УФАС призывает граждан требовать от страховщиков письменный отказ в продаже полиса ОСАГО

С начала 2014 года в Кемеровское управление федеральной антимонопольной службы (УФАС) поступило от граждан уже около 70 обращений об отказе страховых компаний продавать полисы ОСАГО без дополнительно навязанных страховок. Об этом сообщила журналистам во вторник 1 июля руководитель управления Наталья Кухарская. Большинство жалоб поступают из Новокузнецка (45%), Междуреченска (17%) и Прокопьевска (10%). По информации УФАС, стоимость навязанных страховок составляет от 400 рублей до 8 тыс. рублей.
 
Стоит отметить, что не ко всем этим обращениям применимо антимонопольное законодательство – оно распространяется лишь на «монополистов», имеющих долю рынка свыше 35%. В Кемеровской области такую долю уже не первый год имеет лишь одна компания – «Росгосстрах». По словам Натальи Кухарской, ни по одному из поступивших обращений санкций к страховщику-нарушителю законодательства Кемеровское УФАС применить не смогло по банальной причине – факт нарушения не был никак зафиксирован. «На проблему с ОСАГО мы сейчас обращаем самое пристальное внимание, ведём работу по сбору доказательств, - рассказывает Наталья Кухарская. - Запрашиваем в страховой компании причину отказа в полисе тому или иному физлицу. Как правило, компания отвечает, что случаев отказа не было».
 
Руководство УФАС рекомендует проявлять больше настойчивости при обращении в страховые компании за «автогражданкой» - требовать письменного отказа в продаже полиса (официальный отказ будет несомненным доказательством нарушения) или хотя бы официально регистрировать своё обращение в приёмной и требовать ответа не него. Правда, рассматривать такое обращение страховая компания имеет право до 30 дней.
 
Если антимонопольное законодательство в случае с ОСАГО распространяется в Кузбассе лишь на Росгосстрах, то Закон о защите прав потребителей, запрещающий «обусловливать приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров», актуален для всех без исключения страховщиков. В случае его нарушения нужно обращаться в Роспотребнадзор. Также можно обращаться в Главное управление Центробанка по Кемеровской области (оно надзирает в том числе и за страховыми компаниями). Отказ в оформлении ОСАГО под предлогом отсутствия бланков – повод для обращения в Российский союз автостраховщиков (РСА).
 
Отметим, что Наталья Кухарская развенчала миф о дефиците бланков: «Кемеровским УФАС при получении обращений от физлиц неоднократно отправлялись запросы в РСА, и во всех случаях приходили ответы, что количество бланков ОСАГО у страховых компаний нашего региона достаточно, дефицита нет».
Ксения Сидорова, «Авант-ПАРТНЕР»