Поездка в межобластных автобусах: комфорт нам только снится?

Качество услуг по перевозкам пассажиров автобусами не меняется десятилетиями. Во всяком случае, за последние лет 20 жители Кемеровской области заметили, что добавились несколько новых маршрутов, что по старым направлениям транспорт стал ходить чаще, и что в салонах у каждого кресла появились индивидуальные ремни безопасности. О персональных вентиляторах, или, тем более, кондиционерах, о светильниках, комнате гигиены в конце салона и прочих удобствах в пути пока что пассажиры даже и не мечтают. Едут на том, что есть. Как объясняют специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, «виновата» в этом плохо развитая конкуренция между перевозчиками.

С автовокзалов Кузбасса осуществляется отправление около 50 прямых межсубъектных маршрутов, охватывающих как прилегающие к области территории: Новосибирскую, Томскую области, Красноярский и Алтайский края, Республику Алтай и Республику Хакасию, так и «дальние» пункты назначения республик Казахстан и Киргизия. Кроме этого, через территорию нашей области осуществляются транзитные рейсы из Красноярска в Бишкек, Барнаул, Усть-Каменогорск.
- Услуги по организации и осуществлению перевозок по межобластным маршрутам, отправление которых происходит с территории Кемеровской области, оказывают более 40 перевозчиков, - рассказывает начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи Людмила ЛАНЦМАН. - При этом примерно треть маршрутов обслуживается только одной компанией-перевозчиком на каждом направлении. А это значит, что на каждом отдельно взятом маршруте из этого числа такая компания является монополистом в предоставлении услуги. Кроме того, стоит отметить, что и число маршрутов, обслуживаемых более чем двумя перевозчиками-конкурентами, тоже совсем невелико.
Учитывая, что каждая комбинация пунктов отправления и назначения рассматривается с точки зрения потребителя транспортных услуг как отдельный рынок, из имеющихся прямых межобластных маршрутов, отправляющихся с территории Кемеровской области, с учетом совпадающих участков, в том числе и по транзитным маршрутам, выделено 83 маршрута. Значит, на этих направлениях еще возможна хоть какая-то конкуренция среди перевозчиков, и, следовательно, когда-нибудь в будущем пассажиры вправе ожидать улучшения условий проезда.
Но в результате анализа, проведенного Кемеровским УФАС России,  установлено, что конкуренция на рынке услуг по перевозкам пассажиров автобусами регионального сообщения по большинству маршрутов, отправление которых осуществляется с территории области, является неразвитой. Например, такими маршрутами являются комбинации Таштагол – Новосибирск, Юрга – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Томск, Тяжин – Шарыпово и некоторые другие.
Однако, учитывая географическое расположение отдельных городов и существующую сеть автомобильных дорог в области, часть направлений обслуживается достаточно большим количеством перевозчиков. Например, Кемерово – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск, Кемерово – Томск, Юрга – Томск: там конкуренция перевозчиков развита хорошо. И, кроме того, как показал анализ Управления, конкуренция умеренно развита на таких направлениях, как Новокузнецк – Белокуриха, Новокузнецк – Новосибирск, Ленинск-Кузнецкий – Новосибирск, Гурьевск – Барнаул. Отчего же по-настоящему комфортная поездка на автобусе дальнего следования обычным пассажирам пока грезится только в мечтах? Этот вопрос прокомментировала руководитель Кемеровского УФАС России Наталья КУХАРСКАЯ:
- Опрос участников рынка межсубъектных перевозок позволил выявить некоторые барьеры входа на рынок. Перевозчики называют основные проблемы, среди которых несовершенство современного законодательства, нормативно-правовой базы органов местного самоуправления - в определении основных принципов взаимоотношений в сфере организации пассажирских перевозок. Так же - отсутствие на федеральном уровне закона, определяющего минимальные транспортные стандарты, гарантирующие доступность, безопасность и качество пассажирских перевозок, разрешительный порядок открытия или изменения маршрута. Названы и сложность в получении кредитов для приобретения новых транспортных средств в собственность предприятия, и низкий, сезонный пассажиропоток, и быстрый износ автобусов из-за плохого покрытия дорог. А в последнее время изменились требования к подвижному составу (в обязательном порядке потребовались ремни безопасности пассажиров, новые сидения водителей и введение некоторых других технических нюансов), что привело к дополнительным затратам и несвоевременному прохождению технического осмотра транспорта.
Но, несмотря на все недостатки дальних поездок для пассажиров, автобусные перевозки между областями и регионами остаются достаточно популярными. Количество перевезенных пассажиров в прошлом году – 718066 человек, а в первом  полугодии текущего – уже 407059. Поэтому, несмотря на трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, передвижение пассажиров автомобильным транспортом имеет неплохие перспективы развития.