Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Прокопьевск за 2015 год
Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Прокопьевск за 2015 год.
Общие положения
Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Прокопьевск проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок анализа рынка), и в соответствии с пунктом 2.3 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 №790/14 (далее – План работы), а так же в соответствии с методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, направленных письмом ФАС России №АГ/4283/15 от 30.01.2015 г.
Целью проведения анализа является установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
При анализе в качестве исходной информации были использованы:
- сведения, полученные от государственных органов – Региональной энергетической комиссии Кемеровской области;
- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по теплоснабжению;
- данные ранее проведенного антимонопольным органом исследования состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Временной интервал исследования
В соответствии с Планом работы временным интервалом исследования рынка услуг по теплоснабжению 2015 год.
Продуктовые границы товарного рынка
Согласно пункту 3.4 Порядка анализа рынка, определение товара может быть проведено на основе:
- условий договора, заключенного в отношении товара;
- разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;
- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и иных способов, позволяющих однозначно определить товар.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, в соответствии с ГК РФ услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергией.
В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);
Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) относится к разделу Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды», подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».
Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.
Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.
Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.
Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.
Географические границы товарного рынка
Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.
Учитывая изложенное, в соответствии с методическими рекомендациями, географическими границами исследуемого рынка принимаются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии в административных границах городского округа г. Прокопьевск.
На территории городского округа Прокопьевск утверждена схема теплоснабжения.
Согласно Постановлению администрации г. Прокопьевска №127-п от 30.12.2013г. МУП «РТХ» является единой теплоснабжающей организацией, а также МУП «ПТХ» является единой теплоснабжающей организацией в центральном районе городского округа Прокопьевск в контуре действия своих источником.
Состав хозяйствующих субъектов действующих на рынке
По данным, представленным Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в административных границах городского округа г. Прокопьевск в 2015 г. действовало 7 хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и (или) продажу конечным потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), а также передачу тепловой энергии (Таблица №1).
Информация о хозяйствующих субъектах, осуществляющих производство тепловой энергии для дальнейшей перепродажи, представлена в Таблице №2.
Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы потребителей:
- население и организации, потребляющие тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
- теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;
- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд;
- организации, использующие тепловую энергию для перепродажи.
Наиболее распространенными схемами предоставления услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Прокопьевска являются:
- схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей;
- схема сбыта тепловой энергии через перепродавца.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов
Расчет общего объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.
Результаты расчетов объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены в Таблице №3.
Доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Прокопьевска в 2015 г. занимало МУП «РТХ».
В границах локального рынка в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующий субъект будет занимать 100% долю рынка.
Определение уровня концентрации товарного рынка
В соответствии с Порядком для определения концентрации товарного рынка были произведены расчеты коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынка услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Прокопьевск в 2015 г.
1. Коэффициент рыночной концентрации Cr3 в 2015 году:
Cr3 = 76,71% + 22,46% = 99,17%
2. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI в 2015 году:
HHI = 5884,4241 + 504,4516+ 0,1764+0,1296+0,0004+0,0009= 6389,183
В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, которые находятся в границах 70%≤ Cr3 ≤100% или 2000≤ HHI ≤10000, можно сделать вывод о том, что рынок услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Прокопьевск является высококонцентрированным с неразвитой на нем конкуренцией.
Определение барьеров входа на товарный рынок
Рынок услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Прокопьевск является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией и характеризуется наличием следующих барьеров вхождения на этот товарный рынок:
1) экономические барьеры:
- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности;
- несвоевременная оплата потребителями покупаемой тепловой энергии.
2) технологические барьеры:
- отсутствие автоматизированной системы контроля.
Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке
Проведенный анализ показал, что в административных границах городского округа Прокопьевск деятельность по производству, продаже конечным потребителям произведенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя осуществляли 7 хозяйствующих субъектов.
Информация о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период, утверждаемых РЭК по Кемеровской области представлена в Таблице №4.
Согласно Постановлению администрации г. Прокопьевска №127-п от 30.12.2013г. МУП «РТХ» является единой теплоснабжающей организацией, а также МУП «ПТХ» является единой теплоснабжающей организацией в центральном районе городского округа Прокопьевск в контуре действия своих источником.
Лица, осуществляющие производство, продажу тепловой энергии (мощности), теплоносителя конечным потребителям в административных границах Ленинск-Кузнецкого городского округа за утверждением платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения в РЭК по Кемеровской области не обращались.
Постановлением РЭК КО от 29.04.2014 г. №251 установлена плата за подключение к системам теплоснабжения для потребителей, с подключаемой тепловой нагрузкой объекта капитального строительства, не превышающей 0,1 Гкал/ч, на территории Кемеровской области, в размере 550 руб. (с НДС).
Сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) теплоснабжающих организаций их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и представление информации о юридическом лице (офшорные зоны), то есть сведения о конечных выгодоприобретателях представлены в Таблице №6.
Таблица №6.
Наименование теплоснабжающей организации (единой теплоснабжающей организации) | Наименование группы лиц, к которой принадлежит теплоснабжающая организация | Сведения о конечных выгодоприобретателях |
ООО «Сибнииуглеобогащение» | Перечень лиц, входящих в одну группу с Vostok PTC Limited (Восток ПТС Лимитед) | <…>: Место работы, должность: ООО «Сибирская генерирующая компания», Председатель Совета директоров, Председатель Комитета по стратегии.
<…>: Место работы, должность: ООО «Сибирская генерирующая компания», член Совета директоров, член Комитета по стратегии.
Господин <…> и господин <…> не входят в группу лиц Общества по основаниям, предусмотренным ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции». |
Потребителями тепловой энергии в административных границах городского округа г. Прокопьевск, на долю которых приходится большая часть полезного отпуска тепловой энергии, являются жилищные организации.
Проведенный анализ показал, что рынок услуг по теплоснабжению в 2015 г. в административных границах городского округа Прокопьевск является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. Экономические и технологические барьеры, существующие на данном рынке, являются трудно преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются.
Доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Прокопьевска в 2015 г. занимало МУП «РТХ».
Ведущий специалист-эксперт отдела ТЭК А.В. Махова
И.о. начальника отдела ТЭК Г.Н. Ананьева