РЕШЕНИЕ
по делу № 102/А-10-2011
г. Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «16» ноября 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: | Клостер Е.А. - заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: | Ланцман Л.И. - начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
| Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
| Котикова А.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
при участии:
<…> – представителя ООО «Жилищно-Коммунальный трест (по доверенности)
рассмотрев дело № 102/А-10-2011, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово, ул. 9 января, 6) (далее – ООО «Жилищно-коммунальный трест») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
23.08.2011 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила информация о необоснованном завышении цен управляющими компаниями г. Кемерово, в том числе ООО «Жилищно-коммунальный трест» на услуги по отключению стояков отопления, холодного и горячего водоснабжения по заявкам собственников.
07.10.2011 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Жилищно-коммунальный трест» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены за услуги по отключению стояков отопления, холодного и горячего водоснабжения по заявкам собственников.
Определением от 07.10.2011 г. рассмотрение дела № 102/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16 ноября 2011 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копия определения была направлена ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением.
На заседании Комиссии 16.11.2011 г. представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест» пояснил, что с 25 октября 2011 г. стоимость услуг по отключению стояков составляет 131,43 рублей. Данная цена утверждена приказом № 603 генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» на основании калькуляции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно Приложению № 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда» работы по отключению стояков холодной, горячей воды и отопления не входят в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту жилого фонда.
Ранее Постановлением Администрации города Кемерово от 23.11.2005 № 122 был утвержден тариф на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией», оказываемую муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями в размере 45 рублей за один стояк с налогом на добавленную стоимость.
Данный документ утратил силу в связи с выходом Постановления Администрации города Кемерово от 10.02.2010 № 11 «О признании утратившими силу правовых актов».
Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов и пояснений управляющих компаний, представленных в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что услуги и работы, производимые по просьбе собственника жилого помещения в его личных интересах, осуществляются за отдельную плату. Плата за оказываемые услуги устанавливается в соответствии с калькуляцией затрат.
На основании калькуляции на подключение и отключение стояков отопления и водоснабжения при производстве санитарно-технических работ, утвержденной генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест» 12.04.2010 г. установлена цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления и водоснабжения в размере 535 рублей.
В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. включены следующие статьи расходов:
- заработная плата на весь объем работ 189,49 руб. (норма времени на выполнение работ 1,8 часа, тарифная ставка 105,27 руб.);
- накладные расходы 169,21 руб. (89,29 % от фонда оплаты труда);
- плановые накопления 94,74 руб. (50 % от фонда оплаты труда);
- НДС 81,62 руб.
01.11.2011 г. ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцию на подключение и отключение стояков отопления, горячей и холодной воды при производстве санитарно-технических работ, утвержденную генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест», приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.
Согласно калькуляции, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб.
В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 25.10.2011 г. включены следующие статьи расходов:
- заработная плата на весь объем работ 52,49 руб. (норма времени на выполнение работ 0,7 часа (42 минуты), тарифная ставка 20,06 руб. (в соответствии с ПОТ РО 14000-005-98 «Положения, работы повышенной опасности. Организации, проведение», данный вид работ выполняет бригада не менее двух человек);
- налоги (ЕСН) 17,95 руб.;
- накладные расходы 40,94 руб.;
- НДС 20,05 руб.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 102/А-10-2011 приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, каждая управляющая компания занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В данном случае сопоставимый товарный рынок, находящийся в состоянии конкуренции, отсутствует, так как каждая управляющая компания занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах многоквартирных домов, находящихся в управлении у данной управляющей компании, с долей 100%.
В калькуляции ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. значительную часть затрат занимают затраты на заработную плату (35 %) при норме времени на выполнение работ 1,8 часа.
Данная норма времени значительно превосходит норму времени, применяемую при расчете калькуляции затрат № 1-05 на отключение стояков для утверждения Администрацией города Кемерово тарифов на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией». В калькуляции № 1-05 на отключение и подключение стояка горячего, холодного водоснабжения и отопления указана норма времени на выполнение работ 0,5 часа.
Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда и сметными нормативами РФ (сборник № 71 Администрации Кемеровской области, изд. 2008 г.) затраты труда слесаря-сантехника 3 разряда 0,56 чел./час. Данные нормативы применяются при расчете трудозатрат для ликвидации воздушных пробок в стояке, в состав работ входит:
- открытие вентиля на воздухосборнике, расположенном на чердаке здания;
- выпуск воздуха;
- закрытие вентиля.
При снижении нормы времени ООО «Жилищно-коммунальный трест» на выполнение работ по отключению стояков с 1,8 часа до 0,56 часа значительно снизятся расходы на заработную плату, следовательно, снизятся накладные расходы и плановые накопления.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.
Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей, подлежат квалификации как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
До рассмотрения комиссией дела № 102/А-10-2011 ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении с 25.10.2011 г. стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» 25.10.2011 г. устранено нарушение антимонопольного законодательства до вынесения антимонопольным органом решения по существу дела, что является основанием для прекращения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
- Признать ООО «Жилищно-коммунальный трест» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Производство по делу № 102/А-10-2011 в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» прекратить.
- В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, предписание не выдавать.
Председатель Комиссии: Е.А. Клостер
Члены Комиссии: Л.И. Ланцман
В.В. Наумова
И.С. Гилева
А.С. Котиков
stdClass Object
(
[vid] => 7312
[uid] => 5
[title] => Решение по делу в отношении ООО "Жилищно-коммунальный трест"
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7312
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1323244130
[changed] => 1370528510
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370528510
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 102/А-10-2011
г. Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «16» ноября 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: | Клостер Е.А. - заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: | Ланцман Л.И. - начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы; |
| Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
| Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
| Котикова А.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
при участии:
<…> – представителя ООО «Жилищно-Коммунальный трест (по доверенности)
рассмотрев дело № 102/А-10-2011, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово, ул. 9 января, 6) (далее – ООО «Жилищно-коммунальный трест») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
23.08.2011 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила информация о необоснованном завышении цен управляющими компаниями г. Кемерово, в том числе ООО «Жилищно-коммунальный трест» на услуги по отключению стояков отопления, холодного и горячего водоснабжения по заявкам собственников.
07.10.2011 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Жилищно-коммунальный трест» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены за услуги по отключению стояков отопления, холодного и горячего водоснабжения по заявкам собственников.
Определением от 07.10.2011 г. рассмотрение дела № 102/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16 ноября 2011 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копия определения была направлена ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением.
На заседании Комиссии 16.11.2011 г. представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест» пояснил, что с 25 октября 2011 г. стоимость услуг по отключению стояков составляет 131,43 рублей. Данная цена утверждена приказом № 603 генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» на основании калькуляции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно Приложению № 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда» работы по отключению стояков холодной, горячей воды и отопления не входят в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту жилого фонда.
Ранее Постановлением Администрации города Кемерово от 23.11.2005 № 122 был утвержден тариф на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией», оказываемую муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями в размере 45 рублей за один стояк с налогом на добавленную стоимость.
Данный документ утратил силу в связи с выходом Постановления Администрации города Кемерово от 10.02.2010 № 11 «О признании утратившими силу правовых актов».
Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов и пояснений управляющих компаний, представленных в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что услуги и работы, производимые по просьбе собственника жилого помещения в его личных интересах, осуществляются за отдельную плату. Плата за оказываемые услуги устанавливается в соответствии с калькуляцией затрат.
На основании калькуляции на подключение и отключение стояков отопления и водоснабжения при производстве санитарно-технических работ, утвержденной генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест» 12.04.2010 г. установлена цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления и водоснабжения в размере 535 рублей.
В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. включены следующие статьи расходов:
- заработная плата на весь объем работ 189,49 руб. (норма времени на выполнение работ 1,8 часа, тарифная ставка 105,27 руб.);
- накладные расходы 169,21 руб. (89,29 % от фонда оплаты труда);
- плановые накопления 94,74 руб. (50 % от фонда оплаты труда);
- НДС 81,62 руб.
01.11.2011 г. ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцию на подключение и отключение стояков отопления, горячей и холодной воды при производстве санитарно-технических работ, утвержденную генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест», приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.
Согласно калькуляции, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб.
В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 25.10.2011 г. включены следующие статьи расходов:
- заработная плата на весь объем работ 52,49 руб. (норма времени на выполнение работ 0,7 часа (42 минуты), тарифная ставка 20,06 руб. (в соответствии с ПОТ РО 14000-005-98 «Положения, работы повышенной опасности. Организации, проведение», данный вид работ выполняет бригада не менее двух человек);
- налоги (ЕСН) 17,95 руб.;
- накладные расходы 40,94 руб.;
- НДС 20,05 руб.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 102/А-10-2011 приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, каждая управляющая компания занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В данном случае сопоставимый товарный рынок, находящийся в состоянии конкуренции, отсутствует, так как каждая управляющая компания занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах многоквартирных домов, находящихся в управлении у данной управляющей компании, с долей 100%.
В калькуляции ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. значительную часть затрат занимают затраты на заработную плату (35 %) при норме времени на выполнение работ 1,8 часа.
