Анализ конкуренции на рынке производства и оптовой реализации куриного мяса предприятиями-производителями на территории Кемеровской области

Анализ

конкурентной среды на рынке производства и оптовой реализации  собственного  куриного  мяса предприятиями – производителями на территории  Кемеровской области.

         По инициативе Кемеровского УФАС России проведен анализ  конкурентной среды на рынке производства и оптовой реализации собственного куриного мяса предприятиями – производителями в географических границах Кемеровской области.

         При проведении анализа рынка производства и оптовой реализации собственного куриного мяса,  Кемеровское УФАС России руководствовалось приказом ФАС России  от 28.04.2010 года № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа) и Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

        Целью проведения исследования является определение состояния конкурентной среды на вышеуказанном товарном рынке.

        Для  проведения данного исследования  использовалась  информация:

     -    территориального органа Федеральной государственной статистики  по Кемеровской области;

 - департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;

     - хозяйствующих субъектов (предприятий - производителей), осуществляющих производство и оптовую реализацию мяса куриного.

Временной  интервал  исследования товарного рынка

        Временной интервал определен с учетом требований Порядка проведения анализа, а также цели исследования.

        Для оценки особенностей данного товарного рынка определен временной интервал исследования с 01.01.2012 года по  31.12.2013 года.

Продуктовые границы товарного рынка

        В соответствии с пунктом 3.1. раздела III Порядка проведения анализа определение продуктовых границ – это процедура выявления товара (работы, услуги), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

        Продуктовые границы  данного товарного рынка определены  как производство и оптовая реализация собственного куриного мяса.

        Данному виду деятельности соответствуют: код по ОКВЭД – 15.12 «Производство мяса сельскохозяйственной птицы и кроликов», код по ОКВЭД – 51.32.12 «Оптовая  торговля  мясом птицы, включая субпродукты».

        Предметом анализа выбрано – мясо куриное в целом, включая парное, охлажденное, подмороженное, замороженное.

         Мясо куриное относится к твердым пищевым продуктам, имеющим различные сроки хранения, от нескольких дней до нескольких месяцев, отдельные виды которого могут транспортироваться на значительные расстояния.

         Рассматриваемая группа продуктов питания товаров – заменителей не имеет, поскольку мясо куриное относится к социально значимой группе продуктов питания, находится в низко ценовом сегменте по отношению к другим видам мяса и мяса птицы и не может быть ими заменено. Ценовой спрос на мясо куриное является неэластичным, т.к. данный продукт является продуктом повседневного спроса населения и при росте цен на него снижение спроса будет незначительным.        

Географические границы товарного рынка

        Процедурой определения географических границ товарного рынка в соответствии с пунктом 4.1. раздела IV Порядка проведения анализа является определение границ территории, на которой приобретатель (покупатель) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами.

        Географические границы исследуемого товарного рынка – рынка производства и оптовой реализации собственного куриного мяса определены административными границами субъекта Российской Федерации - Кемеровской области.      

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

        Согласно пункту 5.1. раздела V Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

        Состав  участников рынка определен, исходя из того, что основным видом деятельности хозяйствующего субъекта является производство и оптовая реализация всех видов собственного куриного мяса на территории Кемеровской области, что соответствует вышеуказанным кодам «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности».

        Продавцами на исследуемом рынке являются юридические лица – предприятия занимающиеся производством и оптовой реализацией собственного куриного мяса.

        По данным Территориального органа Федеральной государственной статистики по Кемеровской области производство и оптовую реализацию собственного мяса куриного в вышеназванных географических границах осуществляют  12   предприятий – производителей.  

         Установлено, что  ООО «Кузбасский бройлер» и ИП Волковвходят в одну группу лиц на основании пунктов 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Так, ИП Волков имеет в силу своего участия  в

 

ООО «Кузбасский бройлер», <…> % долей в уставном капитале данного хозяйственного общества по состоянию на 01.08.2014 г.

         Волков(ИНН 424100019207) является генеральным директором ООО «Кузбасский бройлер».

  Таким образом, ООО «Кузбасский бройлер» и ИП Волков(далее – группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер»), следует рассматривать как один хозяйствующий субъект в части производства и оптовой реализации собственного мяса куриного.                                                                                                                   

Покупателями  на исследуемом  рынке являются юридические лица, прежде всего торговые сети, другие предприятия розничной торговли, предприятия оптовой торговли, предприятия изготавливающие продукцию из мяса куриного, предприятия общественного питания, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю.

