НЕЧИТАЕМОСТЬ в тексте рекламы отрицательно сказывается на ИНТЕРЕСАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Любая организация в нашем современном мире заинтересована в двигателе прогресса - рекламе,  используя при этом разные способы ее размещения -  телевидение, радио, газеты, журналы, транспортные средства, наружная реклама.

Однако, проблема доведения информации до потребителя на сегодняшний день крайне актуальна, как показывает практика в большинстве случаев из рекламных материалов потребители не получают информацию о рекламируемом товаре (работе, услуге) в доступной форме и в полном объеме.

Использование рекламодателем разного размера шрифта (когда сведения о наиболее привлекательных для рекламодателей условиях указаны в тексте рекламы  КРУПНЫМ ШРИФТОМ на фоне остальной информации,     а сведения об иных условиях оказания услуг, как правило, сообщаются МЕЛКИМ НЕЧИТАЕМЫМ ШРИФТОМ), а также использование определенного сочетания цветов шрифта и фона иногда не только  затрудняют восприятие рекламы, а иногда даже исключают возможность прочтения потребителем всего объема размещенной рекламы.

Это приводит к искаженному восприятию и может обмануть сформированные такой рекламой ожидания. Ведь рекламодатели, как правило, отражают крупным и ярким шрифтом только привлекательные для потенциальных потребителей условия, например банковских вкладов, кредитов и т.п.

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации  в своем постановлении отметил, что включение рекламодателем в текст рекламы адреса и телефонов для уточнения подробностей о рекламируемой банковской услуге не может свидетельствовать о соблюдении требования законодательства относительно размещения в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение по поводу рекламируемого продукта.  Важна не только информация, привлекательная для потребителя рекламы, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у этого потребителя.

Сформировавшаяся практика арбитражных судов в последние годы показала, что суды придерживаются практически единой позиции по вопросу «МЕЛКОГО ШРИФТА» в рекламе, а именно: поддерживают позицию территориальных органов ФАС России в том, что шрифт текста и цветовое исполнение рекламы должны позволять потребителю прочитать весь объем размещенной информации.

По мнению судов, несмотря на формальное наличие в рекламе информации, форма представления сведений (неодинаковый размер шрифта, сочетание цветов шрифта и фона, исключающие возможность прочтения рекламы) такова, что она не может восприниматься потребителями и по существу в рекламе отсутствует.

Таким образом, НЕОБХОДИМО, чтобы в рекламе - текст, высота расположения текста, цвет фона, размер, вид шрифта,  ограничение времени считывания информации, угол зрения, освещенность в полной мере воспринимались потребителями рекламы, а текстовое наполнение и шрифт рекламы, в том числе и на телевидении, должны быть такими, чтобы зритель успевал полностью прочесть и осмыслить предлагаемую ему информацию.

Следовательно, при изготовлении, размещении рекламы следует обратить внимание на шрифт, цвет всех существенных условий, а не только печатать крупным шрифтом те условия, которые выгодны рекламодателям для привлечения внимания потребителей, а все остальные нечитаемым, мелким шрифтом,  поскольку, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителями (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей.

В 2013году  Кемеровским УФАС России  было рассмотрено 4 дела «по нечитаемости», вынесены решения о признании рекламы ненадлежащей, выданы предписания об устранении нарушений, которые были исполнены, виновные лица, были привлечены к административной ответственности, штрафы уплачены. Одно постановление о наложении штрафа было обжаловано хозяйствующим субъектом в Арбитражный суд  г. Санкт-Петербург, впоследствии оно было признано законным и обоснованным, после чего штраф был уплачен. 

В 2014г. было рассмотрено одно аналогичное дело, вынесено решение о признании рекламы ненадлежащей  и  одно дело находится в стадии рассмотрения.

  Частью 1 статьи 14.3 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Уважаемые субъекты рекламного рынка, Вы все в своем деле профессионалы, каждый заботится о репутации своей организации, строго следит, чтобы ни в одном источнике не упоминалась Ваша организация в неблагоприятном контексте. Все верно, так и должно быть! А для того, чтобы и ПОТРЕБИТЕЛЬ давал положительную оценку деятельности Вашей организации, Кемеровское УФАС России призывает  Вас к чувству повышенной ответственности, уважению по отношению к потребителям рекламы! 

 

Отдел рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков