Обобщенные ответы на вопросы Публичных обсуждений 14 марта

12 мая Кемеровское УФАС России провело очередные Публичные обсуждения правоприменительной практики. Слушания прошли в формате онлайн-трансляции в сети «Интернет» (на площадке Youtube) с возможностью взаимодействия участников публичного обсуждения. До начала мероприятия поступали вопросы, с ответами на некоторые из них в обобщенном виде можно ознакомиться ниже.

 

  1. Является ли нарушением антимонопольного законодательства отсутствие активности участника на торгах? 

В законодательстве РФ отсутствуют требования к участникам торгов, обязывающие их активно участвовать в торгах, снижая либо поднимая начальную цену. Вместе с тем п.2 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, которые приводят либо могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах. Таким образом, пассивная позиция участника на торгах может вызвать вопросы у антимонопольного органа в случае, если при проведении торгов по Закону о контрактной системе начальная цена торгов практически не изменится и будет выявлена связь между участниками (подача заявок на участие в торгах с одного IP-адреса, одинаковое оформление заявок, совпадающие контактные данные, оплата задатков с одного счета и т.д.). 

 

  1. Куда необходимо направить запрос о выдаче предварительного заключения о возможности либо невозможности создания нового унитарного предприятия?

С 29 марта 2020 года территориальные органы ФАС России наделены полномочиями выдавать заключения о соответствии или несоответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. В случае направления запроса непосредственно в ФАС России, такой запрос будет перенаправлен в соответствующий территориальный орган по подведомственности. 

 

  1. Возможно ли создание унитарного предприятия в целях оказания услуг водо-, теплоснабжения и водоотведения, в случае отсутствия поданных заявок на участие в торгах на право заключения концессионного соглашения?

Частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что запрет на создание унитарных предприятий не распространяется, в том числе при осуществлении деятельности предприятия в сферах естественных монополий. В соответствии со статьей 4 ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к деятельности в сфере естественных монополий относятся услуги водо-, теплоснабжения и водоотведения.

Однако сделать окончательный вывод о возможности создания унитарного предприятия будет возможно только после рассмотрения проекта устава соответствующего предприятия, которым не должны быть предусмотрены иные виды деятельности, не подпадающие по исключения, установленные частью 1 статьи 351 Закона № 135-ФЗ.

 

  1. После выявления факта безучетного потребления электрической энергии сетевая организация составила расчет, где объем потребления электрической энергии значительно выше, чем фактическое потребление за предыдущие месяцы по показаниям прибора учета. Насколько это правомерно?

Объем безучетного потребления электрической энергии по актам определяется на основании п.п. 194-195 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, с применением расчетного способа, предусмотренного пп. «а» п. 1 приложения № 3 к Основным положениям по величине максимальной мощности энергопринимающих устройств, указанной в договоре энергоснабжения, и количеству часов за период времени, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии.

Период безучетного потребления электрической энергии (мощности) определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта (п. 195 Основных положений).

  1. Имеют ли право сетевые организации составлять акт о неучтенном потреблении электроэнергии в отсутствии потребителя?

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

При этом составляющее акт лицо прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта. В этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

  1. Были ли нарушения статьи 14.7 «разглашение информации, связанной с коммерческой тайной» в вашей практике?

В 2020 году Кемеровское УФАС России по данной норме впервые выдало предупреждение хозяйствующему субъекту о необходимости совершения действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства путем перечисления в бюджет дохода, полученного вследствие нарушения пункта 3 статьи 14.7 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в размере 47950 рублей. Предупреждение не обжаловано, исполнено в срок. 

По результатам рассмотрения данного обращения Кемеровским УФАС России в действиях ответчика были установлены признаки недобросовестной конкуренции, выразившиеся в использовании сведений, являющихся коммерческой тайной конкурента, полученными в результате недобросовестных действий сотрудника конкурента и без согласия конкурента, в результате которых ответчик получил необоснованное преимущество и причинил убытки конкуренту в виде недополученной прибыли, воспользовавшись недобросовестностью работника и клиентской базой конкурента.

 

Напомним, ответы на все вопросы, поступившие к Публичным обсуждениям или в ходе их проведения, размещены в специальном разделе сайта.

 

Пресс-служба