Расчёт объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

         Согласно пункту 6.3. раздела VI Порядка проведения анализа доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

         В соответствии с пунктом 6.4. раздела VI Порядка проведения анализа доля группы лиц на соответствующем товарном рынке определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

         Количественной  характеристикой  объемов рынка производства  и оптовой реализации собственного мяса куриного  в  продуктовых   и  географических границах рассматриваемого рынка в натуральном  выражении являются объемы производства и реализации данной продукции.

         Для  определения объемов товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынке производства и оптовой реализации собственного мяса куриного на территории Кемеровской области  использовались следующие данные:

           - объем производства и объем оптовой реализации собственного мяса куриного на территории Кемеровской области в целом в 2012 году и 2013 году (в натуральном выражении);

          - объем производства мяса куриного за 2012, 2013 годы по каждому хозяйствующему субъекту (в натуральном выражении);

          - объем оптовой реализации собственного мяса куриного за 2012, 2013 годы по каждому хозяйствующему субъекту (в натуральном выражении).

          Расчет  объема товарного рынка производства и оптовой реализации собственного мяса куриного был произведен на основе данных полученных от крупных и средних хозяйствующих субъектов производящих и реализующих собственное мясо куриное в границах Кемеровской области, включающих объемы производства и оптовой  реализации собственного мяса куриного на каждом конкретном предприятии.

         Кемеровское УФАС России  при определении доли  предприятий по производству и оптовой реализации собственного мяса куриного руководствовалось натуральными показателями объемов производства и оптовой реализации данной продукции.                                

        Общие объемы производства и оптовой реализации собственного мяса куриного предприятиями - производителями в  исследуемых  географических  границах  определяются как сумма объемов производства или сумма объемов реализации всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данном  рынке.

        Рынок производства

         В целом  за 2012 год объем производства мяса куриного в границах территории Кемеровской области  составил  18377,8 тонн,  а за  2013 год – 21914,8 тонн.

         Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение объема произведенной им продукции на данном товарном рынке  к общему объему производства продукции на соответствующем рынке. В анализируемом случае доля   хозяйствующего  субъекта   определяется    как   отношение    объема  произведенного куриного мяса,  каждым хозяйствующим субъектом к общему объему произведенного всеми предприятиями, осуществляющими свою деятельность на территории  Кемеровской  области, куриного мяса.           

          Анализ указанной таблицы позволил установить, что у трёх наиболее крупных хозяйствующих субъектов, а именно: группы лиц ИП Волков-               ООО «Кузбасский бройлер», ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» и ЗАО «Кузбасская птицефабрика»  в 2012 году имели доли от <…> до <…>, а в 2013 году – от <…> до <…>, т.е. диапазон изменения долей в течение длительного времени (двух лет) подвержен малозначительным изменениям.      

        Согласно проведенному расчету наибольшая доля в производстве куриного мяса в 2012 и 2013 годах на территории Кемеровской области, а именно <…> и <…> соответственно принадлежала группе лиц в составе     ИП Волков, ООО «Кузбасский бройлер». 

         Следует отметить, что доля группы лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер» в общем объеме производства мяса куриного в Кемеровской области   в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на <…>, в то время как доля  ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» снизилась на <…>, а доля ЗАО «Кузбасская птицефабрика» снизилась  за аналогичные периоды на <…>. ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» с 18.09.2014 г. находится в стадии ликвидации.

Совокупная доля  группы лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер», ЗАО «Кузбасская птицефабрика», ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» на исследуемом рынке  в  2012 году составила <…>, а в 2013 году составила <…> в общем  объеме производства данной продукции в рассматриваемых географических границах.

         Таким образом,  в 2013 году по сравнению с 2012 годом на рынке производства мяса куриного в географических границах данного рынка наблюдается  рост совокупной доли трех вышеназванных хозяйствующих субъектов, что свидетельствует об увеличении экономической концентрации   данного рынка.   

