Анализ рынка психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Кемеровском городском округе

Анализ  рынка  психолого-педагогического сопровождения детей  с ограниченными  возможностями  здоровья  в Кемеровском городском округе

    

Развитие рынка услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является важным социально-экономическим фактором, имеющим самостоятельное значение с точки зрения развития деятельности негосударственных организаций в данном сегменте образовательной деятельности. По инициативе Кемеровского УФАС России подготовлен анализ  состояния конкурентной среды на рынке психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ   на территории Кемеровского  городского округа. Методической основой исследования (обзора)  рынка являются «Порядок проведения анализа  состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденный приказом ФАС РФ от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа), Методика  по расчету ключевого показателя развития конкуренции на рынке психолого-педагогического сопровождения детей  с ограниченными  возможностями  здоровья, утвержденная Приказом ФАС России от 06.08.2019 № 1059/19.  

Целью проведения анализа является установление  уровня  развития  конкуренции на рынке психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ на территории  Кемеровского   городского округа.  

 Для проведения исследования использовалась информация от следующих источников: 

-территориального органа Федеральной службы государственной статистики

по Кемеровской области;                    

- Администрации  Кемеровского городского округа;

-Департамента социальной защиты Администрации Кемеровской области.

 

Временной интервал исследования

 

     Временной интервал определен с учетом требований Порядка проведения анализа, а также целей исследования.

     Временным интервалом исследования рынка психолого-педагогического сопровождения детей  с ограниченными  возможностями  здоровья   выбран 2018 год.

 

Географические границы  товарного рынка

 

На рынках услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ услуги потребителям оказываются по месту их проживания. Система основных поставщиков  услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ   в Кемерово  строится таким образом, что  большинство услуг оказывается районным звеном и, таким образом, географические границы рынков соответствующих услуг носят локальный характер, ограниченный административными границами соответствующих районов города.

В то же время, частичное пересечение услуг городских и районных поставщиков услуг, потенциал участия в этой деятельности негосударственных учреждений (частных детских садов, социально-ориентированных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей), территориальная сфера деятельности которых не ограничена какими-либо административными районами, всё это позволяет рассматривать географические границы рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как территорию Кемеровского городского округа.

Таким образом, в рамках данного обзора, географические границы анализируемого рынка услуг психолого - ­педагогического сопровождения детей  с ОВЗ определены как соответствующие административным границам города Кемерово. Такое определение соответствует предварительному определению географических границ рынка (пп. 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) с учетом возможности потребителей услуг получить данные услуги в пределах административных границ города Кемерово и отсутствия гарантированной возможности получения данных услуг за пределами данной территории.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно  статье 42 Закона об образовании, психолого-педагогическая помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Она включает в себя:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися;
  • помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

Дошкольные организации, осуществляющие психолого – педагогическое  сопровождение детей    с ограниченными возможностями здоровья  в ходе реализации  образовательных программ осуществляют следующие  виды деятельности: психолого-медико-педагогическое обследование; коррекционно-развивающая, компенсирующая  помощь педагога-психолога; коррекционно-развивающая, компенсирующая  помощь учителя-дефектолога;  логопедическая помощь, психолого – педагогическое консультирование родителей, психолого – педагогическое консультирование педагогов.

          Школы, осуществляющие психолого – педагогическое  сопровождение детей в ходе реализации основных общеобразовательных программ  осуществляют  следующие  виды деятельности  психолого- педагогического  сопровождения: психолого – медико-педагогическое обследование, коррекционно-развивающая, компенсирующая помощь педагога – психолога, коррекционно – развивающая компенсирующая  помощь учителя – дефектолога, логопедическая помощь, психолого – педагогическое консультирование родителей, психолого – педагогическое консультирование педагогов (группы компенсирующей и комбинированной направленностью).

          Психолого-педагогическое сопровождение реализуется как составная часть двух основных форм обучения детей с ОВЗ, предусмотренных Законом об образовании:

 - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2 Закона об образовании);

 - адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц                          (п.28 ст.2 Закона об образовании).

