Под городской «крышей», или Как зарабатывают на доверчивых кемеровчанах

счетчики

 

Конкретное предложение 

…Недавно я обнаружила в почтовом ящике уведомление. «Водоконтроль», он же «Городская служба по учету водоснабжения», доводил до сведения собственников, что установленные в наших квартирах приборы учета воды нуждаются в метрологической поверке. Следовал утвержденный для нашего дома график поверки, телефон для оформления заявки и ряд ссылок: на Федеральный закон №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и на постановление правительства РФ от 06.05.2011 №354, согласно которому индивидуальные счетчики, не прошедшие метрологическую поверку, считаются непригодными для учета водопотребления…
Однажды мы счетчики уже поверяли. Пригласили мастера из специализированного метрологического центра, он «поколдовал» с напором воды и мерными емкостями и выдал заключение о том, что приборы могут служить еще один срок.
Однако в этот раз бойкая девушка, представившись менеджером «Городской сервисной службы», предупредила, что нам придется везти счетчики к ним. Для этого мы должны будем сами демонтировать их со стояков, а потом – сами установить обратно. Поэтому она рекомендует лучше сразу заменить их новыми. Стоимость установки одного прибора — 2300 рублей.
– Сюда входит также установка водоочистных фильтров, опломбирование, выдача техпаспортов и гарантийное обслуживание в течение года, – тараторила собеседница.
– В прошлый раз за поверку одного счетчика мы отдали рублей 200-300, – возразила я. – И что это за требование непременно везти их к вам?
– Цены выросли, правила изменились, – настаивала диспетчер. – Поверять счетчики на месте теперь запрещено.
– А вы городская служба — в том смысле, что муниципальная?
На том конце провода заминка:
– Нет, мы коммерческое ООО.
– А находитесь вы в Кемерове? 
Вновь легкая заминка с ответом:
– Да…

В списках не значится

В управляющей компании, которая обслуживает наш дом, пояснили, что к распространению листовок они не имеют никакого отношения. На сайте Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) я не нашла ни одной организации, в названии которой использовалось бы сочетание «Городская служба по учету водоснабжения». Но зато обнаружила девять «Водоконтролей», зарегистрированных в городах европейской части РФ, и двенадцать — ООО «Городская сервисная служба». В Сибири география их распространения ограничивалась Ханты-Мансийским автономным округом и Новосибирской областью. Выходит, заработать на мне собиралась фирма из разряда «Рогов и копыт»?

На чью мельницу вода?

На сайте управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области я обнаружила информацию о том, что телефон, по которому записывают на замену водсчетчиков, уже более полугода находится «в разработке» этого ведомства.
Еще в марте в адрес управления поступило заявление УМВД России по г. Кемерово о наличии признаков нарушения закона «О рекламе» при распространении листовок в виде платежных документов о повышении тарифов ЖКХ. Правда, тогда фирма-нарушитель именовала себя не «Городской службой по учету водоснабжения», а «Единой городской службой установки счетчиков воды». И пугала народ повышением тарифов ЖКХ для квартир, вообще не оборудованных индивидуальными приборами учета. (На самом деле с 1 января 2015 года на 10% изменились не тарифы, а норматив потребления воды для таких помещений). Но формат листовки был тот же: ссылки на федеральное законодательство, телефон для связи, график работ на конкретном доме и призыв воспользоваться услугами «городской службы» здесь и сейчас.
В ходе разбирательства представители антимонопольной службы установили, что указанный в листовке телефон зарегистрирован на ООО «РусЭнергоУчет» из Санкт-Петербурга. В ряду прочих услуг эта компания предоставляла услугу обработки телефонных звонков. Диспетчеры call-центра должны были принимать входящие вызовы и передавать абонентам информацию о своем заказчике, то есть о фирме, поставляющей конкретные услуги: ее название, местонахождение, режим работы. Этим ответственность «РусЭнергоУчета» и ограничивалась.
Надлежащим ответчиком по делу был признан местный индивидуальный предприниматель N: именно он заключил договор с питерцами, издавал листовки и навязывал кемеровчанам свои услуги по установке водосчетчиков. (Когда полицейские проверили названный диспетчером кемеровский адрес, выяснилось, что там находится бизнес-центр. Но фирм по установке и обслуживанию водосчетчиков в его составе нет и никогда не было).
Саму листовку антимонопольная служба признала недобросовестной рекламой, поскольку она содержала не соответствующие действительности сведения о повышении тарифов ЖКХ и о самом поставщике услуг. Поставщик обязан был довести до потребителей фирменное название своей организации, указанное в учредительных документах и включенное в ЕГРЮЛ. Однако по сведениям из реестра, на территории Кузбасса не значилось ни одной из названных «городских служб».
Кроме того, по мнению специалистов УФАС, использованная в листовке ссылка на федеральный закон побуждала граждан «в обязательном порядке совершить действия по установке счетчиков воды». А поскольку фраза «единая городская служба» у большинства населения ассоциируется с государственной либо муниципальной структурой, люди полагали, что эта услуга, в соответствии с законом, обойдется им уж точно не втридорога…

Что в имени тебе моем?

Казалось бы, справедливость вот-вот восторжествует. Комиссия УФАС признала индивидуального предпринимателя N нарушившим требования нескольких статей Закона «О рекламе» и уже выдала ему предписание эти нарушения прекратить. Вот-вот против него будет возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 КоАП. Да только N это, похоже, нисколько не пугает и уж точно не останавливает.
Все полгода, что длилось разбирательство, он продолжал впаривать свои услуги доверчивым кемеровчанам, заменив «побуждение к установке счетчиков» на «побуждение к поверке», суть которой – все та же установка новых приборов. Штраф, который закон предусматривает для «ипэшника», составляет от 4 до 20 тыс. руб. А самое-то главное, люди полагали, что платили ему (и переплачивали!) за решение проблемы. А на самом деле неопломбированные по правилам счетчики эти проблемы только создают, причем – за их же деньги…
В свое время в Кемеровской области запретили использовать слово «губернский» в названии частных фирм. Чтобы не подрывать доверие людей к областной власти. Возможно, муниципалитетам Кузбасса тоже пришло время позаботиться о своем имидже?

Валентина Акимова.