Отчет Кемеровского УФАС России по итогам работы за 2016 год
Пояснительная записка к отчету Кемеровского УФАС России
по итогам работы за 2016 год
Раздел I. Антимонопольный контроль
1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции
В 2016 году специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области было рассмотрено 462 (762) заявления юридических и физических лиц, указывающих на наличие признаков нарушения Закона «О защите конкуренции».
Из общего числа заявлений, поступивших в Кемеровское УФАС России, большую часть составили заявления на действия сетевых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии в части нарушения требований, установленных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; заявления сетевых организаций на действия смежных сетевых организаций в части нарушения сроков оплаты по договору; а также заявления в сфере торговли по необоснованному росту цен.
Поступившие заявления распределились по статьям Закона «О защите конкуренции» следующим образом:
- статья 10 – 277 (591) заявлений;
- статья 11 – 19 (35) заявлений;
- статья 11.1 – 0 (0) заявлений;
- статья 14.1 – 9 заявлений;
- статья 14.2 – 13 заявлений;
- статья 14.3 – 0 заявлений;
- статья 14.4 – 1 заявление;
- статья 14.5 – 2 заявления;
- статья 14.6 – 6 заявлений;
- статья 14.7 – 0 заявлений;
- статья 14.8 – 29 заявлений;
- статья 15 – 74 (65) заявления;
- статья 16 – 5 (2) заявлений;
- статья 17 – 27 (7) заявлений;
- статья 17.1 – 0 (11) заявлений;
- статьи 18-38 – 0 (0) заявлений.
По сравнению с предыдущим годом произошло значительное (- 39%) снижение количества заявлений за отчетный год по сравнению с предыдущим.
Количество выявленных и пресеченных Кемеровским УФАС России нарушений Закона «О защите конкуренции» в 2016 году равно:
- по статьям 11, 11.1, 14, 17, 25, 34, 38 принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов – 11 (12);
- по статье 10 - принято решений о наличии нарушений со стороны хозяйствующих субъектов – 12 (15) и выполненных предупреждений, выданных по пункту 3, 5, 6 и 8 данной статьи –10 (9);
- по статьям 15,16,17 (в части органов власти) 17.1,18, 19-21, 25 сумме количества нарушений, устраненных до возбуждения дела, выявленных по результатам рассмотрения заявлений и проведенных проверок – 27 (0);
исков в суд без возбуждения дела – 0;
принято решений о наличии нарушений – 4 (18).
1.1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)
В 2016 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 277 (591) заявлений по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции». В результате рассмотрения обращений по 245 (546) заявлениям отказано в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства; по 22 (25) заявлениям возбуждены дела, выдано 11 (9) – предупреждений по результатам рассмотрения заявлений.
В отчетном периоде из 22 (25) возбужденных дел, принято решений о наличии 12 (15) нарушений статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и выдано 8 (9) предписаний.
Виды нарушений ст. 10 Закона «О защите конкуренции» распределись следующим образом:
- навязывание невыгодных условий договора- 1 (0);
- необоснованный отказ от заключения договора – 3 (3) нарушений;
- создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 0(1);
- нарушение порядка ценообразования – 1 (1);
- прочие – 7 (10) нарушений.
К «прочим нарушениям» отнесены следующие нарушения:
- передача электрической энергии ненадлежащего качества; отсутствие контроля за уровнем качества электрической энергии, неисполнение обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии; неустранение либо затягивание устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства);
- введение режима полного ограничения потребления электроэнергии в отношении объекта, принадлежащего хозяйствующему субъекту, осуществляющему услуги по водоснабжению;
- выставление гарантирующим поставщиком хозяйствующему субъекту счетов на оказание услуг по электроснабжению на общедомовые нужды при наличии у хозяйствующего субъекта договора управления с управляющей организацией;
- неправомерное составление Акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии и Акта допуска (проверки) приборов учета электроэнергии с нарушением порядка, предусмотренного Основными положениями, в отсутствие незаинтересованных лиц;
- направление гарантирующим поставщиком в адрес сетевой организации некорректной заявки на введение режима полного ограничения потребления электрической энергии на котельных, а также неуведомление потребителя о необходимости самостоятельного введения режима ограничения потребления электрической энергии;
- нарушение сетевой организацией порядка введения режима ограничения потребления электрической энергии в отношении котельных, установленного Правилами ограничения режима потребления;
- передача горячей воды ненадлежащего качества потребителям, обслуживаемым управляющей компанией, а также неосуществление контроля за качеством поставляемой горячей воды;
- неуведомление потребителей о предстоящем ограничении режима потребления электрической энергии, в неосуществлении требуемого ограничения режима потребления.
Наиболее характерными видами нарушения из перечисленных, в отчетном периоде – это нарушения в сфере электроснабжения, теплоснабжения.
Сотрудниками Кемеровского УФАС России ведется активная разъяснительная работа антимонопольного законодательства, это работа наглядно отражается на незначительном количестве возбужденных дел и как следствие выявленных нарушений в отчетном периоде.
Снижение количества возбужденных дел в отчетном периоде объясняется эффективностью превентивной работы, проводимой антимонопольным органом, направленной на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства, введением института предупреждений.
Так, за отчетный период Кемеровским УФАС России было выдано 11 (15) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 части 1 статьи 10.
Предупреждения распределились следующим образом:
- пункт 3 части 1 статьи 10 – 4 (6) предупреждений;
- пункт 5 части 1 статьи 10 – 6 (9) предупреждений;
- пункт 6 части 1 статьи 10 – 1 (0) предупреждений;
За отчетный период исполнено 7 (10) предупреждений:
- пункт 3 части 1 статьи 10 – 3 (3) предупреждений;
- пункт 5 части 1 статьи 10 – 3 (6) предупреждений.
- пункт 6 части 1 статьи 10 – 1 (0) предупреждений
В отчетном периоде 4 предупреждения не выполнено в установленный срок, и по ним возбуждены дела – 4.
1.1.2.Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)
Общее количество дел возбуждено в отчетном периоде 2 (два), из которых признано фактов нарушений 1(одно) нарушение:
- повышение, снижение или поддержание цен на торгах – нарушение не установлено;
- создание препятствий доступа на рынок, выходу с рынка – нарушение установлено.
В предыдущем отчетном периоде по указанной статье Кемеровским УФАС России было возбуждено – 4 (четыре) дела. По результатам рассмотрения дел факт нарушения был выявлен по 1 (одному) делу, выразился в повышении, снижении или поддержании цен на торгах.
1.1.3.Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде факты нарушений ст. 11.1 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России выявлены не были.
1.1.4.Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2.1 Закона о защите конкуренции)
В 2016г. Кемеровским УФАС России было выявлено 3 нарушения (в 2015г.- 11 нарушений) статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции, из них:
По видам нарушения антимонопольного законодательства распределились следующим образом:
- 1 нарушение - ст.14.1 - Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации;
- 2 нарушения - ст. 14.6 - Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения;
Нарушения антимонопольного законодательства были выявлены в следующих сферах деятельности:
- 2 - торговля, общественное питание, бытовое обслуживание;
- 1 - прочие сферы деятельности на товарных рынках.
К прочим сферам деятельности на товарных рынках относятся услуги в сфере СМИ и деятельность по проведению поверок средств измерений.
Кемеровское УФАС России исков в суд без возбуждения дела не подавало.
Количество возбужденных в отчетном периоде дел по признакам нарушения статей 14.1 - 14.8 Закона о защите конкуренции по сравнению с 2015 годом уменьшилось, в связи с вступившими в силу с 05.01.2016г. изменениями в Закон о защите конкуренции и появлением института предупреждения по формам недобросовестной конкуренции.
В 2016г. Кемеровским УФАС России возбуждено 4 дела, из них: рассмотрено 3 дела (в 2015г. - 13 дел), 1 дело находится в стадии рассмотрения.
По результатам рассмотрения дел в отчетном периоде установлено нарушения, связанных с недобросовестной конкуренцией (в 2015г. - 11 нарушений).
В 2016 году Кемеровским УФАС России было выдано 12 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 14.1, 14.2, 14.8 Закона о защите конкуренции:
- статья 14.1 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации» - 5 предупреждений, из них 1 предупреждение было обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области (решением Арбитражного суда Кемеровской области было признано законным и обоснованным).
- статья 14.2 «Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение» - 1 предупреждение;
- статья 14.8 «Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции» - 6 предупреждений.
Необходимо отметить, что по результатам рассмотрения поступающих в адрес Кемеровского УФАС России заявлений по признакам нарушения статей 14.1-14.8 Закона о защите конкуренции, остается тенденция к отказу в возбуждении дел и выдачи предупреждений (в 2016г. отказано в возбуждении дела по 46 заявлениям; в 2015г. отказано в возбуждении дела по 38 заявлениям), в связи с не подтверждением изложенных в заявлениях фактов, поскольку, обращаясь с заявлением о случаях «недобросовестной конкуренции», заявители зачастую не имеют четкого представления о квалификации признаков нарушения по данной статье, отсутствуют доказательства наличия конкурентных отношений между заявителями и лицами, в отношении которых подаются заявления.
1.1.5.Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)
Одним из основных направлений деятельности Кемеровского УФАС России, по-прежнему, остается деятельность, направленная на снижение административных барьеров для входа хозяйствующих субъектов на товарные рынки путем повышения контроля за соблюдением органами власти и управления требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 3 дела по признакам нарушения органами власти и управления Кемеровской области требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 – 18 дел), таким образом в 2016 году произошло уменьшение количества возбужденных дел по признакам нарушения указанной правовой нормы.
В процессе рассмотрения 1 дела, возбужденного Кемеровским УФАС России, были установлены и подтверждены факты нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 году было установлено 16 фактов нарушения данной правовой нормы).
Уменьшение количества выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено повышением эффективности работы управления, направленной на адвокатирование конкуренции, а также на предупреждение принятия (осуществления действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, введением института предупреждений по статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В целях пресечения антиконкурентных актов и действий органов местного самоуправления было выдано 1 предписание (в 2015 году 20 предписаний).
Предписание, выданное органу местного самоуправления, находится в стадии исполнения.
2 факта нарушения антимонопольного законодательства в процессе рассмотрения дел подтверждены не были, вследствие чего Комиссией Кемеровского УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу (в 2015 году – 2 факта).
Таким образом, в 2016 году не произошло уменьшение количества принятых решений о прекращении производства по делу в связи с отсутствием факта нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
В 2016 году по сферам деятельности хозяйствующих субъектов, которые были затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов власти и управления, нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» были выявлены на рынке организации услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
По структуре (видам) выявленное нарушение статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», допущенное органом власти и управления, выразилось в выборе исполнителя работ, оказания услуг для муниципальных нужд без проведения торгов, было отнесено в отчетном периоде к «прочим нарушениям».
В отчетном периоде Кемеровским УФАС России в полном объеме реализовывались меры, направленные на пресечение выявленных нарушений антимонопольного законодательства.
Всего в отчетном периоде Кемеровским УФАС России органам власти и управления было выдано 30 предупреждений, в связи с наличием в их действиях признаков нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 – предупреждения органам власти и управления не выдавались).
2 предупреждения были выданы в период рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Из 30 выданных предупреждений:
28 - выполнено;
1 - в стадии исполнения;
1 предупреждение, выданное в период рассмотрения дела о нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в установленный срок исполнено не было, рассмотрение дела было продолжено.
Кемеровским УФАС России выявлено 10 правовых актов, принятых с нарушением антимонопольного законодательства.
Все ограничивающие конкуренцию правовые акты были отменены (изменены) органами власти и управления Кемеровской области в добровольном порядке.
В 2016 году совершенные Кемеровским УФАС России действия, направленные на отмену (изменение) правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», являлись полными и достаточными для устранения выявленных нарушений, в связи с чем решения об обращении в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования в отношении нормативных правовых актов, противоречащих антимонопольному законодательству, не принимались.
В отчетном периоде Кемеровским УФАС России факты принятия законодательным органом субъекта Российской Федерации правовых актов, вступающих в противоречие с требованиями статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены не были.
Нарушения данной правовой нормы со стороны органов власти и управления Кемеровской области на рынке финансовых услуг установлены не были.
1.1.6.Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (в 2015 – 1).
В процессе рассмотрения данного дела факт ограничения конкуренции в действиях органа власти и управления Кемеровской области, хозяйствующего субъекта при заключении антиконкурентного соглашения нашел свое подтверждение (в 2015 – 1). Предписания об устранении нарушения не выдавались в связи с окончанием срока действия ограничивающего конкуренцию соглашения.