Согласно Федеральному стандарту дошкольного образования, утвержденному Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155, содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в программу дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ), если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

  • обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;
  •  освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья программы ДОУ, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями) ДОУ, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности  детей.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности «ОК 029-2014» (КДЕС Ред.2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, в ред. от 14.04.2016), деятельность в области образования относится к разделу Р, который включает широкий диапазон образовательных услуг в сфере дошкольного, начального, общего и профессионального образования (коды 85.1, 85.2). Согласно информации  Кемеровостата  не представляется возможным  идентифицировать в Статистическом регистре организации, оказывающие услуги психолого – педагогическому  сопровождению  детей с ограниченными возможностями, так как  услуги по оказанию психолого-педагогической помощи как самостоятельная группировка в общероссийском классификаторе отсутствует.

Технологии и методы психолого-педагогической помощи зависят от возраста обучающихся и ориентированы на образовательные программы, помощь в освоении которых является целью психолого-педагогического сопровождения.

Однако в связи с общностью  проблем развития системы психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ различных возрастных групп выводы и рекомендации по результатам  обзора общего рынка услуг сопровождения детей можно экстраполировать на рынки услуг отдельных возрастных групп психолого - ­педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

По данным Администрации Кемеровского городского округа услуги на  рынке психолого – педагогического  сопровождения  детей с ОВЗ     оказывают  следующие   хозяйствующие субъекты и НКО:

 - 7  специальных школ, осуществляющих ежедневное психолого – педагогическое  сопровождение  детей с ОВЗ  в ходе реализации адаптированных основных общеобразовательных программ;

-  3  детских дома – учреждения  с осуществлением обучения и ежедневным психолого – педагогическим сопровождением детей с ОВЗ;

 - 2 государственных областных учреждения на территории Кемеровского городского округа: ГОО «Кузбасский региональный центр психолого –педагогической, медицинской и социальной  помощи «Здоровье и развитие личности», ГОУ «Областной центр образования»;

-2 учреждения  социальной защиты населения (МБУ «Реабилитационный центр для детей  и подростков с ОВЗ «Фламинго», ГКУ Кемеровской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маленький принц»);

- 3 НКО  (Кемеровская региональная общественная организация «Служба лечебной педагогики»,  КРОО «Интеграция», Фонд поддержки детей – инвалидов «Фламинго»);

 - 80 муниципальных ДОУ;

 -23 общеобразовательных учреждения (инклюзивные школы, оказывающие услуги  психолого – педагогического сопровождения  образовательной деятельности детям с ОВЗ, испытывающими трудности в обучении).

          Часть услуг профессиональной деятельности  этого вида передана частным детским садам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере образования.

         Официальные данные о наличии в городе частных детских садов и индивидуальных  предпринимателей, оказывающих услуги психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ отсутствуют.

         Администрация Кемеровского городского округа представила список частных детских садов города. Вместе с тем, необходимо отметить, что из 39 частных детских сада г. Кемерово только  в 2 работают психологи и логопеды, которые необходимы для оказания  услуги психолого – педагогического  сопровождению  детей с ОВЗ.

         Поданным Департамента социальной защиты населения Кемеровской области  в пределах компетенции количество организаций частной формы собственности, действовавших на рынке  услуг психолого – педагогического сопровождения  детей с ОВЗ  в 2018 году в Кемерово – 1, всех форм собственности  (за исключением  хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50%, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, федеральных казенных учреждений) - 2.

 Таким образом, всего на рынке оказания услуг  психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ   на территории Кемеровского  городского округа заняты    122 организации, из них  -  5 это организации частной формы собственности.

         На основе интернет – поиска  не удалось установить иные, кроме указанных Администрацией города Кемерово, некоммерческие частные  организации, оказывающие услуги психолого-педагогического сопровождения детей  с ОВЗ, за исключением  2 частных  детских сада.

   Таким образом, из  данных, полученных от Администрации города Кемерово, Департамента социальной защиты населения Кемеровской области  следует, что всего в данной сфере оказывают услуги  5   негосударственных организаций.  

Потребителями услуг психолого-педагогического сопровождения являются родители (опекуны) детей с ОВЗ.

Частью 16 статьи 2 Закона об образовании впервые в российской законодательной практике было закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В связи с тем, что в настоящее время отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, Министерство образования и науки Российской Федерации  рекомендовало психолого-медико-педагогическим комиссиям принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория детей с ОВЗ определена не только с точки зрения наличия ограничений по здоровью, но и с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования.

 

Определение объема рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении.

В отношении рынка услуг психолого-педагогического сопровождения детей могут применяться различные показатели, характеризующие как объем оказанных услуг в натуральном выражении (количество лиц, которым были оказаны услуги, количество оказанных услуг), так и стоимостные показатели (объем финансирования государственных заданий и субсидий, выделяемых на оказание услуг психолого-педагогического сопровождения, объем платных услуг).

Однако сложность оценки объема и структуры данного рынка связана с отсутствием дифференцированного учёта объема оказания психолого-педагогических услуг,причем,оказываемых различным возрастным группам.

Данная разбивка отсутствует как в данных статистического учета, так и в государственных заданиях (и, соответственно, отчётов по ним) государственных образовательных учреждений и центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

Отсутствует единообразие в установлении плановых показателей деятельности однотипных государственных бюджетных учреждений, специализирующихся на оказании услуг психолого-педагогического сопровождения. Кроме того, для указанных учреждений, как следует из консультаций со специалистами в этой области, не планируются отдельно объемы психолого - ­педагогических услуг и услуг в разрезе возрастных групп детей от 0 до 18 лет.

С учетом данного обстоятельства объем анализируемого рынка может быть определен лишь приблизительно на основе информации о количестве воспитанников групп компенсирующей и комбинированной направленности ДОУ, общеобразовательных школьных учреждений  которых можно рассматривать как основных получателей услуг психолого­педагогического сопровождения.

Как отмечалось выше, имеются также негосударственные детские сады и развивающие центры, имеющие среди воспитанников детей с ОВЗ, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся с детьми с ОВЗ. Однако, в открытых источниках не удается найти сведения о численности детей с ОВЗ в частных детских садах. Отсутствует информация об объемах оказания услуг психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного, школьного  возраста с ОВЗ в иных негосударственных организациях, а также  получающих данные услуги у индивидуальных предпринимателей.

В связи с отсутствием данных по объему оказания услуг психолого­педагогического сопровождения детей дошкольного, школьного  возраста, как посещающих, так и не посещающих дошкольные образовательные учреждения, оценить доли отдельных организаций, оказывающих соответствующие услуги, невозможно.

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

 

В связи с отсутствием учета объема оказания участниками рынка услуг психолого - ­педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, определить уровень концентрации соответствующего рынка на основе расчета показателей коэффициента рыночной концентрации  и индекса Герфиндаля-Гиршмана НН1 не представляется возможным.

В то же время общую оценку можно сделать исходя из общих представлений о структуре рынка с точки зрения количества и состава поставщиков данных услуг.

Как отмечалось выше, услуги психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ в Кемерово оказывают 122 организации (хозяйствующих субъекта), в том числе 80 дошкольных образовательных учреждений, формирующие группы компенсирующей и комбинированной направленности, воспитанниками которых являются дети с ОВЗ. Большое число участников данного рынка, их относительно равномерное распределение по районам Кемеровского городского округа    позволяет прийти к выводу  о том, что на рынке отсутствуют поставщики услуг, занимающие доминирующее положение, и рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ можно рассматривать как низко концентрированный. 

Аналогичным образом, большое число ДОУ, осуществляющих психолого - ­педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в группах компенсирующей и комбинированной направленности, позволяет сделать вывод о низкой концентрации рынка в данном сегменте.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее. Анализ структуры данного рынка в Кемеровском городском округе  позволил установить   отсутствие активной поддержки создания и расширения деятельности негосударственных организаций, которые могли бы оказывать соответствующие услуги, и как следствие незначительное участие негосударственных (как правило, некоммерческих) организаций в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, из 122 хозяйствующих субъектов работающих на данном рынке только  5 являются  хозяйствующими субъектами  частной формы собственности.

