Земельный кодекс или Федеральный закон о рекламе? Обзор судебной практики по делам, связанным с заключением договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций

В 2012 году Арбитражный суд Кемеровской области признал недействительными два решения Кемеровского УФАС России о признании  КУМИ администрации г. Анжеро-Судженска нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции». Кемеровское УФАС России установило нарушение антимонопольного законодательства: КУМИ заключил с хозяйствующими субъектами договоры аренды земельных участков для установки и эксплуатации рекламных конструкции без проведения торгов. Однако проведение торгов  в этом случае является обязательным в силу Федерального закона «О рекламе».

Суды признали недействительными решения Управления и указали на возможность применения к заключению договоров аренды земельных участков для размещения рекламных конструкций норм Земельного кодекса Российской Федерации, которые допускают такую передачу без проведения торгов при условии предварительной публикации в случае, если поступила одна заявка.

Несмотря на то, что принятые судебные решения, оспоренные антимонопольным органом в вышестоящие судебные инстанции, оставлены в силе, позиция Кемеровского УФАС России по указанному вопросу остается неизменной - заключение договоров на установку и размещение рекламных конструкций без проведения торгов незаконно, исходя из следующего:

Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Пунктом 3 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации также установлено, что в случаях, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, является Федеральный закон «О рекламе» (часть 1 статьи 2 Закона).

Целями указанного Федерального закона являются, в том числе, развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции (статья 1 Закона).

Частью 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе установлено, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по мнению Кемеровского УФАС России, нормы Федерального закона «О рекламе» являются специальными по отношению к нормам Земельного кодекса Российской Федерации, в силу чего положения статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающие заключение договоров аренды земельных участков без проведения торгов, не применяются к отношениям по заключению договоров аренды земельных участков для размещения рекламных конструкций.

 

 

Отдел судебной и правовой работы