Данная норма времени значительно превосходит норму времени, применяемую при расчете калькуляции затрат № 1-05 на отключение стояков для утверждения Администрацией города Кемерово тарифов на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией». В калькуляции № 1-05 на отключение и подключение стояка горячего, холодного водоснабжения и отопления указана норма времени на выполнение работ 0,5 часа.
Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда и сметными нормативами РФ (сборник № 71 Администрации Кемеровской области, изд. 2008 г.) затраты труда слесаря-сантехника 3 разряда 0,56 чел./час. Данные нормативы применяются при расчете трудозатрат для ликвидации воздушных пробок в стояке, в состав работ входит:
- открытие вентиля на воздухосборнике, расположенном на чердаке здания;
- выпуск воздуха;
- закрытие вентиля.
При снижении нормы времени ООО «Жилищно-коммунальный трест» на выполнение работ по отключению стояков с 1,8 часа до 0,56 часа значительно снизятся расходы на заработную плату, следовательно, снизятся накладные расходы и плановые накопления.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.
Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей, подлежат квалификации как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
До рассмотрения комиссией дела № 102/А-10-2011 ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении с 25.10.2011 г. стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» 25.10.2011 г. устранено нарушение антимонопольного законодательства до вынесения антимонопольным органом решения по существу дела, что является основанием для прекращения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
- Признать ООО «Жилищно-коммунальный трест» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Производство по делу № 102/А-10-2011 в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» прекратить.
- В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, предписание не выдавать.
Председатель Комиссии: Е.А. Клостер
Члены Комиссии: Л.И. Ланцман
В.В. Наумова
И.С. Гилева
А.С. Котиков
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ
по делу № 102/А-10-2011
г. Кемерово
Резолютивная часть решения оглашена «16» ноября 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Клостер Е.А. - заместителя руководителя управления;
|
Членов Комиссии:
|
Ланцман Л.И. - начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;
|
|
Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;
|
|
Гилевой И.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;
|
|
Котикова А.С. - главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;
|
при участии:
<…> – представителя ООО «Жилищно-Коммунальный трест (по доверенности)
рассмотрев дело № 102/А-10-2011, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный трест» (650036, г. Кемерово, ул. 9 января, 6) (далее – ООО «Жилищно-коммунальный трест») пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
23.08.2011 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила информация о необоснованном завышении цен управляющими компаниями г. Кемерово, в том числе ООО «Жилищно-коммунальный трест» на услуги по отключению стояков отопления, холодного и горячего водоснабжения по заявкам собственников.
07.10.2011 г. Кемеровским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Жилищно-коммунальный трест» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении, поддержании монопольно высокой цены за услуги по отключению стояков отопления, холодного и горячего водоснабжения по заявкам собственников.
Определением от 07.10.2011 г. рассмотрение дела № 102/А-10-2011 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16 ноября 2011 г. на 10 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копия определения была направлена ООО «Жилищно-коммунальный трест» заказным письмом с уведомлением.
На заседании Комиссии 16.11.2011 г. представитель ООО «Жилищно-коммунальный трест» пояснил, что с 25 октября 2011 г. стоимость услуг по отключению стояков составляет 131,43 рублей. Данная цена утверждена приказом № 603 генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» на основании калькуляции.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее:
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Согласно Приложению № 4 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм эксплуатации жилищного фонда» работы по отключению стояков холодной, горячей воды и отопления не входят в обязательный перечень работ по содержанию и ремонту жилого фонда.
Ранее Постановлением Администрации города Кемерово от 23.11.2005 № 122 был утвержден тариф на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией», оказываемую муниципальными жилищно-эксплуатационными организациями в размере 45 рублей за один стояк с налогом на добавленную стоимость.
Данный документ утратил силу в связи с выходом Постановления Администрации города Кемерово от 10.02.2010 № 11 «О признании утратившими силу правовых актов».
Из анализа вышеназванных нормативных правовых актов и пояснений управляющих компаний, представленных в адрес Кемеровского УФАС России, следует, что услуги и работы, производимые по просьбе собственника жилого помещения в его личных интересах, осуществляются за отдельную плату. Плата за оказываемые услуги устанавливается в соответствии с калькуляцией затрат.
На основании калькуляции на подключение и отключение стояков отопления и водоснабжения при производстве санитарно-технических работ, утвержденной генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест» 12.04.2010 г. установлена цена на услуги по отключению и подключению стояков отопления и водоснабжения в размере 535 рублей.
В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. включены следующие статьи расходов:
- заработная плата на весь объем работ 189,49 руб. (норма времени на выполнение работ 1,8 часа, тарифная ставка 105,27 руб.);
- накладные расходы 169,21 руб. (89,29 % от фонда оплаты труда);
- плановые накопления 94,74 руб. (50 % от фонда оплаты труда);
- НДС 81,62 руб.
