ВАЖНО ЗНАТЬ рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям
С 15 июля вступила в силу норма, регулирующая особенности соблюдение требований к рекламе в период подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Эти правила устанавлены Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 6 статьи 40 ФЗ «О рекламе»).
В этом Законе предусмотрена специальная норма для обеспечения добросовестной конкуренции в связи с мероприятиями (статья 20):
1. Признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:
1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;
2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;
3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;
4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;
5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;
6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;
7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.
2. Действия Оргкомитета «Россия-2018», дочерних организаций FIFA, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, контрагентов FIFA, связанные с надлежащим исполнением соглашений, заключенных с FIFA, не признаются недобросовестной конкуренцией и не влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, при условии, что на такие действия получено письменное согласие FIFA или уполномоченного лица FIFA.
Согласно данного Федерального закона к символике чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 относится:
а) флаг FIFA, логотип, гимн, девиз FIFA;
б) официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA – «FIFA», «FIFA 2017», «FIFA 2018», «Россия 2017», «Россия 2018», а также «Кубок мира», «Чемпионат мира», «CoupeduMonde», «Mundial», «CopadoMundo», «CopadelMundo», «WM» или «Weltmeisterschaft», «Кубок Конфедераций», «ConfedCup», «CoupedesConfederations», «Copa Confederaciones», «Copa das Confederacoes», «Konfoderationen-Pokal», образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом «футбол» или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями;
в) зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний «Футбол ради надежды» и «Зеленый гол» или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA;
г) талисманы спортивных соревнований, эмблемы, плакаты, опознавательная символика, наименования мероприятий, предметы дизайна и девизы мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами;
д) произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, объекты смежных прав, содержащие указанные в настоящем пункте обозначения и объекты и предназначенные для индивидуализации мероприятий;
е) иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами.
Административная ответственность за недобросовестную рекламу предполагает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ч.1 ст. 14.3 КоАП РФ).
Компания или лицо, чьи действия будут признаны недобросовестной конкуренцией, по предписанию антимонопольного органа обязаны перечислить в федеральный бюджет полученный доход (ч. 3 ст. 51 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Если такое предписание не будет исполнено, доход, полученный, в том числе от недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
За недобросовестную конкуренцию ответственность предусмотрена статьей 14.33 КоАП РФ, в которой сумма штрафа, наложенного на юридическое лицо, может доходить до 500 тысяч рублей, а один из вариантов привлечения к ответственности должностного лица – дисквалификация.
На территории Кемеровской области по состоянию на сегодняшний день подобных нарушений не выявлено, но такая практика складывается у антимонопольных органов из других регионов:
УФАС по Волгоградской области 2 ноября 2016 года завершило рассмотрение первого дела о нарушении рекламного законодательства, связанного с незаконным использованием в рекламе символики ЧМ-2018, и признало действия рекламодателя недобросовестной конкуренцией.
Компания использовала свой товарный знак «Волма» одновременно с «Волгоград 2018», «футбол 2018» и гербом Волгограда, что создает ложное представление о причастности производителей товаров под этим брендом к матчам ЧМ-2018. В настоящее время административное дело в процессе рассмотрения.
Напомним, что матчи чемпионата мира 2018 года пройдут с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах России.