Согласование концессионных соглашений

Кемеровское УФАС России просит органы местного самоуправления учитывать настоящие рекомендации при реализации своих полномочий во избежание отказов в согласовании изменений концессионных соглашений по формальным основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Речь идет в том числе об условиях, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, на соновании конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, за исключением случаев, когда такое согласие не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2014 № 368 утверждены Правила предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения (далее – Правила), устанавливающие порядок получения согласия, а также основания для согласования либо отказа в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение.

Согласно пункту 5 Постановления № 368 для согласования изменений условий концессионного соглашения заявитель (концедент или концессионер) предоставляет в антимонопольный орган:

а)        заявление (один экземпляр);

б)        текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, согласованный концедентом и концессионером;

в)        обоснование необходимости изменения условий концессионного соглашения с приложением подтверждающих материалов и документов;

г)         решение концедента о заключении концессионного соглашения;

д)        концессионное соглашение;

е)        конкурсную документацию;

ж)       конкурсное предложение концессионера;

з)         предварительное согласие органа регулирования цен (тарифов), полученное в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, - в случае, если согласие испрашивается на изменение значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера.

В случае несоответствия заявления и документов требованиям Правил, а также непредставления или представления не всех документов, указанных в пункте 5 Правил, заявление подлежит возврату заявителю в течение 7 рабочих дней со дня регистрации в антимонопольном органе с указанием причин возврата.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что прежде, чем направить обращение об изменении условий концессионного соглашения в антимонопольный орган, концедентом должен быть согласован с концессионером текст изменений, предлагаемых к внесению в концессионное соглашение, а также указано конкретное основание для изменения условий соглашения, предусмотренное в пункте 2 Правил.

При этом перечень оснований для изменения условий соглашения является исчерпывающим, согласование изменений условий концессионного соглашения осуществляется при наличии указанных в пункте 2 Правил оснований:

а)        возникновение обстоятельств непреодолимой силы;

б)        вступление в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в связи с которыми:

  • стороны концессионного соглашения оказываются неспособными выполнить принятые на себя обязательства;
  • ухудшается положение концессионера по сравнению с тем положением, в котором он находился на момент заключения концессионного соглашения, в результате чего концессионер в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, в том числе в связи с увеличением совокупной налоговой нагрузки, установлением режима запретов и ограничений в отношении концессионера;

в)        вступление в законную силу решения суда или федерального антимонопольного органа, которым установлена невозможность исполнения концессионером или концедентом установленных концессионным соглашением обязательств вследствие решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) их должностных лиц;

г)         внесение в установленном порядке изменений в схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в связи с которыми стороны оказываются не способными выполнить принятые обязательства (в случае если предметом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем);

д)        установление регулируемых цен (тарифов), надбавок к ценам (тарифам), по которым концессионер предоставляет потребителям товары, работы, услуги, с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением.

В случае отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 2 Правил, антимонопольный орган отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения (подпункт б) пункта 14 Правил).

Антимонопольный орган также отказывает в согласовании изменений условий концессионного соглашения при установлении одного из следующих случаев:

- если со дня заключения концессионного соглашения и до дня регистрации в антимонопольном органе заявления прошло менее одного года;

- если размер расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, определенный на основании конкурсного предложения концессионера и установленный в концессионном соглашении, подлежит уменьшению;

- если объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения на каждый год срока действия концессионного соглашения, подлежит увеличению;

- если ухудшаются плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных концессионным соглашением технико-экономических показателей этих систем и (или) объектов.

Решение о согласовании либо об отказе в согласовании внесения изменений в концессионное соглашение принимается антимонопольным органом после полной и всесторонней оценки представленной заявителем информации и материалов. Оно может быть обжаловано в судебном порядке.

Стоит обратить внимание на то, что принятие актов и изменение условий концессионного соглашения без получения согласия антимонопольного органа в случаях, установленных действующим законодательством, могут быть расценены как содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

Кемеровское УФАС России