Выявленное в отчетном периоде нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» имело форму ограничения доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок.
В связи с тем, что указанное решение было объявлено - 21.12.2016, изготовлено в полном объеме – 29.12.2016, вопрос о возбуждении административного производства в отношении хозяйствующего субъекта, органа местного самоуправления в настоящее время разрешается.
В 2016 году Кемеровским УФАС России факты нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны органов власти и управления Кемеровской области, хозяйствующих субъектов на рынке финансовых услуг установлены не были.
1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде по признакам нарушения статьи 17 возбуждено 11 дел (в 2015 г. – 1 дело), в процессе рассмотрения которых установлено 10 (десять) нарушений, выдано 2 (два) предписания, из которых 1 (одно) исполнено, 1 (одно) находится в стадии исполнения.
К «прочим нарушениям» статьи 17 Закона о защите конкуренции, выявленных в отчетном периоде и указанных в форме № 1 отнесены следующие нарушения:
- неразмещение Плана закупок, товаров, работ и услуг в единой информационной системе;
- необоснованные требования в конкурсной документации;
- отказ в даче разъяснений положений извещения, документации при проведении запроса цен.
По 1 делу было принято решение о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности.
1.1.8.Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области факты нарушения статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» в действиях органов власти и управления установлены не были (в 2015 году – 1).
1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)
Дела Кемеровским УФАС России не возбуждались.
1.1.10.Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде значительная часть жалоб, в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пришлась на следующие виды торгов:
-аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
-продажа государственного и муниципального имущества;
-реализация имущества должников, в порядке Закона об исполнительном производстве.
-по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
-реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в форме публичного предложения.
Основные виды нарушений в 2016 году распределились следующим образом:
- установление в документации требований, несоответствующих действующему законодательству РФ (нарушающих права участников, препятствующих подаче заявки);
- необоснованный отказ в допуске к участию в торгах;
- нарушение порядка организации и проведения торгов;
- нарушение порядка определения победителя торгов (порядка оценки заявок);
- нарушение сроков заключения договоров по результатам торгов.
1.1.11.Предоставление государственных или муниципальных преференций
В отчетном периоде Кемеровским УФАС России факты, указывающие на наличие признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при использовании хозяйствующими субъектами государственных или муниципальных преференций установлены не были.
1.1.12.Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет
В отчетном периоде дел, в решение по которым включено требование об изъятии в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами не возбуждалось.
1.1.13.Практика направления предостережений
В отчетном периоде предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции» не выдавались.
1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля
1.2.1.Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде ходатайств в соответствии со статьей 27, 28 Закона о защите конкуренции в Кемеровское УФАС России не поступало (в 2015 г. – 6 ходатайств).
Нарушений статьи 34 Закона о защите конкуренции в 2016 г. Кемеровским УФАС России не выявлялось.
1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)
За отчетный период в процессе осуществления контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов уведомления от хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 35 Закона о защите конкуренции в адрес Кемеровского УФАС России, не поступали.
Предписания, направленные на обеспечение конкуренции в рамках предварительного контроля соглашений на соответствие антимонопольному законодательству за указанный период не выдавались.
1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)
В отчетном периоде решений о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии со статьей 38 Закона о защите конкуренции Кемеровским УФАС России не выдавалось.
1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)
В отчетном периоде Кемеровским УФАС России было рассмотрено 3 ходатайства, поданных субъектами естественных монополий в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях» (в 2015 – 1 и 8 уведомлений). По результатам рассмотрения указанное ходатайство было удовлетворено без выдачи предписания.
1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций
В 2016 году Кемеровским УФАС России было проведено 3 проверки в отношении органов власти и управления Кемеровской области.
По результатам всех указанных выше проверок факты нарушения Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях органов власти и управления установлены не были (2015 – 3 дела).
Уменьшение количества выявленных нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» обусловлено повышением эффективности работы управления, направленной на адвокатирование конкуренции, а также на предупреждение принятия (осуществления действий), направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Кроме того, по результатам проверок, проведенных в 2015 году, Кемеровским УФАС России 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15 000 руб. Административный штраф оплачен.
1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации
В отчетном периоде материалы для возбуждения правоохранительными органами уголовных дел Кемеровским УФАС России в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации не передавались.
1.5.Представление информации для подготовки доклада в ОЭCР
Опросная анкета заполнена (таблица №6 приложена к пояснительной записке).
Раздел 2.Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле)
В 2016 году в Кемеровское УФАС России поступило 9 заявлений (в 2015 г. - 4 заявления) по признакам нарушения Закона о торговле, которые распределились в разрезе статей следующим образом:
- по статье 13 - 4 заявления (в 2015 г. - заявлений не поступало);
- по статье 14 - 5 заявлений (в 2015 г. - 2 заявления).
По результатам рассмотренных заявлений, не выявлены признаки нарушения Закона о торговле.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о торговле Кемеровским УФАС России 01 июля 2015 года было подано 3 судебных иска о признании договоров аренды нежилых помещений для размещения магазинов розничной торговли продуктами питания, алкогольной продукцией и дополнительным ассортиментом товаров народного потребления, недействительными и применении последствий недействительности сделок в отношении ООО «Розница К-1», ООО «ПКФ «Мария-Ра», ООО «Междуреченскторг», осуществляющих деятельность на территории Междуреченского городского округа Кемеровской области.
Арбитражным судом Кемеровской области вышеуказанные иски Кемеровского УФАС России были приняты к производству, в настоящее время удовлетворены исковые требования Кемеровского УФАС России, в части признания договора аренды недействительным по делу №А27-12681/2015, производства по 2 делам находятся в стадии рассмотрения.
Раздел 3.Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике
Решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период) Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не принималось, в связи с отсутствием на территории Кемеровской области таковых субъектов.
действие | количество |
Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики |
|
Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики |
|
Таблица №2 «Сведения о рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства в электроэнергетике, связанных с нарушением Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861» прилагается.
Таблица №3 «Сведения о рассмотрении административных дел о нарушении законодательства в электроэнергетике Правил недискриминационного доступа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861» прилагается.
Раздел 4.Контроль рекламной деятельности
В 2015г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило 205 заявлений, указывающих на нарушения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в 2015г. - 272 заявления).
По результатам рассмотрения заявлений по 82 заявлениям было отказано в возбуждении дела, в связи с отсутствием нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - Закон о рекламе).
В отчетном периоде Кемеровским УФАС России всего было возбуждено 134 дела по признакам нарушения Закона о рекламе (в 2015г. - 170 дел), из них:
- 11 дел по инициативе Кемеровского УФАС России (в 2015г. – 11 дел);
- 123 дела по результатам рассмотрения заявлений физических и юридических лиц (в 2015г. - 159 дел).
По 40 делам Кемеровским УФАС России были приняты решения о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием фактов нарушения законодательства о рекламе (в 2015г. - по 38 делам).
По 94 делам приняты решения о наличии нарушений законодательства о рекламе (в 2015г. - по 132 делам), по результатам рассмотрения дел выдано 56 предписаний (в 2015г. - 178 предписания), 53 предписания исполнено (в 2015г. - 178 исполнено).
Факты, указывающие на события правонарушения в структуре выявленных Кемеровским УФАС России нарушений законодательства о рекламе выглядят следующим образом:
на статью 5 - 221 факт (недобросовестная реклама, недостоверная реклама, отсутствие существенной информации в рекламе, о соблюдении законодательства РФ);
на статью 7 - 41 факт (запрещенные к рекламе товары);
на статью 14 - 3 факта (объем рекламы в телепрограмме);
на статью 18 - 31 факт (реклама по сетям электросвязи);
на статью 19 - 11 фактов (иные нарушения);
на статью 21 - 15 фактов (размещение рекламы алкогольной продукции, предупреждение о вреде потребления алкогольной продукции);
на статью 24 - 16 фактов (реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения);
на статью 28 - 33 факта (реклама финансовых услуг).
Наиболее часто встречающиеся нарушения законодательства о рекламе приходятся на недобросовестную, недостоверную рекламу, в том числе рекламу с отсутствием существенной информации, а также рекламу финансовых услуг, алкогольной продукции и медицинских услуг.
В 2016г. по признакам нарушения статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), предусматривающую административную ответственность за нарушение законодательства о рекламе было возбуждено 80 дел (в 2015г. - 164 дела) об административных правонарушениях, из них:
- по 47 делам - выданы Постановления о наложении штрафа (в 2015г. - по 137 делам) на общую сумму - 2 232 000 рублей (в 2015г. – 8 873 000 рубля).
- 21 дело прекращено (в 2015г. - 27 дел).
- 27 постановлений исполнено, выданных в отчетном периоде (в 2015г. - 25 исполнено),
- 15 Постановлений исполнено, выданных в 2015г.
Сумма штрафов, подлежащих к взысканию составила - 2 232 000 рублей (в 2015 г. - 8 873 000 рубля).
Сумма уплаченного штрафа составила 1 559 858,59 рублей (в 2015г. - 914 000 рублей).
9 Постановлений (в 2015г. - 61 постановление) о наложении административного взыскания находятся в стадии исполнения.
Осуществляя государственный контроль в сфере производства, размещения и распространения рекламы Кемеровское УФАС России регулярно проводит ряд мероприятий:
- фото-, видеосъемка наружной рекламы;
- выборочная проверка печатных СМИ;
- просмотр рекламы, распространяемой в телепрограммах;
- прослушивание рекламы, распространяемой радиоканалами.
Данная работа направлена на предотвращение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение, защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.
В целях предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в области законодательства о рекламе Кемеровское УФАС России в 2016г. осуществляло взаимодействие с:
1.Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов, предоставлении информации, необходимой для рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе.
2.Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области и г.Кемерово в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.
3.Управлением Министерства внутренних дел по г. Кемерово в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.
4.Управлением ФНС России по Кемеровской области в форме предоставления информации о месте регистрации хозяйствующих субъектов, справочной информации.
5.Прокуратурой Кемеровской области, г.Кемерово, Заводского района г.Кемерово, г.Новокузнецка, Яйского района Кемеровской области в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.
6.Администрацией Кемеровской области и г.Кемерово в форме рассмотрения обращений о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.
7.Комитетом управления муниципального имущества г.Юрги в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.
8.Управлением лицензирования медико-фармацевтических видов деятельности Кемеровской области в форме рассмотрения обращения о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующих субъектов.
9.Департаментом транспорта и связи Кемеровской области в форме рассмотрения заявления о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе в действиях хозяйствующего субъекта.
Раздел 5.Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП
Дел о привлечении должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России в отчетном периоде не передавалось.
Сведения о привлечении лиц к ответственности по статье 20.25 КоАП представлены по следующей таблице:
Лицо, в отношении которого составлен протокол | Дата передачи материалов (протокола) на рассмотрение в суд | Дата вынесения судом постановления о привлечении к ответственности с указанием вида административного ответственности | Дата вступления постановления в законную силу | Информация об исполнении постановления суда |
<…> | 06.10.2016 | 25.11.2016, административный штраф | 07.12.2016 | В стадии |
<…> | 10.11.2016 | 14.12.2016, административный штраф | 26.12.2016 | В стадии |
<…> | 12.01.2017 | В стадии рассмотрения | -
| - |
<…> | 19.09.2016 | 12.10.2016, административный штраф | 21.12.2016 | Исполнено, штраф оплачен |
<…> | 02.03.2016 | 07.04.2016, административный штраф | 22.04.2016 |
|
<…> | 04.03.2016 | 11.04.2016, административный штраф | 26.04.2016 |
|
<…> | 10.03.2016 | 20.04.2016, административный штраф | 06.05.2016 |
|
<…> | 21.04.2016 | 01.06.2016, административный штраф | 17.06.2016 |
|
<…> | 26.04.2016 | Постановление от 22.06.2016 о прекращении | 07.07.2016 | Письмо председателю суда от 26.07.2016 о неправомерности постановления. Ответ от 15.08.2016 |
<…> | 11.05.2016 | 23.06.2016, постановление о прекращении по ст. 2.9 КоАП РФ | 08.07.2016 |
|
<…> | 17.06.2016 | 22.07.2016, административный штраф | 08.08.2016 |
|
<…> | 15.08.2016 | 28.09.2016, административный штраф | 13.10.2016 |
|
<…> | 29.08.2016 | 11.10.2016, постановление о прекращении производства по делу | 26.10.2016 |
|
<…> | 15.09.2016 | 13.10.2016, административный штраф | 28.10.2016 |
|
<…> | 21.10.2016 | 17.11.2016, административный штраф | 02.12.2016 |
|
<…> | 03.11.2016 | 29.11.2016, административный штраф | 14.12.2016 |
|
<…> | 30.11.2016 | 23.12.2016, административный штраф | 14.01.2017 |
|
<…> | 19.01.2016 | 01.03.2016, административный штраф | 16.03.2016 |
|
<…> | 22.01.2016 | 18.03.2016, административный штраф | 02.04.2016 | остаток задолженности 100 тыс. руб. № 33066/16/42037-ИП |
<…> | 22.01.2016 | Определение о возврате
|
| Письмо председателю суда о несогласии от 16.03.2016 |
<…> | 22.01.2016 | Определение о возврате |
| Письмо председателю суда о несогласии от 16.03.2016 |
<…> | 22.01.2016 | Определение о возврате |
| Письмо председателю суда о несогласии от 16.03.2016 |
<…> | 26.01.2016 | 19.02.2016, административный штраф | 04.03.2016 |
|
<…> | 09.02.2016 | 17.03.2016, административный штраф | 01.04.2016 |
|
<…> | 10.02.2016 | Определение о возврате |
| Письмо в адрес председателя суда о несогласии |
<…> | 12.02.2016 | Определение о возврате |
|
|
<…> | 12.02.2016 | Определение о возврате |
|
|
<…> | 20.02.2016 | 30.03.2016, административный штраф | 14.04.2016 |
|
<…> | 20.02.2016 | 21.03.2016, административный штраф | 05.04.2016 |
|
<…> | 16.03.2016 | 25.04.2016, административный штраф | 10.05.2016 |
|
<…> | 27.05.2016 | 21.07.2016, административный штраф | 05.08.2016 |
|
<…> | 11.08.2016 | Возврат материалов по 20.25 КоАП РФ по причине не доставления ответчика в суд |
| Письмо в адрес председателя суда о несогласии
|
<…> | 09.06.2016 | Постановление о прекращении в связи с истечение сроков давности № 5-655/2015-6 от 13.07.2016г. | 28.07.2016 |
|
Раздел 6.Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд с исковыми требованиями.
В отчетном периоде 6 (шесть) решений и предписаний антимонопольного органа, принятых в отчетном и предыдущих периодах, были признаны судом недействительными в полном объеме и частично.
В предыдущем отчетном периоде 4 (четыре) решения и предписания антимонопольного органа, принятых в отчетном и предыдущих периодах, были признаны судом недействительными в полном объеме и частично.
Исковые заявления антимонопольным органом в отчетном периоде не подавались.
Раздел 7.Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности
В 2016 году жалобы в соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве) на рассмотрение в адрес Кемеровского УФАС России не поступали.
В отчетном периоде заявления на акты, действия (бездействие) органов власти и управления Кемеровской области в сфере градостроительных отношений, выраженные в незаконном отказе в приеме документов и заявлений, предъявлении требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в Кемеровское УФАС России не поступали, факты, свидетельствующие о нарушениях в сфере градостроительных отношений», установлены не были.
Раздел 8.Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями
В отчетном периоде в судебном порядке оспаривались 5 решений Кемеровского УФАС России, принятых в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по которым вынесены и вступили в силу судебные акты.
Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
Поступило жалоб всего | 1108 |
из них: |
|
возвращено | 154 |
отозвано заявителем | 136 |
|
|
- признано обоснованными | 307 |
- признано необоснованными | 511 |
В 2016 году в адрес Кемеровского УФАС России поступило 1108 жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о закупках, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях | |||||
| |||||
Пункт | Наименование мероприятия | Количество |
| ||
A | Б | 1 |
| ||
01. | Вышло материалов о деятельности территориального управления ФАС России в печатных и Интернет-СМИ, всего | 1 803 |
| ||
02. | "ТВ передачи". Количество теле-интервью или развернутых комментариев в телевизионной студии с участием представителя территориального органа, всего | 5 |
| ||
02.01. | "Интервью". Количество развернутых материалов о деятельности территориального органа в печатном или интернет издании, на радио, в котором представитель территориального органа ФАС России является главным спикером/главным действующим лицом | 12 |
| ||
03. | Проведено пресс-конференций, брифингов всего | 4 |
| ||