Кузбасские товаропроизводители не могут пробиться в торговые сети

Их доля в супермаркетах не превышает 10%. По мнению региональных производителей продуктов питания, торговые сети предпочитают известные бренды. Представители ритейла считают, что кузбасские пищевики не настолько известны потребителю, чтобы давать им какие-то поблажки.

 


torg setiТорговые сети, приходящие работать на территорию Кемеровской области, подписывают трёхсторонние соглашения – с областной администрацией и местными товаропроизводителями. Суть этих документов – доля товаров кузбасского производства должна составлять не менее трети продуктов, реализуемых ритейлерами. На деле эта доля составляет 3–10%.

 


«Уже пять лет с момента вступления в силу закона о торговле ситуация кардинально не меняется. Основной проблемой для местных товаропроизводителей на протяжении долгого времени является реализация их продукции в торговых сетях региона», – считает заместитель генерального директора Кузбасской торгово-промышленной палаты Галина Евтушенко. По ее словам, крупные торговые сети предпочитают продавать дешевую (зачастую — за счет более низкого качества) продукцию крупных товаропроизводителей или те товары, которые наиболее «раскручены» и уже давно известны потребителю. Не менее важной проблемой, по ее мнению, является наличие дебиторской задолженности «сетей» перед поставщиками за отгруженные товары.


«Закон о торговле работает плохо, – уверен генеральный директор ООО «Астронотус» Роман Романенко (специализация его предприятия – рыбные пресервы). - Несмотря на закрепленные в этом законе положения о взаимодействии торговых сетей и местных товаропроизводителей, исполняются они не должным образом. Продукции, произведенной в регионе, в супермаркетах представлено очень мало, существуют двойные оплаты «за полки», завышаются и ретро-бонусы».


Представители торговых сетей выдвигают собственные доводы. Так, в ООО «Система Чибис» и ООО «Метро Кеш энд Керри» полагают, что причина слабого присутствия местных производителей на полках супер- и гипермаркетов в Кемеровской области – серьезные претензии к ненадлежащему качеству упаковки продуктов питания. Речь идет о потере товарного вида при транспортировке продукции в несоответствующих условиях (особенно в весенне-летний период), несоблюдению товаропроизводителями требований к маркировке и оформлению продукции. По мнению топ-менеджеров регионального ритейла, именно это факторы влияют на количество возвратов продукции местного производства или снятие её с продажи.


Другие руководители торговых предприятий уверены в том, что представители пищепрома должны не только производить продукты питания, но и самостоятельно бороться за потребительские предпочтения, разрабатывать и осуществлять комплекс РR-мероприятий по продвижению своих товаров. Такую точку зрения, в частности, высказывает руководитель ООО «Пенсионер» Абрам Янгилов. «Продукцию известных брендов торговые сети берут охотнее, они не требуют дополнительных рекламных кампаний со стороны сетей, соответственно, нет необходимости в дополнительных премиях за реализацию», – считает он.


Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области Елена Клостер уверена, что предприятиям выгоднее закладывать свои затраты на продвижение в сетях и выплату бонусов в рентабельность продукции, чем обращаться в контрольно-надзорные органы. «Несмотря на нарекания и претензии со стороны местных товаропроизводителей к закону о торговле, в адрес УФАС в 2011 году соответствующих обращений было направлено всего 5, в 2012 году – 3 и в 2014 году – 8, – констатирует замруководителя регионального УФАС. – В то же время у управления антимонопольной службы по Кемеровской области сформирован целый блок мер и предложений по улучшению существующей ситуации: контроль роста торговых сетей на региональном рынке, содействие повышению уровня конкуренции между «сетями» за поставщиков, развитие небольших торговых предприятий шаговой доступности, а также кооперация мелких региональных поставщиков».


Повышение доли продукции местных товаропроизводителей в объеме продуктов питания, реализуемых в регионе, интересно не только кузбасским пищевикам, но и областным властям. По данным Главного финансового управления Кемеровской области, за 2013 год в регионе было продано продовольственных товаров на сумму превышающую 39 миллиардов рублей, непосредственно в региональный бюджет поступило более 11 миллиардов (103% к 2012 году). «Также было отмечено, что региональные сельхозпроизводители за 2013 год получили 1,3 млрд рублей субсидий, в том числе 390 млн рублей из регионального бюджета, – отмечает замначальника отдела доходов ГФУ КО Константин Пытченко. – Данная отрасль среди товаропроизводителей традиционно является наиболее поддерживаемой государством».


В данной ситуации региональные власти и местные товаропроизводители настаивают на усилении законодательной защиты поставщика от ритейлера. От региональных же властей представители пищепрома хотят помощи в строительстве магазинов шаговой доступности, через которые небольшим производителям проще реализовать свою продукцию, чем через крупные сети. А для недопущения просроченной задолженности со стороны торговых сетей – публиковать на официальных сайтах данные о задолженностях ритейлеров перед поставщиками. О целесообразности реализации последнего предложения региональные власти пока раздумывают.