Москва-Кемерово-Москва? Новосибирск !

Сфера деятельности: ЖКХ, транспорт и связь

 

«Летайте самолетами «Аэрофлота»! Этот советский слоган в Кузбассе, похоже, придется возрождать. Причем именно в советских реалиях, когда альтернативы «Аэрофлоту» не было. Разница, как и выбор, как выясняется, в одном. Кузбассовцам теперь только нужно выбирать аэропорт для своих перелетов.

Совпадения бывают гораздо чаще, чем события, которые удивляют. Это вам любой журналист скажет. Вот на днях в очередной раз случилось совпадение. Утром позвонил давний читатель с предложением «заняться» ценами на авиабилеты до Москвы. Возмущенно он говорил в трубку: «Из Новосибирска до Москвы и обратно – 14 тыс. рублей, из Томска и того меньше – 10 тыс., у нас – 20. Надо поднимать общественность и профсоюзы!» Вечером этого же дня пресс-служба областной администрации сообщила, что губернатор Аман Тулеев направил телеграммы министру транспорта РФ Игорю Левитину, руководителю федерального агентства воздушного транспорта Александру Нерадько и руководителю Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву с просьбой вмешаться в ситуацию с завышенными ценами на авиабилеты. В сообщении отмечалось, что в администрацию Кемеровской области поступают многочисленные обращения граждан на действия авиакомпаний. «Люди жалуются, что авиакомпании, работающие в Кузбассе, неоправданно завышают цены на авиабилеты Кемерово-Москва и Новокузнецк – Москва. Сегодня, чтобы улететь в столицу, кузбассовцы платят в два раза больше, чем жители соседних регионов. Возникает парадокс: чтобы добраться до Москвы, люди вынуждены по нескольку часов сначала ехать до Томска или Новосибирска и уже там воспользоваться услугами тех же самых авиакомпаний по выгодной цене». По мнению губернатора, «это прямое издевательство над людьми, а это недопустимо». Федеральных министров (те, правда, досиживали последние дни в прежнем правительстве), руководителей ведомств, кузбасских депутатов и сенаторов губернатор призвал «подключиться к решению данной проблемы».

О том, что не только простые граждане, но и обеспеченные бизнесмены, чиновники, даже самые высокопоставленные, частенько летают в Москву не из Кемерова, известно давно. Какой бы чин у тебя ни был, экономность никогда не повредит. Да к тому же из того же Новосибирска в Москву летят несколько самолетов в день. Деловому человеку или просто командировочному (а именно этот пассажир основной на московских рейсах) это просто удобно даже с учетом времени в пути до новосибирского аэропорта Толмачево. И чем больше человек летает, тем ощутимей то самое «издевательство», о котором говорит губернатор. В самом деле, почему нужно ехать в другой регион, чтобы просто дешевле провести 3,5-4 часа в самолете до Москвы?

Вопросом этим уже интересовалась, и неоднократно, главная российская инстанция, способная влиять на цены, – Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Например, летом прошлого года Кемеровское управление ФАС России (кстати, по заданию транспортной прокуратуры) анализировало рынок воздушных перевозок. 

Как сообщило управление, «анализ показал, что образуется неразрывный круг проблем, который мешает снижению цен на авиабилеты. Авиакомпания в калькуляцию цен на тот или иной авиарейс закладывает не более 20% к себестоимости (это уровень рентабельности, которого должны придерживаться авиакомпании, устанавливающие цены на билеты. – Прим. автора) и предполагает для прибыльности рейса определенное количество пассажиров. Однако не всегда желаемое становится действительным. Многие рейсы так и не имеют того пассажиропотока, который ожидается авиаперевозчиком. Соответственно растет и уровень рентабельности, суммы себестоимости распределяются между меньшим количеством человек (при этом у честного авиаперевозчика к себестоимости прибавляется не более 20%). И здесь круг замыкается: повышенная стоимость билета отражается на количестве пассажиров напрямую (вспомним про низкую платежеспособность потребителей) – оно если и не падает, то вряд ли растет».

Попробуем перевести это на бытовой язык. Скажем, есть у вас машина. Не хотите вы ее вхолостую гнать из Кемерова в Новокузнецк. Ищете пассажиров. Понятно, что если их будет четверо, выставленная вами такса обойдется каждому дешевле, чем в случае загрузки машины только тремя пассажирами. Разговоров же вокруг цены поездки можно навертеть сколько угодно. Впрочем, с машиной вы сам себе хозяин, а авиакомпании, как предполагается, работают на конкурентном рынке. Нельзя забывать и о ценах на авиакеросин, которые, почти как любой вид топлива, у нас в стране порой растут совершенно нелогично. Эти два обстоятельствами, правда, тоже оценены. Рынок авиаперевозок назван неконкурентным, а авиакомпания «Сибирь», имеющая самое большое количество рейсов из обоих кузбасских аэропортов, внесена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих более чем 35-процентную долю на рынке или занимающих доминирующее положение. И тут, раз нет особой конкуренции, не стоит и спрашивать, почему такие цены. Да потому, что некому с ними поспорить! Что же до керосина, то и в кемеровском аэропорту, и новокузнецком Спиченково целый шлейф керосиновых проблем. В первом шли бои местного значения за то, кто и на каких условиях будет заправлять самолеты – сам аэропорт или компания-оператор, во втором УФАС напрямую связала формирование «нормальных тарифов экономического класса» с тем, что аэропорт отказывался заключать с авиакомпанией «Сибирь» договор на хранение ее топлива.

Особых результатов расследования УФАС, обращения прокуратуры не дали. Ведь все решения федеральных органов, даже самые строгие и однозначные, сегодня можно оспорить в суде. Что, собственно, и делают все участники рынка. Нам же остается каждый раз сравнивать цены, выбирая приемлемый для себя вариант. И, к сожалению, сравнения не в пользу Кузбасса. Прошерстила 9 мая сайты всех авиакомпаний (это самый доступный и «прямой» способ купить билет), выполняющих полеты до Москвы, и различные интернет-сайты. Исходные данные. Лечу в командировку в Москву в понедельник, 14 мая. Дела в Москве заканчиваются 18-го, в пятницу. Смотрим тарифы эконом-класса или другие «бюджетные» варианты.

А дешевле всего командировка обойдется, если я полечу из Новосибирска авиакомпанией, которая не имеет рейсов из Кузбасса. Цена составит 14 231 рубль. Почти треть стоимости отделяет Кемерово от самого дешевого билета на самолет до Москвы и обратно. Накидываем тысячи полторы на бензин (туда и обратно). Все равно решение не в пользу Кемерова. Но рейс обратно из Москвы не прямой, стыковочный, с долгим ожиданием в Екатеринбурге. Мне это не подходит. Останавливаюсь на 16 368 рублях и заказываю машину до Толмачева. Даже если вы летите по личным делам, автобус или машина до Новосибирска не доведет цену до кемеровской.

Самый дешевый вариант вылета из Кузбасса в Москву – из Новокузнецка. На 3 638 рублей он проигрывает все тому же Новосибирску с рейсом «Аэрофлота». Ну и как, спросите, не вспомнить советское детство и слоганы.

…Демографы и социологи утверждают: чем реже от Урала до Дальнего Востока линии авиарейсов, тем проблемней территории. Соответственно люди реже летают. А если летают, то дорого. В случае с Кемеровом неоправданно дорого. Потому что Кузбасс не назовешь бедным регионом. Уже замечено, к слову, что в прошлом году с расширением чартерной программы за границу «внутренних» пассажиров из кемеровского аэропорта убавилось. Те, кто летает, знают, что цена билетов за границу даже ниже, чем из Кемерова до Москвы…

Конкуренция нужна? Согласна на все 100%. Потому прошу считать свои расчеты обращением в любую заинтересованную в развитии этой конкуренции структуру. А еще в ФАС, которой предлагается одновременно оценить и комментарии авиакомпаний, сводящиеся к тому, что цены на билеты они не завышают.

Татьяна ДУМЕНКО