Анализ конкуренции на розничных рынках дизельного топлива на территории Кемеровской области

Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива на территории  Кемеровской области.

 

Общие положения

 

Анализ розничного рынка дизельного топлива проведён в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке»,  утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок) и «Методическими указаниями по подготовке аналитического отчета о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива» (далее – Методические указания).

Целью проведения анализа конкуренции  на розничных рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее - ВИНК) на территории Кемеровской области.

В качестве исходной информации Кемеровским УФАС России использованы:

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области;

- сведения, полученные от Администрации Кемеровской области;

 

Временной интервал исследования 

 

Временным интервалом исследования розничной реализации дизельного топлива на территории Кемеровской области является период с 01.04.2013 года по 01.04.2014 года. Исследование носит ретроспективный характер.

 

Продуктовые границы рынка

 

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована в группе 50.50 «Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ  305-82 «Топливо дизельное. Технические условия» распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники, получаемое при переработке нефти и газовых конденсатов, а также для поставок для экспорта.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 0С и выше; З (зимнее) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 0С и выше (температура застывания топлива не выше минус 350С) и 300С и выше (температура застывания топлива не выше минус 450С); А (арктическое) – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 500С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (ГОСТ 1510).

Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов и покупателей при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляют собой один товар.

Брендированное дизельное топливо различных марок (Ultimate, Pulsar, V-Power, G-Drive, Экто и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу.

Также, в целях исключения взаимозаменяемости дизельного и газового топлива следует отметить, что для работы автомобиля на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка. К существенным недостаткам газобаллонных автомобилей можно отнести уменьшение грузоподъемности автомобиля и повышение его пожароопасности. Нельзя не учитывать тот факт, что расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер и на отдельных территориях отсутствует возможность заправки данным видом топлива.

 

Географические границы  рынка

 

Особенностью условий приобретения дизельного топлива при его розничной реализации является фиксированное место его продажи, т.е. автозаправочные станции (АЗС).

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с пунктом 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Географические границы товарных рынков локализованы с учетом экономико-географического положения, автотранспортной инфраструктуры, маршрутов регулярного движения автотранспорта, организационно-транспортных схем приобретения их на розничном рынке потребителями (т.е. расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС).

Географические границы исследуемого рынка розничной реализации дизельного топлива определены как административно-территориальные границы Кемеровской области.

 

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

 

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по розничной торговле автомобильными бензинами на АЗС единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного использования.

Покупателями на розничных рынках дизельного топлива являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Согласно пункту 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (далее - потенциальные продавцы).

В исследуемый период на территории Кемеровской области функционировало порядка 430 АЗС, принадлежащих более чем 100 розничным продавцам, большинство из которых – это предприниматели без образования юридического лица, имеющих одну - две  автозаправочные станции, около 30 розничных продавцов нефтепродуктов являются владельцами трёх и более АЗС.

В связи с реорганизацией системы ведения бизнеса в группе компаний ОАО «Газпром нефть» деятельность, связанная с розничной реализацией нефтепродуктов на территории Кемеровской области, с 15.07.2013 г. осуществляется ОАО «Газпромнефть - Новосибирск».

В состав крупных участников розничной реализации автомобильного бензина на территории Кемеровской области входят следующие  хозяйствующие субъекты: ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» («***» АЗС), ООО «Перекрёсток Ойл» («***» АЗС), ООО «Кузбасский деловой союз» («***» АЗС), ООО «Тринити» («***» АЗС), ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» («***» АЗС), а также ООО «НК-Нефтепродукт» («***» АЗС) и ООО «НК-Нефть» (14 АЗС).

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке автомобильных бензинов на территории Кемеровской области представлен в Таблице №1.

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, действующих  на  рынке

 

Согласно пункту 6.1. Порядка основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 6.2. Порядка объем рынка за анализируемый период определяется как сумма объемов продаж (поставок) соответствующего вида нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке в пределах установленных географических границ рынка.

Расчёт объёма товарного рынка и долей его участников производился на основании данных полученных от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию на рынке нефтепродуктов через АЗС на территории Кемеровской области (Таблица 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Таким образом, ОАО «Газпром нефть» в лице  ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть – Новосибирск» занимает доминирующее положение на  розничном  рынке дизельного топлива на территории Кемеровской области.