В соответствии с  Методикой  по расчету ключевого показателя развития конкуренции на рынке психолого-педагогического сопровождения детей  с ограниченными  возможностями  здоровья, утвержденной Приказом ФАС России от 06.08.2019 № 1059/19, ключевыми показателями развития конкуренции на данном рынке определены:

 - доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ключевой показатель  №1).Расчет  осуществляется по доле действующих на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в Кемеровском городском округе организаций частной формы собственности в общем количестве действующих на указанном рынке в Кемеровском городском округе);

- доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации" (ключевой показатель № 2). Расчет  осуществляется по доле детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), которым были оказаны услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в организациях частной формы собственности за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), которым были оказаны данные услуги в организациях всех форм собственности за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Расчет ключевого показателя N 1 осуществляется по следующей формуле:

Vn - количество организаций частной формы собственности, действовавших на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в Кемеровском городском округе  в 2018 году;

         Vo - количество всех организаций (всех форм собственности), действовавших на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в Кемеровском городском округе  в 2018  (за исключением хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50%, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, федеральных казенных учреждений).

Ключевой показатель №1  по полученным данным равен 4,13 (всего 121 организация (без учета 1 казенного государственного учреждения), в том числе частной формы собственности  - 5).

Расчет ключевого показателя N 2 осуществляется по формуле:

Vn - численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которым в отчетном периоде были оказаны услуги  диагностики, социализации и реабилитации в организациях частной формы собственности за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области;

Vo - общая численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которым в отчетном периоде были оказаны услуги  диагностики, социализации и реабилитации во всех организациях (всех форм собственности) за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области (за исключением хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50%, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, федеральных казенных учреждений).

        Применительно к анализируемому рынку расчет  показателя № 2 произведен без разбивки на возрастные группы детей. По данным Администрации г.  Кемерово  на территории города 3978 детей имеют ограниченные возможности здоровья, из них  в Кемеровских региональных общественных организациях получили  услугу психолого – педагогического сопровождения помощь 182 ребенка.

        Величина ключевого показателя № 2 (с учетом  всех детей с ОВЗ  без учета возрастных  разбивок) составляет 4,6%.

Определение барьеров входа на товарный рынок

Рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей является объектом государственного регулирования, что определяет наличие административных барьеров входа на рынок негосударственных организаций.

Прежде всего, поставщики данных услуг должны соблюдать многочисленные нормативные акты, определяющие условия, порядок и стандарты оказания данных услуг, включая

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
  • Конвенцию ООН о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированную третьей сессией Верховного Совета СССР 13 июня 1990 г. N 1591-1;
  • Семейный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г.;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» N 124 -ФЗ от 24 июля 1998 г., принятый Государственной Думой 3 июля 1998 г., одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.;
  • Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 августа 2013 г. № 1008);
  • Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»   и многие другие нормативно – правовые акты.

Кроме того, оказание услуг, связанных с реализацией адаптивных, инклюзивных программ основного и дополнительного образования, включающих психолого-­педагогическую помощь детям с ОВЗ, требует наличия лицензии на образовательную деятельность.

          Экономическими барьерами входа на данный рынок по сведениям НКО,Департамента социальной защиты населения Кемеровской области  являются:

-функционирование на рынке государственных, муниципальных   учреждений  автоматически получающих бюджетное финансирование; 

 - высокий уровень первоначальных вложений  в развитие бизнеса;

 -отсутствие свободных помещений, соответствующих требованиям государственных  стандартов и норм в части санитарных норм, пожарной безопасности и т.п.;

 -  высокая арендная плата;

 -  высокая стоимость оборудования;

 -  дефицит квалифицированных кадров;

 - ограничение (сложность доступа)  к  оказанию услуг  и выполнению работ в рамках госзакупок, сложность преодоления барьеров для внесения  в реестр поставщиков государственных услуг,

-  необходимость установления партнерских отношений с органами власти;

 - высокие издержки  получения доступа к ресурсам и информации, высокие издержки на рекламу;

 - неразвитая практика  включения негосударственных организаций  в государственную систему  оказания услуги  диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ.

