О ж/д перевозках, грузоотправителях, технических условиях и ущемлениях интересов

 

Случается, что представители естественных монополий (такой вид монополии, при котором предприятие доминирует на рынке в силу технологических особенностей производства; речь идет о системах водоснабжения, электроснабжения и железных дорогах) навязывают дополнительные условия или ущемляют интересы других лиц в силу своего особого положения. Именно в таких ситуациях для пострадавших хозяйствующих субъектов неоценима помощь антимонопольной службы. Разберем одно из показательных дел Кемеровского УФАС России, завершившееся в 2013 году.

04 апреля 2013 г. Комиссия Кемеровского УФАС России признала ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство.

 

Для справки: согласно части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

ОАО «РЖД» отказало ООО «Компания ТрансСервис» от перевозки груза − стальных помольных шаров, упакованных в специализированные мягкие контейнеры, размещенные в универсальных крупнотоннажных контейнерах.

«ТрансСервис» в октябре 2012 года обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области с заявлением на главного российского грузоперевозчика.

 

В процессе рассмотрения дела представители ОАО «РЖД» заявляли, что для перевозки такого груза в мягкой упаковке, помещенного в универсальные контейнеры, необходимо создание и утверждение так называемых местных технических условий (МТУ).

Однако, Комиссия Кемеровского УФАС России установила, что создание МТУ согласно Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах предусмотрено лишь в случаях, когда способ размещение и крепления грузов, планируемых к перевозке, не предусмотрен ТУ.

Согласно Приказа «Об утверждении Перечня грузов, перевозка которых железнодорожным транспортом допускается в открытых вагонах» перевозка шаров стальных помольных (мелющих) диаметром 40 мм и более, а также аналогичных изделий из черных металлов для мельниц допускается к перевозке железнодорожным транспортом в открытых вагонах.

Шары стальные помольные отнесены к прочему виду проката черных металлов. А в соответствии с Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными МПС РФ, при размещении в контейнере металла в слитках, проката сортового металла и металлических труб, листового металла; шифера, гипсокартонных плит; плит ДВП, ДСП, фанеры; цилиндрических грузов (например, барабанов, катушек); грузов, погруженных насыпью и навалом; а также грузов, имеющих выступающие части, могущие повредить стены и двери, торцовая стена и двери контейнера должны быть ограждены щитом на высоту погрузки в случаях, когда суммарная величина зазоров по длине или (и) по ширине контейнера между отдельными единицами груза и между ними и стенками контейнера превышает 200 мм. Щит должен состоять из двух стоек, устанавливаемых по углам контейнера, и горизонтальных досок, располагаемых вплотную друг к другу или с промежутками величиной не более ширины доски. Толщина стоек и горизонтальных досок щита должна быть не менее 40 мм. Доски к стойкам прибивают гвоздями длиной не менее 80 мм, количеством не менее двух штук в каждое соединение. Щит устанавливают перпендикулярно продольной плоскости симметрии контейнера таким образом, чтобы горизонтальные доски щита входили в выемки гофров обеих боковых стен контейнера.

Получается, что для перевозки груза «шары стальные помольные» создание МТУ не требуется.

Управление выдало ОАО «РЖД» предписание не отказывать грузоотправителям от перевозки таких грузов.

В настоящее время решается вопрос о возбуждении административного производства. Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф за подобное нарушение в зависимости от суммы выручки предприятия. Решение антимонопольного органа грузоперевозчик обжалует  в суде.

 

Отдел ЖКХ, транспорта и связи