последнюю дату отчетного периода

   

7

Показатель вовлеченности аудитории официального аккаунта ТО ФАС России, рассчитываемый на основе данных об общем количестве пользовательских реакций на публикации, количестве публикаций и размере аудитории

   

8

Открытые данные - информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования

   

9

Количество созданных и размещенных на сайте или в аккаунте территориального органа в социальных сетях инфографики

   

10

Количество снятых и смонтированных собственными силами и размещенных на сайте или в аккаунте в социальных сетях территориального органа видео о деятельности территориального органа

   

11

Количество размещенной уникальной социальной рекламы территориального органа на телеканале, радио или на наружных носителях без учета количества ее повтора