Доминировать можно, но осторожно
- В нашей практике был случай по части сговора цен на яйцо, но нас суд не поддержал. Сотрудники УФАС выезжали на птицефабрики, смотрели, как формируется там цена, затем смотрели оптовую надбавку, розничную цену. В итоге наше ведомство пришло к выводу, что все-таки были одинаковые цены у ряда производителей. Тем не менее суд сказал, что мы не доказали сговор. Причина в том, что одни производители предлагали цену за штуку, другие — за десяток, третьи — за мытое яйцо, четвертые – за немытое яйцо. Соответственно были разные затраты, и сговора в этом суд не усмотрел. Хотя в других регионах аналогичные ситуации были рассмотрены положительно. Мы уважаем решение суда, и на будущее сделали вывод, накопили опыт, так что впредь будем выяснять все, вплоть до мельчайших деталей технологического процесса. С учетом этих выводов будем работать дальше.
- И все-таки, по результатам вашего мониторинга, какие продукты растут в цене, и какие — нет?
- По результатам четвертого квартала 2012 года по отношению к предыдущему стоимость производства пшеничного хлеба увеличилась на 9,3%, ржаного на 8,4%, молока жирностью 2,5% на 5,2%. Заметьте, розничная цена осталась на том же уровне, при том, что увеличилась стоимость производства товаров. Значит, есть конкуренция. Если розничные сети будут увеличивать цену, то покупатели переориентируются на других производителей и торговые сети. А в целом ситуация постоянно меняется, и все это обусловлено сезонным спросом. Если летом цена на сахар, растительное масло растет, то зимой снижается. Всё рынок.
- Сегодня много говорится о ЖКХ, о неправомерном начислении платежей за общедомовые нужды. В какой части вы контролируете ситуацию в данной сфере?
- Проверкой тарифов мы не занимаемся, это не наши полномочия. Тем не менее в части проверки оплаты некоторых услуг мы работаем. Мы рассматривали ситуацию по ресурсоснабжающим организациям, которые проводили опломбировку приборов учета горячей и холодной воды за определенную плату. Без нее никто не опломбирует прибор, не введет его в эксплуатацию. Сотрудникам нашего ведомства удалось доказать, что это была незаконная плата. Я специально обращаю внимание на то, что закон о водоснабжении ввел эти изменения только с января текущего года. А нам удалось доказать, что и в 2012 году эту плату брали необоснованно. Наши решения прошли всю судебную проверку.
- Людям деньги вернули?
- Это уже другая история. Если граждане, используя наше решение, обратятся в суд общей юрисдикции и попросят компанию возместить излишне уплаченные деньги, я думаю, что этот вопрос решится положительно.
- Некоторое время назад поднимался вопрос в связи с высокими ценами на авиабилеты из Кемерова и Новокузнецка до Москвы по сравнению с ценами в соседних регионах. Не пытаются ли компании вернуться к прежним ценам?
- Мы рассматривали эту ситуацию в мае 2012 года. Тогда цена билета туда и обратно была более 20 тысяч рублей, причем цены были почти одинаковые у двух авиакомпаний. В Кемерове конкуренции не было (а, к примеру, в Новосибирске присутствует 9 авиакомпаний). Поэтому представители компаний доказывали, что их цены обоснованы с точки зрения затрат. Но они нам так и не объяснили, почему на аналогичные расстояния в условиях конкуренции у них цены ниже, а в условиях доминирующего положения, как в случае Кемерова и Новокузнецка, – выше. Заметьте, когда появилась на рынке еще одна компания, цены снизились. Значит, могут компании работать по другим тарифам? Нас не поддержал суд первой и второй инстанции относительно нашего решения по поводу необоснованно высоких цен. Тем не менее мы направили документы в суд в Тюмени. В дальнейшем мы будем более пристально отслеживать ситуацию в части одномоментного повышения цен на билеты или на одну и ту же величину.
- Часто ли вам приходится фиксировать нарушения в сфере рекламы?
- Безусловно, у нас масса дел по рекламе. На днях на об-щественно-консультативном совете мы обсуждали рекламу «губернских окон и натяжных потолков», на которые обещана была скидка до 60%. В чем мы усмотрели нарушение? Когда потребители непосред-ственно приходят в компанию и заключают договор, то только там они узнают, что скидка предоставляется в случае, если сумма заказа составляет, например, 700 тысяч рублей. То есть в рекламе отсутствует часть существенной информации.
- Как ФАС расценивает следующую ситуацию: при покупке новой машины дилер вынуждает покупателя прибегать к его услугам по установке сигнализации, магнитолы и прочего. Объясняет это гарантийным случаем, когда производится вмешательство в электропроводку, и так далее. Разве это не является злоупотреблением доминирующим положением?
- Сейчас центральный аппарат ФАС занимается этой проблемой, ведь этот вопрос касается не только нашей области. Дилерский договор единый на всей территории РФ. Поэтому руководство нашей службы обещало выработать единую позицию по этому вопросу, обещали прописать, что могут требовать дилеры, а что нет.
- Как обстоят дела со штрафами? Возможно ли не доводить дело до такого серьезного наказания, но влиять на ситуацию и восстанавливать законность?
- С начала прошлого года введен новый институт предупреждения. Но предупреждение выносится не во всех случаях. Тем не менее эта практика работает. Если компания соглашается с предупреждением, исполняет его, то дело об административном нарушении не возбуждается. Предельный срок для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства — в пределах девяти месяцев. Я всегда говорю: ребенок успеет родиться за это время, а мы все еще дело рассматриваем! И вот чтобы быстрее восстанавливались чьи-либо нарушенные права, такой институт себя достаточно эффективно показал.
Оксана ПАНАРИНА.
Фото Сергея Гавриленко.