        Особо необходимо отметить такой барьер входа на рынок  как низкий уровень платежеспособного спроса на услуги. Значительная доля детей с ОВЗ принадлежит к семьям, которые сами по себе нуждаются в социальной поддержке. С учётом этого обстоятельства система психолого­-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в настоящее время строится преимущественно на базе государственного финансирования и благотворительной деятельности, реализуемой через социально ориентированные некоммерческие организации.

 

Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

В результате проведенного анализа были определены:

- доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ключевой показатель №1), она равна 4,13%;

 - доля детей с ограниченными возможностями здоровья (без возрастной разбивки), получающих услуги диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (без возрастной разбивки), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации" (ключевой показатель № 2), она равна 4,6%.

Услуга  психолого – педагогического  сопровождения детей с ОВЗ  оказывается за счет бюджетных средств. Бюджет на финансовый гол формируется  в соответствии с методикой, утвержденной приказом Главного финансового управления Администрации Кемеровской области. Механизм  распределения бюджетных средств на оказание данной услуги следующий:

 -  для государственных, муниципальных учреждений, оказывающих данную услугу, участвующих в выполнении государственного задания, объем финансирования рассчитывается  на основе базового норматива затрат по данной услуге и корректирующих коэффициентов к нему  по каждому подведомственному учреждению;

 -  для негосударственных  поставщиков  услуги, находящихся в реестре поставщиков социальных услуг, но не  участвующих в выполнении  государственного задания (заказа)  выплачивается компенсация, указанная компенсация рассчитывается на основе тарифов, которые утверждены Постановлением РЭК по Кемеровской области.

          На рынке в Кемеровском городском округе согласно данным Департамента  социальной защиты населения Кемеровской области  отсутствуют организации, оказывающие данную услугу на платной основе, ценовая конкуренция отсутствует.     

Учитывая  методический подход ФАС России к анализу данного рынка, а именно использование в качестве ключевых показателей для оценки уровня конкуренции доли частных организаций, оказывающих данную услугу на рынке, а также долю количества детей, получающих данную услугу в частных организациях, следует отметить, что на территории Кемеровского  городского округа в 2018 году, услуга  психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ оказывалась  в основном государственными, муниципальными  организациями за счет средств консолидированного бюджета Кемеровской области. Поскольку финансирование государственных учреждений  социальной сферы зависит от состояния  государственного и местного бюджетов, оказание услуги  является бюджетным мероприятием, рынок имеет ограничительные возможности для формирования спроса и предложения на данную услугу, что свидетельствует  о низком уровне  развития конкуренции   на данном рынке. Незначительный размер  государственного финансирования  частных организаций и предпринимателей  не способствует росту качества услуг и эффективности работы хозяйствующих субъектов на данном рынке.

          В связи с этим в целом рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рассматриваемых географических границах характеризуется как  рынок с неразвитой  конкуренцией. В  структуре  данной услуги только  чуть более  4% принадлежит общественным и частным организациям.

         Учитывая специфику рынка психолого-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ, а именно, низкий платежеспособный спрос, вход на данный рынок негосударственных организаций (как некоммерческих, так и коммерческих) возможен на базе развития системы государственной и общественной поддержки их деятельности через систему целевых субсидий, аутсорсинг государственных и муниципальных услуг путём размещения контрактов в негосударственном секторе, налоговые льготы и имущественную помощь негосударственным организациям, оказывающим соответствующие услуги, благотворительность и спонсорскую поддержку. Данные  проблемы актуальны  для рынков услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ всех возрастных групп, что позволяет выработать общие предложения по развитию конкуренции для данных рынков.

           Дополнительными мерами для развития рынка данных услуг может стать: 

  1. Создание  системы планирования, учёта и мониторинга ситуации на рынке услуг психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в ОВЗ.

2.Создание системы поддержки входа на рынок и расширения деятельности негосударственных поставщиков услуг психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ.

 3.Создание системы  взаимодействия отраслевых органов власти (департаментов образования, департамента социальной  защиты населения) целях формирования комплексной системы сопровождения детей  с ОВЗ.