Нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам из местного бюджета в целях компенсации расходов

Нарушения антимонопольного законодательства

при предоставлении субсидий хозяйствующим субъектам

из местного бюджета в целях компенсации расходов

 

За последнее время Кемеровское УФАС России при осуществлении контроля за соблюдением органами власти и управления требований антимонопольного законодательства довольно часто сталкивается с ситуациями незаконного предоставления субсидий хозяйствующим субъектам в целях компенсации расходов за выполнение работ, оказание  услуг для муниципальных нужд.

Ряд муниципальных образований Кемеровской области ошибочно полагают, что предоставление ими  субсидий из местного бюджета определенным хозяйствующим субъектам для самостоятельного выполнения комплекса работ, необходимых для решения вопросов местного значения,  в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ),  не приводит к негативному вмешательству в конкурентную среду.

Зачастую ситуация по расходованию  денежных средств в целях  решения вопросов местного значения выглядит следующим образом:

Между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом заключается соглашение о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат за предоставленные услуги. Согласно данному соглашению хозяйствующий субъект удовлетворяет потребности муниципального образования посредством получения бюджетных средств без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов для муниципальных нужд.

 Как следует из статьи 6 БК РФ,  расходное обязательство – обязательство публично-территориального образования предоставить средства соответствующего бюджета.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год.

Статья 78 БК РФ предусматривает предоставление юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг субсидий из местного бюджета в случаях и в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования.

Вместе с тем основанием для предоставления юридическим лицам – производителям товаров, работ, услуг средств муниципального бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов.

В силу пункта 1 статьи 72 БК РФ, части 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, решение вопросов местного значения без осуществления указанных процедур ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на определенные товарные рынки, а также их право на осуществление предпринимательской деятельности.

Реализация соглашений, заключенных между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, на основании статьи 78 БК РФ, приводит к созданию благоприятных условий деятельности для таких хозяйствующих субъектов и, как следствие,  к ограничению конкуренции.

Законодательство Российской Федерации  связывает понятие муниципальных нужд непосредственно с решением вопросов местного значения, следовательно, к данным правоотношениям в обязательном порядке должны применяться  конкурсные процедуры с целью соблюдения обеспечения единства экономического пространства на территории муниципального образования, эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

 

Заместитель начальника отдела

контроля органов власти,

судебной и правовой работы

Ю.А. Полякова