 

Определение уровня  концентрации  товарного рынка

 

В соответствии с Порядком для определения концентрации товарного рынка были произведены расчеты коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) розничного рынка дизельного топлива:

 

ДТ: Cr3= «***»% + «***»% + «***»% = «***»%

 

HHI = «***» + «***» + «***» = «***»

 

В соответствии со значением коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана за период с 01.04.2013г. по 01.04.2014г., который находятся в границах 70%< Cr <100% или 2000< HHI <10000, можно сделать вывод о том, что розничный рынок дизельного топлива на территории Кемеровской области являются высококонцентрированными с неразвитой конкуренцией.

Определение барьеров входа на  товарный рынок

        

Основными барьерами входа на рынок розничной реализации дизельного топлива новых участников и увеличения объемов реализации уже присутствующих участников рынка являются:

1.      Экономические ограничения:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- транспортные ограничения (инфраструктура транспортировки нефтепродуктов);

- удаленность географического расположения нефтеперерабатывающих предприятий;

- сложность в приобретении нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих предприятий;

-  ограниченность доступа к системе нефтехранения.

2. Административные ограничения:

- трудности в получении земельных участков;

- условия лицензирования;

- экологические ограничения;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- стандарты, предъявляемые к качеству.

3. Наличие на рынке  вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов (ВИНК ОАО «Газпром нефть», ВИНК ОАО «Татнефть», ВИНК НК Роснефть) создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка.

Оценка состояния конкуренции на рынке

 

Розничный рынок дизельного топлива на территории Кемеровской области представлен широким кругом продавцов от крупных и средних предприятий до индивидуальных предпринимателей. Однако данный товарный рынок характеризуется как рынок с неразвитой конкуренцией.

В состав крупных участников розничной реализации нефтепродуктов (автомобильного бензина) на территории Кемеровской области  входят 5 хозяйствующих субъектов: ОАО «Газпром нефть» в лице  ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» («***» АЗС), ООО «Перекрёсток Ойл» («***» АЗС), ООО «Кузбасский деловой союз» («***» АЗС), ООО «Тринити» («***» АЗС), ООО «Татнефть-АЗС-Сибирь» («***» АЗС), а также ООО «НК-Нефтепродукт» («***» АЗС) и ООО «НК-Нефть» («***» АЗС).

За отчетный период на АЗС Кемеровской области было реализовано 340233285 л. дизельного топлива. Лидером по объемам реализации дизельного топлива является в лице  ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск», доля рынка хозяйствующего субъекта составляет «***»% от общей доли реализации дизельного топлива в Кемеровской области.

Главное преимущество компании является широкая сеть АЗС, расположенных по всей территории Кемеровской области, а также бесперебойные поставки нефтепродуктов. Кроме того, ОАО «Газпром нефть» в лице ЗАО «Газпромнефть – Кузбасс» и ОАО «Газпромнефть-Новосибирск» использует программы лояльности для клиентов («Нам по пути», «Шахтерский край», «Шахтерская слава»). Кроме того реализует различные рекламные акции с целью стимулирования продаж топлива и сопутствующих товаров, в том числе с целью привлечения новых клиентов.

На розничном рынке дизельного топлива на территории Кемеровской области ООО «Кузбасский деловой союз» активно развивает сеть АЗС «ЛУКОЙЛ». Количество АЗС по сравнению с 2012 годом увеличилось на «***» АЗС, в настоящее время  составляет - «***» АЗС, кроме того существенно увеличилась доля на рынке. На АЗС ООО «Кузбасский деловой союз» реализует современные виды топлива ЭКТО и стандарта Евро,

Для привлечения клиентов владельцы АЗС используют рекламу в средствах массовой информации, наружную рекламу фирменную символику и логотипы (бренды), предоставляют услуги персонала по заправке автомобиля. На некоторых АЗС предлагаются те или иные виды скидок для частных лиц или организаций, за наличный или безналичный расчет.

Развитию конкуренции на рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на территории Кемеровской области может способствовать:

- строительство новых АЗС иными участниками рынка и расширение уже существующих сетей;

-  улучшение качества обслуживания в сфере розничной реализации нефтепродуктов;

- установление цен различного уровня на одни и те же  нефтепродукты;

- расширение функциональности сетей заправочных станций, дополнение продажи топлива услугами (мойка, магазин, ресторан быстрого обслуживания и т.д.).

 

Предложение, вынесенное на Комиссию:

 

На основании Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 №896, административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов, утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №6, считаем необходимым:

- В связи с реорганизацией  ЗАО «Газпромнефть - Кузбасс» внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов.