Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Киселевск за 2015 год

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

 

Аналитический отчет по результатам проведённого анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Киселевск за 2015год.

 

Общие положения

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Киселевск проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее – Порядок анализа рынка), и в соответствии с пунктом 2.3 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 №790/14 (далее – План работы), а так же в соответствии с методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению, направленных письмом ФАС России №АГ/4283/15 от 30.01.2015 г.

Целью проведения анализа является установление доминирующего положения теплоснабжающих организаций (в том числе единой теплоснабжающей организации), теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

При анализе в качестве исходной информации были использованы:

- сведения, полученные от государственных органов – Региональной энергетической комиссии Кемеровской области;

- сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по теплоснабжению;

- данные ранее проведенного антимонопольным органом исследования состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.

 

Временной интервал исследования

 

В соответствии с Планом работы временным интервалом исследования рынка услуг по теплоснабжению 2015 год.

 

Продуктовые границы товарного рынка

 

Согласно пункту 3.4 Порядка анализа рынка, определение товара может быть проведено на основе:

-        условий договора, заключенного в отношении товара;

-        разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;

-        нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

-        общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и  иных способов, позволяющих однозначно определить товар.

В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Согласно части 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Таким образом, в соответствии с ГК РФ услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергией.

В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.

Потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей);

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) относится к разделу Е «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды»,  подклассу 40.3 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)».

Процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Предметом договорных отношений могут быть как отдельное действие, так и несколько последовательных действий, составляющих процесс теплоснабжения.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка является услуга теплоснабжения конечного потребителя, включающая производство, передачу, сбыт тепловой энергии.

Тепловая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

Географические границы товарного рынка

 

Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и, как правило, требует значительных расходов.

Учитывая изложенное, в соответствии с методическими рекомендациями, географическими границами исследуемого рынка принимаются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги теплоснабжения или транспортировки тепловой энергии в административных границах городского округа Киселевск.

В соответствии с п. 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. №808 (далее – Правила организации теплоснабжения) организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации, в том числе в случае принятия арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом

Согласно постановлению Администрации Киселевского городского округа от 16.02.2015 г. №24 «Об утрате статуса единой теплоснабжающей организации», организация МП «ГТХ» утрачивает статус единой теплоснабжающей организации, в связи с решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2015 г. по делу №А27-13895/2014, о признании МП «ГТХ» банкротом.

Вместе с тем в соответствии с п.18 Правил организации теплоснабжения, организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительств.

Зона деятельности единой теплоснабжающей организации МП «ГТХ» - район Зеленая Казанка и п. Карагайлинский.

 

 

Состав хозяйствующих субъектов действующих на рынке

 

По данным, представленным Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в административных границах городского округа г. Киселевск в 2015 г. действовало 9 хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство  и (или) продажу конечным потребителям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), а также передачу тепловой энергии (Таблица №1).

Информация о хозяйствующих субъектах, осуществляющих производство тепловой энергии для дальнейшей перепродажи, представлена в Таблице №2.

Среди покупателей на исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы потребителей:

- население и организации, потребляющие тепловую энергию для коммунально-бытовых нужд, в том числе управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, иные лица, приобретающие коммунальный ресурс тепловую энергию для оказания коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.

- теплоснабжающие организации, использующие тепловую энергию для приготовления горячей воды для поставки по централизованным системам горячего водоснабжения для оказания коммунальной услуги горячего водоснабжения;

- организации, использующие тепловую энергию для производственных нужд.

Наиболее распространенными схемами предоставления услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Киселевск являются:

- схема предоставления услуг теплоснабжения с использованием собственных (арендованных) сетей;

- схема сбыта тепловой энергии через перепродавца.

 

Постановлением РЭК Кемеровской обл. от 20.01.2015 № 2 установлена плата за подключение к системам теплоснабжения для потребителей, с подключаемой тепловой нагрузкой объекта капитального строительства, не превышающей 0,1 Гкал/ч, на территории Кемеровской области, в размере 550 руб. (с НДС).

 

 

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов

 

Расчет общего объема товарного рынка осуществляется на основании объема тепловой энергии, реализованной конечным потребителям, выраженного в Гкал.

Результаты расчетов объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов представлены в Таблице №3.

Результаты расчетов показали, что в административных границах городского округа Киселевск большую долю рынка занимают три хозяйствующих субъекта:

МП «ГТХ» - 30,21 %;

ООО «Тепло» - 29,62 %;

ООО «Киселевская объединенная тепловая компания» - 24,57 %.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Согласно Анализу состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Киселевск в 2013 и 2014 гг. в административных границах городского округа Киселевск деятельность по производству, передаче и сбыту тепловой энергии осуществляли три хозяйствующих субъекта, при этом два хозяйствующего субъекта, а именно МП «ГТХ» - 60,8;                   ООО «Киселевская объединенная тепловая компания» - 35,7 были признаны как хозяйствующие субъекты занимающие доминирующее положение в административных границах городского округа Киселевск.

В 2015 г. ситуация на рынке теплоснабжения в пределах административных границ городского округа Киселевска изменилась, на рынок теплоснабжения вышли  еще шесть хозяйствующих субъектов, в связи с чем основная доля рынка разделилась между тремя хозяйствующими субъектами, указанными выше.

 
Определение уровня  концентрации  товарного рынка

 

В соответствии с Порядком для определения концентрации товарного рынка были произведены расчеты коэффициента рыночной концентрации (Crn) и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рынка услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Киселевск в 2015 г.

1.      Коэффициент рыночной концентрации Cr3 в 2015 году:

           Cr3 = 30,21 % + 29,62 % + 24,57  = 84,40%

2.      Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана HHI в 2015 году:

HHI = 912,64 + 877,34 + 603,68 + 0,03 + 0,27 + 3,57 + 105,27 + 7,24   = 20510,04

 

В соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, которые находятся в границах        70%≤ Cr3 ≤100% или 2000≤ HHI ≤10000, можно сделать вывод о том, что рынок услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Киселевск является высококонцентрированным с неразвитой на нем конкуренцией. 

Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Рынок  услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа г. Киселевск является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией и характеризуется наличием следующих барьеров вхождения на этот товарный рынок:

1) экономические барьеры:

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой тепловой энергии.

2) технологические барьеры:

- отсутствие автоматизированной системы контроля.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Проведенный анализ показал, что в административных границах городского округа Киселевск деятельность по производству, продаже конечным потребителям произведенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя осуществляли 9 хозяйствующих субъектов.

Информация о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период, утверждаемых РЭК по Кемеровской области представлена в Таблице №4.

В соответствии с п. 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 г. №808 (далее – Правила организации теплоснабжения) организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации, в том числе в случае принятия арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом

Согласно постановлению Администрации Киселевского городского округа от 16.02.2015 г. №24 «Об утрате статуса единой теплоснабжающей организации», организация МП «ГТХ» утрачивает статус единой теплоснабжающей организации, в связи с решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2015 г. по делу №А27-13895/2014, о признании МП «ГТХ» банкротом.

Вместе с тем в соответствии с п.18 Правил организации теплоснабжения, организация, утратившая статус единой теплоснабжающей организации по основаниям, предусмотренным пунктом 13 настоящих Правил, обязана исполнять функции единой теплоснабжающей организации до присвоения другой организации статуса единой теплоснабжающей организации в порядке, предусмотренном пунктами 5 - 11 настоящих Правил, а также передать организации, которой присвоен статус единой теплоснабжающей организации, информацию о потребителях тепловой энергии, в том числе имя (наименование) потребителя, место жительств.

Проведенный анализ показал, что в административных границах городского округа Киселевск большую долю рынка занимают три хозяйствующих субъекта:

МП «ГТХ» - 30,21 %;

ООО «Тепло» - 29,62 %;

ООО «Киселевская объединенная тепловая компания» - 24,57 %.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Согласно Анализу состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по теплоснабжению в административных границах городского округа Киселевск в 2013 и 2014 гг. в административных границах городского округа Киселевск деятельность по производству, передаче и сбыту тепловой энергии осуществляли три хозяйствующих субъекта, при этом два хозяйствующего субъекта, а именно МП «ГТХ» - 60,8; ООО «Киселевская объединенная тепловая компания» - 35,7 были признаны как хозяйствующие субъекты занимающие доминирующее положение в административных границах городского округа Киселевск.

В 2015 г. ситуация на рынке теплоснабжения в пределах административных границ городского округа Киселевска изменилась, на рынок теплоснабжения вышли  еще шесть хозяйствующих субъектов, в связи с чем основная доля рынка разделилась между тремя хозяйствующими субъектами, указанными выше.

Таким образом, ни один из вышеуказанных хозяйствующих субъекта не занимает доминирующее положение в административных границах городского округа Киселевск.

Лица, осуществляющие производство, продажу тепловой энергии (мощности), теплоносителя конечным потребителям в административных границах Киселевского городского округа  за утверждением платы за подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения в РЭК по Кемеровской области не обращались.   

Постановление РЭК Кемеровской обл. от 20.01.2015 № 2 установлена плата за подключение к системам теплоснабжения для потребителей, с подключаемой тепловой нагрузкой объекта капитального строительства, не превышающей 0,1 Гкал/ч, на территории Кемеровской области, в размере 550 руб. (с НДС).

Сведения о лицах, в интересах которых осуществляется  владение более чем 5% акций (долей) теплоснабжающих организаций их номинальными держателями, в том числе о таких лицах, учрежденных в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие и представление информации о юридическом лице (офшорные зоны), то есть сведения о конечных выгодоприобретателях представлены в Таблице №6.

Таблица №6.

Наименование теплоснабжающей организации (единой теплоснабжающей организации)

Наименование группы лиц, к которой принадлежит теплоснабжающая организация

Сведения о конечных выгодоприобретателях

ОАО «Знамя»

ОАО «Знамя»

- BALASER TRADING LIMITED\БАЛАСЕР ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД (Республика Кипр);

- BULEA LIMITED\БУЛЕА ЛИМИТЕД (Республика Кипр);

- PEROUSS COMPANY LIMITED\ПЕРУСС КОМПАНИ ЛИМИТЕД (Республика Кипр);

- TRAPPERS TRADING LIMITED\ТРАППЕРС ТРЕЙДИНГ ЛИМИТЕД (Республика Кипр).

 

Потребителями тепловой энергии в административных границах городского округа г. Киселевск, на долю которых приходится большая часть полезного отпуска тепловой энергии, являются жилищные организации.

Проведенный анализ показал, что рынок услуг по теплоснабжению в 2015 г. в административных границах городского округа Киселевск является высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. Экономические и технологические барьеры, существующие на данном рынке, являются трудно преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются.

Хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке теплоснабжения в административных границах городского округа Киселевск, не установлены.

 

 

Ведущий специалист-эксперт отдела ТЭК                                                   А.В. Махова

 

И.о. начальника отдела ТЭК                                                                               Г.Н. Ананьева

Файлы для скачивания

svedeniya_o_sostave_hozyaystvuyushchih_subektov.xlsx
Тип файла: xlsx
Размер файла: 0.02 МБ