Требования законодательства РФ к размещению рекламы услуг кредитных потребительских кооперативов граждан в СМИ

 

Федеральным законом от 13.03.06 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту –ФЗ «О рекламе») и Федеральным законом от 18.07.2009г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее по тексту - ФЗ «О кредитной кооперации») к деятельности и  рекламе услуг кредитных потребительских кооперативах граждан (далее по тексту – КПКГ) предъявляются определенные требования.

 

Вместе с тем, КПКГ на территории Кемеровской области не всегда соблюдают требования, установленные законодательством. Например в части доведения информации до потребителей в полном объеме при размещении рекламы в СМИ.

 

Статистика свидетельствует о том, что чаще всего бывают нарушения статьи 5 (общие требования к рекламе) и статьи 28 (реклама финансовых услуг) ФЗ «О рекламе».  

 

Согласно части 1, пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги, так же согласно данного закона реклама финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях  оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.   

 

Несоблюдение вышеуказанных требований к рекламе финансовых услуг является одним из самых распространенных нарушений, совершаемыми КПКГ.

 

В соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации» КПКГ является добровольное объединение исключительно физических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

 

 В связи с этим предметом деятельности кооператива является совместное сбережение личных денежных средств его членов, взаимное оказание финансовой помощи, а именно выдача займов членам кооператива.

 

 При рекламе своих услуг КПКГ не всегда доводят до потребителя полную информацию о своей  деятельности. Так, например, в рекламе может не упоминаться информация о том, что данные услуги оказываются только для членов кооператива, что гражданин становится полноправным членом КПКГ только после внесения им вступительного и паевого взносов, также не указываются суммы этих взносов.

 

Отсутствие в тексте рекламы КПКГ информации о приеме личных сбережений в фонд финансовой взаимопомощи только от членов кооператива и сумме дополнительных расходов в виде вступительного и паевого взносов, искажает смысл информации, доводимой до потребителя и вводит в заблуждение потребителей рекламы, что противоречит части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», согласно которой запрещается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

   

КПКГ размещают рекламу о приеме вкладов, что вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой услуги и является нарушением действующего законодательства. Кооперативы не имеют права осуществлять деятельность по приему вкладов, так как данный вид деятельности относится к лицензируемой банковской деятельности.

 

Информация по приему вкладов может быть воспринята потребителями как реклама конкретной финансовой (банковской) услуги, распространение которой допустимо только при наличии лицензии Центрального банка России. Право КПКГ принимать вклады от неопределенного круга лиц с выплатой процентов не предусмотрено ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах», поскольку в соответствии с данным законом КПКГ имеют право принимать личные сбережения граждан.

 

Согласно пункту 7 статьи 7 ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений в случае отсутствия таких разрешений.

 

Подобные нарушения при размещении рекламы КПКГ являются недостоверной информацией и противоречат действующему законодательству.

 

Учитывая вышеизложенное, в целях реализации прав потребителей на получение добросовестной и достоверной информации, предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровское УФАС России рекомендует при размещении рекламы в СМИ строго руководствоваться нормами ФЗ «О рекламе».