Запрет на злоупотребление доминирующим положением в новой редакции
05 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменения коснулись, в том числе, положений статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которая устанавливает запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Согласно измененной редакции абзаца 1 части 1 этой правовой нормы запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Таким образом, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением распространяется исключительно на действия, которые осуществляются в отношении других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Это важно: обращения граждан, содержащие сведения о нарушении хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, правил технологического присоединения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, подлежат направлению в Кемеровское УФАС России для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 9.21 КоАП РФ. |
Следовательно, начиная с 05.01.2016 года, Кемеровское УФАС России не вправе в рамках Федерального закона «О защите конкуренции» применять какие-либо меры принуждения к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, которые ограничивают (ущемляют) интересы конкретных потребителей – физических лиц (за исключением предпринимателей).
Гражданин, интересы которого были ущемлены действиями хозяйствующего субъекта в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, должен пользоваться правами, предусмотренными ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Функции государственного надзора в области защиты прав потребителей осуществляет Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (руководитель - Евгений Иванович Окс, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 24).
Региональный государственный жилищный надзор на территории Кемеровской области осуществляется Государственной жилищной инспекцией Кемеровской области (руководитель - Гайденко Ирина Викторовна, г. Кемерово, пр. Советский, 60).
Органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки (Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493). Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:
· жилым помещениям, их использованию и содержанию;
· содержанию общего имущества в многоквартирном доме;
· порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение;
· порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением;
· учету жилищного фонда;
· порядку переустройства и перепланировки жилых помещений;
· определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
· управлению многоквартирными домами;
· выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
· установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;
· раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами;
· созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов;
· предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
· созданию и деятельности советов многоквартирных домов;
· определению размера и внесению платы за коммунальные услуги;
· обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов;
· деятельности специализированных некоммерческих организаций по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
· порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
· формированию фондов капитального ремонта.
Кемеровское УФАС России