         Проанализировав ситуацию на рынке производства мяса куриного за 2012 и 2013 годы, Кемеровское УФАС России установило:

         1)  в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции   доминирующее положение среди предприятий – производителей   на   данном   рынке  в  пределах   территории   Кемеровской  области    занимает   группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер», т. к.  её   доля  превышает  <…>; 

        2) в соответствии с частью  3  статьи  5 Закона о защите  конкуренции каждый из хозяйствующих субъектов:  группа лиц ИП Волков-  ООО «Кузбасский бройлер», ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» и ЗАО «Кузбасская птицефабрика» занимает  доминирующее   положение на рынке производства мяса куриного на территории  Кемеровской области,  поскольку в совокупности выполняются следующие условия:

         - совокупная доля вышеуказанных хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке, превышает <…>;

         - относительные размеры  долей данных хозяйствующих субъектов в течение 2 лет подвержены малозначительным изменениям;

         - производимый ими товар (куриное мясо) не может быть заменен другими товарами.

          На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что  товарный рынок производства куриного мяса в Кемеровской области находится в состоянии коллективного доминирования.

Рынок реализации

          В целом  за 2012 год объем оптовой реализации собственного мяса куриного предприятиями-производителями  на   территории    Кемеровской   области   составил  13201,8 тонн,  а за  2013 год – 15368,7 тонн.

         Доли исследуемых предприятий осуществляющих оптовую реализацию собственного мяса куриного  рассчитаны, исходя из величин  натуральных показателей. 

         Доля хозяйствующего субъекта определяется как отношение объема реализованной им продукции на данном товарном рынке  к общему объему реализации на соответствующем рынке. В анализируемом случае доля   хозяйствующего  субъекта   определяется    как   отношение    объема  реализованного мяса куриного каждым хозяйствующим субъектом к    общему  объему    реализованного всеми предприятиями-производителями собственного мяса куриного на территории  Кемеровской области.

         Анализ вышеуказанной таблицы позволил установить, что три хозяйствующие субъекта, а именно: группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер», ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» и ЗАО «Кузбасская птицефабрика»  в  2012 году имели доли от <…> до <…>,  а  в  2013 году – от <…> до <…>, т.е. диапазон изменения долей в течение длительного времени (двух лет) подвержен  малозначительным изменениям.

          Согласно проведенному расчету наибольшая доля в оптовой реализации собственного куриного мяса в 2012 и 2013 годах на территории   Кемеровской области, а именно <…> и <…> соответственно принадлежала группе лиц в составе ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер». 

         Следует отметить, что доля группы лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер» в общем объеме оптовой реализации собственного куриного мяса  в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросла на <…>, в то время как доля ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» в оптовой реализации собственного куриного мяса за аналогичные  периоды  снизилась на <…>.

         Совокупная доля  группы лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер», ЗАО «Кузбасская птицефабрика», ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» на исследуемом рынке  в  2012 году составила   <…>, а в 2013 году составила   <…> в общем  объеме оптовой реализации данной продукции в рассматриваемых географических границах.                                                           

         Таким образом, в 2013 году по сравнению с 2012 годом на рынке  оптовой реализации собственного куриного мяса в географических границах данного рынка наблюдается рост совокупной доли трех вышеназванных хозяйствующих субъектов, что свидетельствует об увеличении экономической концентрации исследуемого рынка.

         Оптовая реализация мяса куриного произведенного группой лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер» в исследуемом периоде осуществлялась в основном в городах Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск.

         Оптовая реализация мяса куриного произведенного  ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» в 2012-2013 годах осуществлялась в городах Кемерово, Топки, Юрга, Анжеро-Судженске, пгт. Яшкино, Промышленное.

         ЗАО «Кузбасская птицефабрика» в вышеуказанном периоде осуществляло оптовую реализацию собственного мяса куриного в городах Новокузнецк, Мыски, Междуреченск, Осинники, Таштагол, Прокопьевск, Киселевск, Калтан.

          Проанализировав ситуацию на рынке оптовой реализации собственного куриного мяса за 2012 и 2013 годы, Кемеровское УФАС России  установило:

          1) в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение среди предприятий - производителей   осуществляющих оптовую реализацию собственного куриного мяса на территории   Кемеровской  области занимает группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер», т. к.  её   доля  превышает  <…>;   

          2)  в  соответствии  с  частью  3 статьи   5  Закона о защите конкуренции  каждый из хозяйствующих субъектов: группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер»,  ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» и ЗАО «Кузбасская птицефабрика» занимает  доминирующее   положение  на товарном рынке оптовой реализации собственного куриного мяса на территории Кемеровской области, поскольку в совокупности выполняются следующие условия:

           - совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов на данном товарном рынке, превышает <…>;

           - относительные размеры  долей данных хозяйствующих субъектов в течение 2 лет подвержены малозначительным изменениям;

           - реализуемый ими товар (куриное мясо) не может быть заменен другими товарами.   