01.11.2011 г. ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило в адрес Кемеровского УФАС России калькуляцию на подключение и отключение стояков отопления, горячей и холодной воды при производстве санитарно-технических работ, утвержденную генеральным директором ООО «Жилищно-коммунальный трест», приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.
Согласно калькуляции, вновь установленная цена на подключение и отключение стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения составляет 131,43 руб.
В калькуляцию затрат ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 25.10.2011 г. включены следующие статьи расходов:
- заработная плата на весь объем работ 52,49 руб. (норма времени на выполнение работ 0,7 часа (42 минуты), тарифная ставка 20,06 руб. (в соответствии с ПОТ РО 14000-005-98 «Положения, работы повышенной опасности. Организации, проведение», данный вид работ выполняет бригада не менее двух человек);
- налоги (ЕСН) 17,95 руб.;
- накладные расходы 40,94 руб.;
- НДС 20,05 руб.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 102/А-10-2011 приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Следовательно, каждая управляющая компания занимает доминирующее положение с долей 100 % на локальном рынке услуг по управлению многоквартирными домами, по содержанию и ремонту многоквартирного дома в границах многоквартирных жилых домов, управляемых данной компанией.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиями обращения товара, условиями доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
В данном случае сопоставимый товарный рынок, находящийся в состоянии конкуренции, отсутствует, так как каждая управляющая компания занимает доминирующее положение на локальном рынке в границах многоквартирных домов, находящихся в управлении у данной управляющей компании, с долей 100%.
В калькуляции ООО «Жилищно-коммунальный трест» от 12.04.2010 г. значительную часть затрат занимают затраты на заработную плату (35 %) при норме времени на выполнение работ 1,8 часа.
Данная норма времени значительно превосходит норму времени, применяемую при расчете калькуляции затрат № 1-05 на отключение стояков для утверждения Администрацией города Кемерово тарифов на услугу «отключение и обратное подключение стояков холодного и горячего водоснабжения, отопления по просьбе нанимателей и собственников жилых помещений, не связанное с аварийной ситуацией». В калькуляции № 1-05 на отключение и подключение стояка горячего, холодного водоснабжения и отопления указана норма времени на выполнение работ 0,5 часа.
Кроме того, в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда и сметными нормативами РФ (сборник № 71 Администрации Кемеровской области, изд. 2008 г.) затраты труда слесаря-сантехника 3 разряда 0,56 чел./час. Данные нормативы применяются при расчете трудозатрат для ликвидации воздушных пробок в стояке, в состав работ входит:
- открытие вентиля на воздухосборнике, расположенном на чердаке здания;
- выпуск воздуха;
- закрытие вентиля.
При снижении нормы времени ООО «Жилищно-коммунальный трест» на выполнение работ по отключению стояков с 1,8 часа до 0,56 часа значительно снизятся расходы на заработную плату, следовательно, снизятся накладные расходы и плановые накопления.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального Закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены.
Действия ООО «Жилищно-коммунальный трест», выразившиеся в установлении с 12.04.2010 г. и поддержании до 25.10.2011 г. монопольно высокой цены на услуги по отключению и подключению стояков отопления, горячего и холодного водоснабжения по заявкам собственников в размере 535 рублей, подлежат квалификации как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
До рассмотрения комиссией дела № 102/А-10-2011 ООО «Жилищно-коммунальный трест» представило приказ генерального директора ООО «Жилищно-коммунальный трест» № 603 от 25.10.2011 г. об изменении с 25.10.2011 г. стоимости услуг по отключению и подключению стояков инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО «Жилищно-коммунальный трест» 25.10.2011 г. устранено нарушение антимонопольного законодательства до вынесения антимонопольным органом решения по существу дела, что является основанием для прекращения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
- Признать ООО «Жилищно-коммунальный трест» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Производство по делу № 102/А-10-2011 в отношении ООО «Жилищно-коммунальный трест» прекратить.
- В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства, предписание не выдавать.
Председатель Комиссии: Е.А. Клостер
Члены Комиссии: Л.И. Ланцман
В.В. Наумова
И.С. Гилева
А.С. Котиков
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № 102/А-10-2011
[format] =>
[safe_value] => № 102/А-10-2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение по делу в отношении ООО "Жилищно-коммунальный трест"
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу в отношении ООО "Жилищно-коммунальный трест"
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 5
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-24 07:45:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-11-24 07:45:00
[timezone] => Asia/Omsk
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1323244130
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Кемеровское УФАС России
)