Свидетельство СРО как необходимое условие допуска участника до процедуры размещения заказа по Федеральному закону «О госзакупках»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Об особенностях и сложностях при проведении процедуры госзакупок уже написано немало. При выполнении своих обязанностей у органов государственной  власти и органов местного самоуправления возникает необходимость в товарах, работах, услугах в той или иной сфере. В этой статье рассмотрим такую особенность для допуска потенциального участника к размещению заказа на проведение работ по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, как необходимость свидетельства саморегулируемых организаций.

Начнем с того, что Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон «О размещении заказов», Федеральный Закон «О госзакупках») преследует несколько важных целей:

  • обеспечение единства экономического пространства;
  • расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд государственных и муниципальных заказчиков;
  • стимулирование такого участия;
  • развитие добросовестной конкуренции;
  • обеспечение гласности и прозрачности закупки;
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

 

Обратимся к особенностям данной процедуры, возникающим при размещении заказа на выполнение строительных работ для государственных или муниципальных нужд.

Основным принципом Закона о госзакупках является соблюдение единообразных правил  и требований применительно ко всем участникам размещения заказа на территории Российской Федерации.  

В силу  части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, помимо организации и координации самой работы, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности и несет ответственность за качество работы и соответствие требованиям проектной документации.

Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства  включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Большинство  открытых аукционов в электронной форме или открытых конкурсов в области строительства проводятся как размещение заказа на выполнение работ по инженерным изысканиям, изготовлению проектов, проектной документации, капитальному ремонту помещений, реконструкции или строительству объектов капитального строительства. Перечнем видов таких работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом № 624 от 30.12.2009 г. Министерства регионального развития РФ, установлена  необходимость наличия допуска СРО.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона «О госзакупках» при проведении торгов обязательное условие в отношении участников размещения заказа - это соответствие требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Таким образом, при отсутствии необходимости наличия допуска СРО в числе требований к участникам размещения заказа, заказчик рассматривается в качестве нарушителя законодательства о госзакупках.

В связи с наличием официальных разъяснений ФАС России территориальные  подразделения антимонопольной службы сохраняют практику установления в тендерной документации необходимости в таком случае наличия у участников размещения заказа исключительно допуска СРО  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)», включающее в себя Жилищно – гражданское строительство или иной вид объектов, предусмотренных в 33 разделе соответствующего перечня. Однако, в практике Кемеровского УФАС России сформировался подход, позволяющий требовать по принципу «или-или»: наличия допуска СРО «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» либо допуска СРО на конкретные виды работ, если участник размещения заказа предполагает исполнять работы лично без привлечения сторонних (субподрядных) организаций или частных предпринимателей.

Для надлежащего соблюдения Заказчиками требований Федерального закона «О госзакупках» следует помнить о трех главных моментах, предусматривающих обязательное наличие допуска СРО у участника размещения заказа:

Во-первых, предметом размещения должно быть выполнение работ по инженерным изысканиям,  изготовлению проектов, проектной документации, капитальному ремонту помещений, реконструкции или строительству объектов капитального строительства. Т.е., исключается необходимость требовать допуски СРО к производству текущего ремонта.

Во–вторых, размещение заказа должно производиться путем проведения открытых аукционов в электронной форме или открытых конкурсов. При проведении запроса котировок невозможно нарушить требования части 1 статьи 11 ФЗ № 94-ФЗ, поскольку правила указанной статьи распространяются лишь на размещение заказа  путем проведения торгов,  к которым запрос котировок не относится.

В– третьих,  наличие хотя бы одного из видов работ, предусмотренного в Перечне видов работ (о котором мы писали выше) в технической части тендерной документации предполагает необходимость потребовать соответствующий допуск СРО на выполнение лично конкретного вида работ или допуска СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Если же в составе работ, являющих предметом размещения, отсутствуют работы из указанного Перечня, то требование допуска СРО будет рассмотрено как нарушающее  требования части 4 статьи 11 ФЗ № 94-ФЗ.

* СРО – саморегулируемая организация. Представляет собой некоммерческое объединение, которое создается на условиях самостоятельного регулирования, предусматривает членство и способствует объединению отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Объединение происходит по нескольким критериям, а именно – на основе единства отрасли производства товаров или услуг либо на основе объединения отельных субъектов общей профессиональной деятельностью. Допуск СРО - специальное свидетельство, которое разрешает осуществлять тот или иной вид деятельности в соответствии с действующими государственными законами, стандартами и нормативами. Свидетельство о допуске СРО может выдаваться как индивидуальным предпринимателям, так и юридическим лицам. (по материалам сайта sro-expertiza.ru)

 

 

Д.А. Лыжин,

начальник отдела государственного и муниципального заказа

Кемеровского УФАС России