          На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что  товарный рынок оптовой реализации собственного куриного мяса предприятиями – производителями находится в состоянии коллективного доминирования.

           Кемеровским УФАС России установлено, что большая разница между объемом производства и объемом оптовой реализации собственного куриного мяса на территории Кемеровской области объясняется тем, что например: значительная часть произведенного группой лиц ИП Волков-            ООО «Кузбасский бройлер» куриного мяса идет на нужды собственного производства мясопродуктов и колбасных изделий, а основная часть  произведенного ООО «Птицефабрика Инская» куриного мяса реализуется за пределами территории Кемеровской области.   

Определение уровня концентрации товарного рынка

производства

Для определения уровня концентрации рынка производства мяса куриного, используются: коэффициент рыночной концентрации  и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на этом товарном рынке, а именно:  в 2012, 2013 годах - это группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер», ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер» и ЗАО «Кузбасская птицефабрика».                         

          В соответствии с полученными значениями коэффициента         рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана можно определить уровень концентрации товарного рынка производства куриного мяса в географических границах Кемеровской области как высокий.  Анализ динамики показателей  уровня концентрации товарного рынка  позволяет установить рост концентрации и снижение уровня  конкуренции  рынка производства  куриного мяса в Кемеровской области. 

Определение уровня концентрации товарного рынка

оптовой реализации

          Для определения уровня концентрации рынка оптовой реализации мяса куриного, используются: коэффициент рыночной концентрации  и индекс  рыночной  концентрации   Герфиндаля- Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации  рассчитан для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, а именно: в 2012, 2013 годах - это группа лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер»,  ООО «Птицефабрика «Колмогоровский бройлер»      и ЗАО «Кузбасская птицефабрика».

          В соответствии  с полученными значениями коэффициента рыночной концентрации  и  индекса   рыночной  концентрации   Герфиндаля-Гиршмана

можно определить уровень концентрации товарного рынка оптовой реализации собственного куриного  мяса в географических границах Кемеровской области как высокий. Анализ динамики показателей уровня концентрации исследуемого товарного рынка позволяет установить  рост концентрации и снижение развития на нем конкуренции.   

Определение  барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1. раздела VIII Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке включает:

- выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

- определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Исследуемый товарный рынок характеризуется наличием на нем барьеров входа. Так, основными барьерами входа на данный рынок, оказывающими на него наиболее существенные ограничения являются экономические барьеры. К экономическим барьерам прежде всего относятся, преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка,  по затратам на единицу продукции, по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с покупателями, а также необходимость значительных первоначальных капитальных вложений (сооружения, оборудование, приобретение цыплят, кормов, вакцин и т.д.) в период  входа на данный товарный рынок при длительных сроках их окупаемости.

Выводы

В результате проведенного  анализа рынка производства и оптовой реализации предприятиями-производителями  собственного куриного мяса   на территории  Кемеровской области:

1) выявлена группа лиц в составе: ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер»;

        2) установлено доминирующее положение  группы лиц ИП Волков- ООО «Кузбасский бройлер» на товарном рынке производства куриного мяса с долей  в 2012 году <…> и долей в 2013 году <…>, а также доминирующее положение вышеназванной группы лиц на товарном рынке оптовой реализации собственного куриного мяса с долей  в 2012 году <…> и долей в 2013 году <…>;   

        3)  выявлено  3  хозяйствующих   субъекта, каждый из которых занимает доминирующее положение на вышеуказанном товарном рынке и определены их доли в общем объеме производства куриного мяса. Общая совокупная доля данных хозяйствующих субъектов на рынке производства куриного мяса составила в 2012 году <…>, в 2013 году – <…>, на рынке оптовой реализации данной продукции в 2012 году <…>, в 2013 году – <…>, 

        4) определено, что рынок производства и оптовой реализации предприятиями-производителями собственного куриного мяса в географических границах Кемеровской области является высококонцентрированным с  недостаточно развитой конкуренцией;  

        5)  определена тенденция изменения конкуренции на  вышеуказанном товарном рынке, а именно снижение уровня развития конкуренции в результате роста концентрации рынка.