Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива на территории Кемеровской области

Общие положения

 

Анализ розничного рынка дизельного топлива проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»,  утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок) и «Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива» (далее – Методические указания).

Целью проведения анализа конкуренции  на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на территории Кемеровской области.

В качестве исходной информации Кемеровским УФАС России использованы:

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области;

- сведения, полученные от Администрации Кемеровской области;

- сведения, полученные от управления ГИБДД ГУ МВД по Кемеровской области.

 

Временной интервал исследования 

 

Временным интервалом исследования розничной реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области является 2012 год.

 

Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ  305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефтей и газовых конденсатов, а также для поставок для экспорта.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 0С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 0С и выше (температура застывания топлива не выше минус 350С) и 300С и выше (температура застывания топлива не выше минус 450С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 500С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляют собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

 

Географические границы  рынка

 

Особенностью условий приобретения дизельного топлива при его розничной реализации является фиксированное место его продажи, т.е. автозаправочные станции (АЗС).

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Географические границы товарных рынков локализованы с учетом экономико-географического положения, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (т.е. расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС).

Географические границы исследуемого рынка розничной реализации дизельного топлива определены как административно-территориальные границы Кемеровской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках автомобильных бензинов являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единоличного количества преимущественно для личного использования.

Количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных на территории Кемеровской области, по данным ГИБДД ГУ МВД по Кемеровской области, на 01.01.2013г. составляло 834 500 единиц (в том числе: легковые – 641 000ед., грузовые – 88500 ед., автобусы – 16300 ед., специальные автомобили - 14600).

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (далее - потенциальные продавцы).

В 2012 году на территории Кемеровской области функционировало порядка 430 АЗС, принадлежащих более чем 100 розничным продавцам, большинство из которых – это предприниматели без образования юридического лица, имеющих одну - две  автозаправочные станции, около 30 розничных продавцов нефтепродуктов являются владельцами трёх и более АЗС.

В состав крупных участников розничной реализации дизельного топлива на территории Кемеровской области входят следующие  хозяйствующие субъекты: ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» (100 АЗС), ООО «Компания центр» (29 АЗС), ООО «Перекрёсток Ойл» (68 АЗС), ООО «Кузбасский деловой союз» (30 АЗС), ООО «Тринити» (27 АЗС), ООО «НК-Нефтепродукт» (15 АЗС), а также ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» (14 АЗС). Данные о составе хозяйствующих субъектах представлены в Таблице 1.

Структура рынка АЗС на территории Кемеровской области (соотношения количества АЗС) представлены на Диаграмме №1.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих  на  рынке

 

Согласно пункту 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем рынка за анализируемый период определяется как сумма объемов продаж (поставок) соответствующего вида нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ рынка.

Расчёт объёма товарного рынка и долей его участников производился на основании данных полученных от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию на рынке нефтепродуктов через АЗС на территории Кемеровской области (Таблица 2).

ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс» занимает наибольшую долю рынка розничной реализации дизельного топлива на АЗС.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» занимает доминирующее положение на  розничном  рынке дизельного топлива на территории Кемеровской области.

 

Определение уровня  концентрации  товарного рынка

 

В соответствии с Порядком для определения концентрации товарного рынка были произведены расчеты коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) розничного рынка дизельного топлива:

 

ДТ: Cr3= <…> + 9,1 + 3,1 = 91,9%

 

HHI = <…> + 82,81 + 9,61 = 6 444,51

 

В соответствии со значением коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана за 2012 г., который находятся в границах 70%< Cr <100% или 2000< HHI <10000, можно сделать вывод о том, что розничный рынок дизельного топлива на территории Кемеровской области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Определение барьеров входа на  товарный рынок

        

Основными барьерами входа на рынок розничной реализации дизельного топлива новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников рынка являются:

1.      Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- транспортные ограничения (инфраструктура транспортировки нефтепродуктов);

- удаленность географического расположения нефтеперерабатывающих предприятий;

- сложность в приобретении нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих предприятий;

-  ограниченность доступа к системе нефтехранения.

2. Административные ограничения:

- трудности в получении земельных участков;

- условия лицензирования;

- экологические ограничения;

- стандарты, предъявляемые к качеству.

3. Наличие на рынке  вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК ОАО «Газпром нефть», ВИНК ОАО «Татнефть», ВИНК НК Роснефть) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Оценка состояния конкуренции на рынке

 

Розничный рынок дизельного топлива на территории Кемеровской области представлен широким кругом продавцов от крупных и средних предприятий до индивидуальных предпринимателей. Однако данный товарный рынок характеризуется как рынок с неразвитой конкуренцией.

В 2012 году на территории Кемеровской области функционировала около 430 АЗС, принадлежащих более чем 100 розничным продавцам, большинство из которых – это предприниматели без образования юридического лица, имеющих одну - две  автозаправочные станции, 30 розничных продавцов нефтепродуктов имеют три и более АЗС.

Наибольшее количество АЗС сосредоточено в крупных населённых пунктах, а так же по крупным магистралям. Так например в г. Кемерово функционирует 77 АЗС, в г.Новокузнецке – 61, а в г. Прокопьевске – 30 АЗС.

В состав крупных участников розничной реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина) на территории Кемеровской области  входят 5 хозяйствующих субъектов: ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» (100 АЗС), ООО «Компания центр» (26 АЗС), ООО «Перекресток Ойл» (28 АЗС), ООО «Тринити-Сибойл» (9 АЗС), ООО «Бизон» (12 АЗС) и ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» (14 АЗС).

За отчетный период на АЗС Кемеровской области было реализовано 378 707 795,85л. дизельного топлива. Лидером по объемам реализации дизельного топлива является ЗАО «Газпромнефть-Кузбасс», доля рынка хозяйствующего субъекта составляет <…>% от общей доли реализации дизельного топлива в Кемеровской области.

Главное преимущество компании является широкая сеть АЗС, расположенных по всей территории Кемеровской области, а также бесперебойные поставки нефтепродуктов. Кроме того, ЗАО «Газпромнефть –  Кузбасс» использует программы лояльности для клиентов («Нам по пути», «Шахтерская слава»).

Для привлечения клиентов владельцы АЗС используют рекламу в средствах массовой информации, наружную рекламу фирменную символику и логотипы (бренды), предоставляют услуги персонала по заправке автомобиля. На некоторых АЗС предлагаются те или иные виды скидок для частных лиц или организаций, за наличный или безналичный расчет.

По данным независимых операторов розничного рынка нефтепродуктов в 2011-2012гг. из-за небольшой разницы между оптовыми и розничными ценами на нефтепродукты, наблюдалась низкая рентабельность на рынке реализации автомобильного бензина. В 2013 г. наблюдается увеличение рентабельности продаж.

Развитию конкуренции на розничном рынке реализации дизельного топлива на территории Кемеровской области может способствовать:

- строительство новых АЗС иными участниками рынка и расширение уже существующих сетей;

-  улучшение качества обслуживания в сфере розничной реализации нефтепродуктов;

- установление цен различного уровня на одни и те же  нефтепродукты;

- расширение функциональности сетей заправочных станций, дополнение продажи топлива услугами (мойка, магазин, ресторан быстрого обслуживания и т.д.);

В соответствии с требованиями, установленными статье 5 Закона о защите конкуренции положение ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» на  розничном  рынке дизельного топлива на территории Кемеровской области можно определить как доминирующее.

Это дает данному хозяйствующему субъекту возможность оказывать влияние на общие условия функционирования данного рынка и (или) устранять с этого  рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот  рынок другим хозяйствующим субъектам.

В целях предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на розничном рынке дизельного топлива на территории Кемеровской области, на основании Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896, административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №6, считаем необходимым:

- включить ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс» (ИНН <…>; место нахождения: <…>) в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов.

Отдел ТЭК